Урок по теме "Африка". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Трудно не выделить предмет географию, как предмет с широким диапазоном межпредметных связей и разнообразием форм и средств обучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к предмету, и это отношение становится важным результатом его работы.

В МОУ СОШ №1 г Нерчинска апробируется академический школьный учебник География в 6 и 7 классах под редакцией А.И. Алексеева выпущенный в Москве издательство "Просвещение". Допущено Министерством образования и науки РФ. Учебник мотивирует учащихся на поиск информации и приобретение знаний, умений и навыков. Способствует развитию творческой деятельности школьников, вызывает устойчивый интерес к предмету. Предмет формирует и развивает поисково-исследовательские навыки и умения, которые направлены на применение имеющихся знаний и приобретение новых. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через использование разных средств и методов обучения. Предлагаю на конкурс разработку шести уроков по теме Африка ( раздел Материки и страны). В изучении темы используются технологические карты, которые направляют самостоятельную работу учащихся, способствуют работе с дополнительной литературой, учебниками, картами и другими источниками информации. Учащиеся отрабатывают в технологических картах каждый учебный элемент, если возникают трудности, учитель оказывает помощь, или учащийся усвоивший данный материал. Приобретаются школьниками навыки планирования собственной деятельности, навыки организации и ведения записей в тетради и способность самостоятельно оценить способ достижения результата и сам результат. Оценивается работа, как учащимся, так и учителем. Выводится итоговая оценка по теме. Домашнее задание учащийся может выбрать самостоятельно из предложенных вариантов. Приложение . Технологическая карта.

  • Учеб элемент-0
  • Учеб элемент-1
  • Учеб элемент-2
  • Учеб элемент-3
  • Учеб элемент-4
  • Учеб элемент-5
  • Учеб элемент-6
  • Учеб элемент-7
  • Учеб элемент-8
  • Учеб элемент-9

Цель: Формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях материка - Африки.

Задачи:

1. Определять географическое положение материка Африки, координаты крайних точек 2. Уметь показывать элементы береговой линии. 3. Рассмотреть геологическое строение и рельеф. 4.Называть и показывать территории с определенным типом климата, объяснять причины формирования типов климата на материке. 5. Рассмотреть внутренние воды и природные зоны.

Вид урока: Изучение нового материала. Практикум.

Термины и понятия: Географическое положение материка, крайние точки, береговая линия.

Оборудование: Физическая карта мира; физическая карта Африки; учебник География . Страны и континенты. 7 класс, АИ Алексеев, ВВ Николина. Просвещение , 2008. Диск "Образовательные коллекции" электронное пособие.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Приготовились работать на уроке. Объем материала урока большой и интересный.

2. Изучение нового материала.

Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем материке под названием Африка.

На вопрос: "Почему люди стремятся в Африку?" - каждый ответит по своему. А как бы вы ответили на этот вопрос? (показ демонстрация слайдов географическое положение)

Африка древнейший материк, второй по величине после Евразии. Его площадь вместе с островами , из которых самый большой Мадагаскар, составляет 30,3 млн кв.км.

Это континент: преобладания равнин, самых высоких температур на земле, здесь находится величайшая пустыня мира Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов, снежные шапки высочайших горных вершин поднимаются над бескрайними просторами саванн, на материке сохранился уникальный животный мир, здесь расположены крупнейшие разломы земной коры на суше, Африка древняя родина человечества.

Слово Африка, как полагают ученые , происходит от названия берберского племени афригии, которые проживают в одном из районов на севере материка. Во времена Эратосфена (1-2 век до нашей эры) материк носил название - Ливия. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере материка.

Прошу записать тему урока в тетрадь. Мы приступаем к работе с технологической картой.

Технологическая карта.

Учеб элемент-0 Тема урока : Африка: Образ материка.

Цель урока: Знать и уметь:

Показывать элементы береговой линии АФРИКИ

Определять географическое положение материка, координаты крайних точек.

Рассмотреть геологическое строение и рельеф.

Называть и показывать территории с определенным типом климата, объяснять причины формирования типов климата на материке.

Внутренние воды и природные зоны.

Учеб элемент-1 Практическая работа:

Выполните практическую работу "Определение географического положения материка" ( смотрите атлас Физическая Карта мира, Физическая Карта Африки, климатических поясов и областей мира, учебник страница 96 25 по плану Рубрика

Шаг за шагом )

План:

Положение относительно, а/экватора, б/тропиков, в/нулевого меридиана

Положение относительно других материков, какими океанами омывается.

Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, восточная , западная), размеры материка.

Характер изрезанности береговой линии ( слабо изрезана, большая изрезанность береговой линии) заливы, проливы, полуострова, острова, моря.

Климатические пояса.

Учеб элемент-2 Просмотрите электронное пособие, прочитайте текст учебника, страница 97 и одновременно проанализируйте тектоническую, геологическую, физическую карты атласа; рисунок 67 страница 97, выявите особенности рельефа. Кратко запишите в тетрадь.
Учеб элемент-3 Прослушайте учителя по вопросу климат Африки. Просмотрите слайды по климату электронного пособия. Попробуйте сформулировать вывод на вопрос : Что влияет на климат Африки? (письменно)
Учеб элемент-4 Работая с физической картой и картой природных зон. Найдите крупные реки, озера, природные зоны. Попробуйте ответить на вопрос: Как реки, озера и природные зоны зависят от климат? В этом вам поможет учебник страница 100.
Учеб элемент-5 Самостоятельная работа.

1.Прочитайте еще раз цель урока. Достигли ли вы заданных целей?

2.Выполните тест в тетради.

1./ В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

а/ к западу, б/ к юго-западу в/ к северу

2./ Какой пролив отделяет Африку от Европы? а/ Мозамбикский

б/ Гибралтарский в/ Берингов

3./Какой мыс Африки является её крайней южной точкой? а/ Игольный, б/ Альмади в/ Рас-Хафун

4./Как называется самый крупный остров у берегов Африки? а/Гренландия б/ Новая Гвинея в/ Мадагаскар

5./Самый большой полуостров Африки? а/ Аравийский, б/ Сомали,

в/ Индостан

6./ Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? а/Суэцкий, б/ Панамский, в/ Каракумский

7./ Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу материка?

а/Атлантический, б/ Индийский, в/ Тихий

8./Какой климатический пояс не характерен климату Африки?

а/ Экваториальный, б/ Умеренный, в/ Тропический.

9./Самая длинная река? а/ Конго, б/ Нигер в/ Нил.

10./ Какая природная зона расположена в тропическом поясе?

а/влажные леса б/ пустыня в/ саванны

Учеб элемент-6 Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте. Оцените работу.

9-10 баллов. Вы успешно справились с работой. Оценка 5.

7-8 баллов. Вы неплохо усвоили материал. Оценка 4

4-6 баллов вы были не слишком внимательны. Оценка 3.

Менее 4 правильных ответов, к сожалению, вы плохо освоили тему.

Учеб элемент-7 Выберите домашнее задание.

1/

  • №1
  • №2
  • №3

Параграф 25 страница 96 Повторить записи в тетради, выполнить письменно задание №10.

Параграф 25 страница 96 Повторить записи в тетради, выполнить задания в учебнике

№ 2, 3,4. Страница 101.

Повторить тему по учебнику

Параграф 25 страница 96

2/ Всем: Работа с контурной картой. Нанести все географические объекты, пройденные на уроке.

Контрольная карта Африка: Образ материка.

Проверьте правильность выполнения тестового задания.

1-б, 2-б, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-б, 9-в, 10-б.

Продолжение статьи.