Цель: Показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у будущих граждан страны.
Материалы: Название занятия на доске, карточки с пословицами, карточки со словарными словами.
План:
- Вступление. Объяснение пословиц. Чтение стихотворения Э. Мошковской.
- Беседа о значении труда с включением художественного материала.
- Анализ высказываний выдающихся мыслителей.
- Чтение цепочкой пословиц.
- По всем пунктам плана – словарная работа.
- Задание – вывод.
Наше занятие называется «Человек и труд». Задача – в процессе занятия, выяснить: каково же значение труда в жизни человека и человечества, словарь, имена выдающихся деятелей.
В начале хочу вас спросить: как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?
Что же такое леность?
Почему человек ленится?
Перечислите, пожалуйста, пороки (недостатки), к которым ведёт лень (не работают, не доводят дело до конца, откладывают дело на «потом» и т. д.).
Каждый человек должен в жизни иметь цель, и для достижения её должен быть ответственным и уверенным в себе.
Послушайте стихотворение писательницы Э. Мошковской «Лежебока».
Горько живёт Лежебока – кровать Лежебоке высока, полы от кровати далёко.
Слезать Лежебоке – морока. Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока. Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко: - Кабы ещё бы два бока.
Вопросы:
- Какого человека называют лежебокой? (лежит на боку и ничего не делает).
- Почему человек ленится? (ничего не хочет добиться в жизни, нет цели, к которой нужно идти, легко всё достаётся, а потом человек привыкает к этому и т. д.).
- Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением. ( Трудолюбивый, работящий).
- Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете? (трудолюбивому, труд облагораживает человека, у него есть цель в жизни, есть к чему стремиться, труд оценивается, можно купить что – то в магазине).
- Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? (Естественно).
- Какую роль в этом играют родители, педагоги? ( Трудолюбие зависит от воспитания, с раннего детства приучают детей ухаживать за собой и своим жилищем, помогать взрослым, просто так, без труда в жизни достичь ничего не возможно).
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение.
«Мозоль».
На Гошкиной ладошке проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки, чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама: - К директору пойду.
Пусть завтра же отменит уроки по труду!
Ходил насупясь папа. Рассерженно гудел.
-Учитель – просто шляпа, увечье проглядел.
На труд пеняла тётя, и бабушка и дед:
- Школьная работа идёт дитю во вред!
А между тем у Гошки мозоль была от ложки.
(Г. Граубит).
Вот такое интересное стихотворение. О чём же оно? Кто прав, а кто нет?
А теперь для вас задание: опишите, пожалуйста, любой трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка комнаты, поход, рыбалка и т. д.) Всё ли у вас получалось? Как вы думаете, существует ли бесполезный труд? (в основном, дети считают, что не существует).
Я вам через некоторое время докажу, что бесполезный труд существует.
В литературе есть такой жанр – басня (словарь). Именно в баснях авторы высмеивают все человеческие пороки, но конкретно имён не называют, а вместо них используют названия различных животных.
Все мы, которые учились, и вы, которые сейчас учатся в школе, на уроках литературы неоднократно встречались с произведениями великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (словарь). Приведу примеры названия басен из школьной программы: « Волк и ягнёнок» (« У сильного всегда бессильный виноват…»), «Ворона и лиса» (« Вороне где – то бог послал кусочек сыра»…), « Стрекоза и муравей» («Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела»…) и многие другие.
Мне нравится читать басни, так как я тоже не идеал и у меня тоже есть недостатки. После прочтения басен, касающихся моих недостатков, я стараюсь их в себе искоренять.
Вам советую обязательно прочитать басни И. А. Крылова.
А сейчас я хочу вам прочитать отрывок из басни Крылова «Обезьяна».
Мартышка вздумала трудиться!
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она- то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит,
Рекой с бедняжки льётся пот;
И наконец, она, пыхтя, насилу дышит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудилась много ты,
Да пользы в этом нет.
Как вы считаете, какой труд описан в этой басне? (бесполезный).
Вот послушайте, как отозвался о бесполезном труде Дмитрий Сергеевич Лихачёв (словарь): «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? Как приобрести и развить их? ( Воля, чувство долга, ответственность, твёрдость – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд. С другой стороны, они сами создаются в процессе труда.)
- Что изменится в характере человека, если всё ему даётся без труда? ( Человек привыкнет, что для достижения какой – либо цели не нужно прилагать усилия и когда это везение закончится человек может пропасть. Например – дети – выпускники детских домов.)
- Каково значение труда в жизни человечества? Приведите примеры. ( Все мы знаем, что именно труд превратил обезьяну в человека. Без труда не было бы ничего.)
Вот как сказал о труде известный писатель Виталий Александрович Закруткин (словарь): « Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора, до микроскопа, от первого лемеха (словарь) до Эйфелевой башни (словарь) – создано трудом.
Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом, и назовут творцом».
Вы, наверное, все слышали крылатое выражение « Кто не работает, тот не ест». Что такое « крылатое выражение»? (словарь)
Так вот, как вы думаете, что обозначает выражение «Кто не работает, тот не ест». ( Без труда не будет ничего, и чтобы вкусно есть, надо работать).
Знаменитые слова изначально звучали так: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», а принадлежали они апостолу Павлу (словарь).
Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общественной, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
А теперь послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой «Пётр I» и ответьте на вопросы.
«Пётр I» (словарь).
Труда Пётр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: « Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».
Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (словарь), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (словарь). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше сего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день».
Вопросы:
1. Что заставляло Петра I трудиться? Для чего вообще человек трудится?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин).
Эти слова великий писатель сказал о Петре Великом.
2. Какому человеку интереснее жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит бездельничать и почему?
Интересны высказывания выдающихся людей.
Вольтер (словарь) утверждал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».
- Как вы понимаете это изречение?
- От каких зол спасает работа вас?
- Какая работа приносит вам радость?
- Почему возникает эта радость?
«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен» Антуан де Сент- Экзюпери (словарь).
Оцените высказывания. Выскажите свои суждения.
Давайте вспомним поговорки и пословицы о лени и трудолюбии. Я вам раздам карточки, а вы вслух зачитываете текст и даёте объяснение содержания.
- Кто не работает, тот не ест.
- Лентяй и шалопай – два родных брата.
- Лежебоке и солнце не в пору всходит.
- Живот да головка – всегда у ленивых отговорка.
- Глаза с поволокой, роток с позевотой.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
- Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
- Лень – мать всех пороков.
Почему народ придавал большое значение этим качествам?
Можно ли избавиться от лени? Как?
Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты.
Рефлексия. В заключении я предлагаю вам оценить степень своего трудолюбия.
- Охотно выполняешь любую работу. Ищешь работу сам и стараешься сделать её хорошо.
- Как правило, охотно берёшься за работу. Случаи нежелания редки.
- Редко охотно берёшься за работу.
- Чаще стараешься уклониться от любой работы, ленишься.
Сопоставь свои данные со своим поведением, и сделай вывод для себя.
- Басня – краткий иносказательный (нравоучительный) рассказ – стихотворения.
- Крылов Иван Андреевич (12.11.1769 – 09.09.1844), баснописец, драматург, журналист.
- Лихачёв Дмитрий Сергеевич – известный академик, писатель (1906 – 1999).
- Лемех – рабочая часть плуга.
- Закруткин Виталий Александрович (27.03.1908 – 10.10.1984)- прозаик, публицист, литературовед.
- Эйфелева башня – 300 метров, в Париже ( Франция) по проекту Эйфеля, в 1889 году – символ достижения техники.
- Апостол Павел – в христианской мифологии один из апостолов Иисуса Христа. Церковь приписывает ему 14 посланий, включённых в Новый завет.
- Крылатая фраза – немного перефразирована, но не теряет смысла.
- Пётр Великий – русский царь, I российский император, государственный и культурный деятель России (1672 – 1725).
- Червонец – золотая монета, достоинством в 10 рублей.
- Алтын – монета достоинством в 3 – и копейки.
- Вольтер – французский писатель, философ, историк (21.11.1694 – 30.05.1778).
- Антуан де Сент Экзюпери (1900) – писатель, гуманист, публицист. Участник второй мировой войны. Погиб в воздушном бою против фашистов в 1944 году.