"Лиса и журавль". Русская народная сказка

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Учебные умения:

  • Учить определять жанр произведения;
  • формировать навыки выразительного чтения.

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки с пословицами.
  • Учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Ход урока

Презентация.

Приложениее.

Этапы урока №слайда Содержание
I. Орг. момент.    
II. Подготовит. беседа Слайд 1-2

 

 

 

 

 

 

выставка

- Ребята, поднимите руку, кто любит читать и слушать сказки?

- Назовите, какие сказки вы уже знаете?

- Узнайте и назовите сказку по картинке.

- Кто написал эти сказки? (народ)

- Эти сказки относятся к устному народному творчеству.

- Как эти сказки дошли до наших времён? Как люди передавали эти сказки друг другу? (Люди рассказывали друг другу).

На выставке представлено несколько сказок, а в школьной библиотеке можно взять и прочитать понравившуюся сказку.

III. Сообщение цели урока Слайд 3 - Сегодня уроке мы познакомимся с русской народной сказкой. Давайте все вместе прочитаем как называется эта сказка. (Лиса и Журавль)

- В гостях у нас лисичка. Кто же пришел к нам в гости вместе с лисой? (журавль)

- Знаете ли вы кто такой журавль? Как выглядит эта птица, где живёт? (Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)

IV. Речевая разминка, индивидуальн. работа Слайд 4 Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

V. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичный синтез

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Словарная работа

Слайд 6

Первичное чтение с комментированием.

У. - Я буду читать, а вы внимательно слушайте и после моего чтения назовёте жанр этого произведения.

- В сказке нам встретятся незнакомые слова, поэтому мы посмотрим их значение в словаре С.И. Ожегова.

Читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.

пир - большой званый обед, обильное угощение;

потчевать - угощать;

не обессудь - не суди, не отнесись строго;

несолоио хлебавши - остался ни с чем.

Чтение трудных слов

Чтение сказки

  Первичный анализ  

Слайд 7-10

2. Вопросы после чтения

- Понравилась ли вам это произведение?

- Определите жанр этого произведения: стихотворение, рассказ, сказка, загадка. (Русская народная сказка)

- Какой фигуркой обозначим сказку?

- О чём эта сказка (о животных).

- Каким цветом раскрасим заместитель круг? (Коричневым)

- Назовите героев сказки.

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- Получился ли у них званым пир?

- Удался ли план лисы?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

VI. Физминутка   - А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VII. Закрепление нового материала

Вторичный синтез

  Чтение сказки за диктором с. 94

цепочкой с. 95

про себя с. 95

  Чтение пословиц в учебнике  
  • Звал гостей, а накупил костей.
  • Как аукнется, так и откликнется.

- Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

  Вторичный анализ   - А что же думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в гости?

- Почему она размазала кашу по тарелке?

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?

- Что он при этом думал?

- Как поступили оба? Какой вывод можно сделать? (они оба поступили плохо).

- Обратите внимание на начало сказки: “Подружились Лиса с Журавлем”, так ли это?

- Можно ли назвать их настоящими друзьями?

- Как бы поступили настоящие друзья?

    Слайд 11-13 Игра “Найди пословицу”.

Учитель раздает карточки с пословицами. Дети в парах готовятся. Проверка коллективная.

- Найдите пословицы, которые относятся к прочитанной сказке.

  • Друзья познаются в беде.
  • Не потчуй меня тем, что я не ем.
  • Каков мастер, такова и работа.
VIII. Итог урока Слайд 14 Наше знакомство со сказкой подходит к концу.

- Кто сочинил эту сказку? (Народ)

- Давайте прочитаем на модели обложки.

- Как называется эта сказка? (Лиса и Журавль). Давайте прочитаем на модели обложки.

- Назовите жанр этого произведения: стихотворение, рассказ, сказка, загадка. (Сказка)

- Чему учит эта сказка?

IX. Задание Слайд 15 Нарисовать иллюстрацию к сказке. Рассказать дома сестричке, братику, родителям