Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Среди современных педагогических технологий не выделяется специальная здоровьесберегающая технология как особая образовательная технология, а само понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "...здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Термин "психологическое здоровье" введен ВОЗ в 1979 году. Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию [1].

Конечно такой фактор, как школьное образование, играет немалую роль в сохранности здоровья школьников. В то же время значительно повлиять на физическое здоровье, которое зависти не только и не столько от социально-педагогических условий, а в большей степени - от наследственности, уровня жизни, традиций семейного воспитания и уклада, экологической обстановки, педагог может лишь опосредованно - создав условия для сохранения и поддержания его психологического здоровья. А ребенок уже сам при должном подходе в воспитании потребности в здоровом образе жизни будет заинтересован (или не заинтересован) в сохранении и поддержании своего физического здоровья. Физическое здоровье без психологического невозможно. "В здоровом теле - здоровый дух", т.е. здоровый духом человек сможет сохранить и приумножить физическое, телесное здоровье.

Я являюсь классным руководителем 8 класса. В моем классе 23 ребенка (10 мальчиков, 13 девочек), 1 ребенок обучается индивидуально по программе VIII вида, 1 ребенок интегрирован в общеобразовательный класс, обучается по программе VII вида. В классе 4 ребенка-инвалида детства, 6 детей - с ограниченными возможностями здоровья. 3 детей воспитываются в семьях бабушек (без родителей). Таким образом, более 50% детей имеют особые образовательные потребности, и к таким детям требуется особый педагогический подход.

Моя цель, как классного руководителя, заключаются в следующем: создать условия для личностного роста каждого ребенка и тем самым обеспечить для детей психологический комфорт как одну из составляющих психологического здоровья.

Я ставлю следующие задачи:

  • Сформировать здоровый, дружный, сплоченный классный коллектив с благоприятным психологическим климатом
  • Создать условия для самопознания и саморазвития каждого ребенка

Ожидаемый результат:

  • дети умеют удовлетворять свои нужды без ущерба для других;
  • дети демонстрируют энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;
  • учащиеся активны в общественной жизни;
  • учащиеся толерантны в общении друг с другом, умеют ценить и принимать другого человека таким, каков он есть;
  • дети открыты новому жизненному опыту;
  • дети стремятся реализовать себя в различных видах деятельности.

Данная разработка рекомендуется к использованию классным руководителям, классным воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам.

Описание работы

Меня, как учителя и классного руководителя, волнуют вопросы, связанные с созданием условий для личностного роста каждого ребенка и обеспечением для детей психологического комфорта в классе и школе.

Задача по сплочению коллектива и задача по обеспечению личностного роста каждого учащегося реализуются параллельно.

Каждый педагог самостоятельно, основываясь на педагогическом опыте, исходя из особенностей классного коллектива, в котором работает, осуществляет подбор технологий, методов и форм воспитательной работы. Направления работы, формы работы, применяемые методики определяются мною исходя из результатов исследований. Используемые мною методики изучения коллектива и личностного роста учащихся, результаты исследования подробно изложены в приложениях (№1-4). На основании этих исследований, можно сделать вывод, что:

  • у 80% учащихся высокая степень удовлетворенности школьной жизнью;
  • показатель психологического климата в классе средний, ближе к высокому уровню;
  • в развитии классного коллектива, по мнению большинства учащихся, класс находится на 4 ступени развития из пяти.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

По результатам социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе выявлено, что в целом члены коллектива поддерживают между собой дружеские отношения. Учащиеся, обозначенные в позиции "лидера", являются лидерами в органах ученического коллектива, это отличники и активисты. Данный результат говорит о результативности работы по сплочению коллектива и о высокой ценности для детей интеллектуального личностного потенциала. Окружающий коллектив благоприятствует личностному развитию учащихся. Такого результата можно добиться только благодаря целенаправленной, систематической работе по сплочению классного коллектива. Я провожу работу таким образом, чтобы сделать класс дружным, активным и психологически здоровым коллективом, в котором каждый будет стремиться быть интеллектуальным, добрым, внимательным к себе и окружающим.

Направления работы классного руководителя

Направления работы Формы работы Пример
Развитие классного коллектива Коллективное творческое дело Подготовка к празднованию Нового года, Осеннего бала, спортивным праздникам и т.д.
Совместные мероприятия с родителями Ежегодные туристические походы, спортивные соревнования и вечера отдыха на 8 марта
Организация ученического самоуправления Самостоятельная работа учащихся по организации жизни классного коллектива
Участие в областной профилактической программе "Соревнования классов, свободных от курения" Взаимные обязательства, активное участие в мероприятиях
Классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся "Слова и поступки", "Спешите делать добро", "Учитесь говорить "Нет!"", "Магия общения" и др.
Создание условий для личностного роста учащихся Организация ученического самоуправления Работа внутриклассных центров со сменным составом
Коллективное творческое дело Посильные поручения, отвечающие склонностям учащихся
Создание ситуации успеха Конкурсные мероприятия внутри класса, школы, района, области
Игры (развивающие, деловые, дидактические)
Технология "Портфолио" Папка-накопитель достижений на каждого учащегося
Воспитание нравственности, патриотизма Коллективное творческое дело Проект "Наша клумба"
Социальное проектирование Проекты "Святые символы нашего села", "Наша школа лучше всех"
Социальное партнерство Сотрудничество с Домом молодежных организаций по программе "Ветераны Афганской войны"

Направления работы классного руководителя разнообразны, но самое главное, что их объединяет - систематичность, традиционность и последовательность, связанная с возрастными особенностями учащихся.

При проведении КТД используется принцип: "Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем". Именно поэтому, коллективные творческие дела способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивают художественный вкус и способствует раскрытию талантов, совершенствуют коммуникативные навыки (ребята учатся конструктивным способам взаимодействия с окружающими). Таким образом, КТД как основная форма в системе воспитательной работы в классе помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.

Ученическое самоуправление как одна из форм работы позволяет эффективно развивать классный коллектив, к тому же сменность состава ученического актива позволяет каждому ребенку "примерить" различные "роли", т.е. создаются условия для самопознания и саморазвития каждого ребенка.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание - собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя;

  • решает вопросы жизни классного коллектива;
  • утверждает общественные поручения;
  • слушает отчеты об их исполнении;
  • решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
  • вырабатывает предложения в адрес Совета класса.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет класса, который собирается по мере необходимости.

Совет класса выполняет следующие функции:

  • выполняет решения классного собрания обучающихся;
  • организует дежурство по классу, самообслуживание, питание;
  • организует внеклассные мероприятия;
  • готовит и проводит классные собрания;
  • организовывает участие класса в школьных ученических делах.

Совет класса состоит из следующих центров:

  • Центр "Наука и образование": его задача состоит во взаимопомощи в учении, участии в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.
  • Центр "Труд": его задача состоит в активном участии в организации трудового воспитания.
  • Центр "Спорт и туризм": его задача состоит в проведении спортивных мероприятий на уровне класса и участии в спортивных мероприятиях школы.
  • Центр "Досуг": его задача состоит в подготовке и проведении КТД.
  • "Пресс-центр": его задача состоит в освещении результатов работы Центров в стенной газете, выпуск праздничных газет, выпуск общешкольной газеты "Бумеранг".

Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием. (см. приложение №5)

Участие в программе "Соревнование классов, свободных от курения" - еще один ресурс для создания благоприятного психологического климата. Суть программы заключается в том, что весь класс в целом и каждый ученик в отдельности берет на себя и на класс обязательство - не курить на протяжении всего срока участия в программе. Отказ от курения - условие участия в программе. Соревнования же проходят как между классами, так и в личном зачете, причем направления соревнований настолько разнообразны, что позволяют каждому ребенку найти для себя интересное занятие и возможность реализовать себя: спорт, танцы, интеллектуальные игры, декоративно-прикладное творчество, туризм, художественно-эстетическое направление т.д. Жизнь класса в программе очень насыщенна. У детей просто не остается времен на вредные привычки. Известно, что здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Социальное проектирование и социальное партнерство. Воспитание любви к Родине, воспитание достойного гражданина являются важными составляющими учебно-воспитательной работы. Я считаю, что психологически здоровый ребенок, любит свою Родину и является достойным гражданином своего Отечества. Я пришла к выводу, что технология социального проектирования является достаточно эффективной, так как, основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у воспитанников собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе работы над проектом, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села и страны в целом. Проектирование в социальной сфере является важным инструментом, как развития классного коллектива, так и реализации личности в этом коллективе.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, что является одним из основных условий успешной самореализации;

  • предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу,
  • увлеченность какой-либо областью деятельности, активность и самостоятельность;
  • ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого,
  • разборчивость в средствах достижения цели,
  • способность к сильным чувствам и переживаниям,
  • осознание своей индивидуальности [2].

В данном классе я проработала 4 учебных года. На данный момент можно говорить об отдельных результатах работы:

Учебные: на протяжении 4 лет не снизились показатели успеваемости и качества знаний. В классе 6 отличников и 6 хорошистов (трое хорошистов имеют оценку "4" лишь по одному предмету). 5 учеников имеют 1-2 оценки "удовлетворительно". Почти у всех учащихся есть стремление хорошо учиться, и равнение идет на отлично успевающих учеников.

Сформированность коллектива: воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый в классе конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психологического и социального благополучия учащихся. В классном коллективе идёт формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы в классе является положительная динамика межличностных отношений, сплочённости учащихся и удовлетворённость их общением. Динамика показывает: идёт позитивное развитие коллектива, увеличивается процент учащихся, статус которых повышается.

Проведённое исследование показывает, что в развитии классного коллектива наблюдается следующая положительная динамика:

1) преобладает желание трудиться сообща;

2) виден рост индивидуальности;

3) преобладает заинтересованность делами друг друга;

4) виден рост чувства гордости за свой коллектив. (См. приложение №6)

Личностные достижения занятость в дополнительном образовании (100%). Активная жизненная позиция, сформированная у учащихся, определяет их активное участие в жизни класса, школы. Как следствие, с каждым годом результативность участия в различных конкурсах повышается. Можно отметить, что дети с ограниченными возможностями, которые обучаются в моем классе, тоже очень активно принимают участие в различных, в том числе конкурсных, мероприятиях. В частности, Григанов Иван и Жуков Владислав ежегодно занимает призовые места в конкурсах среди детей-инвалидов. (См. приложение №7)

Мои предложения:

- при организации воспитательных мероприятий в классе тесно взаимодействовать с общественными организациями района (Дом молодежных организаций, ветеранами войны, труда и т.д.);

- целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни, в основе которого лежит не только физическое, но и психологическое здоровье;

- тема нравственности в воспитательных программах класса должна быть определяющей;

- работу проводить совместно с родителями, психологами школы и Психолого-педагогическим центром;

- сделать традиционными мероприятия, направленные на сохранение психологического здоровья учащихся.

Психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть, если исключить влияние генетических факторов, катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

Считаю, что психологическому здоровью учащихся необходимо уделять очень серьезное внимание, скорее всего, в будущем, оно может служить определяющим фактором благополучия страны.

Используемые источники.

1.Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. - Самара: ГОУ СИПКРО, 2007 - 140 с.

2. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2291