Для того чтобы активизировать деятельность учащихся на уроке, проводится фронтальный опрос , который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока возникает проблема, которую необходимо решить, что позволяет развивать и учащихся логическое мышление, внимание. На данном уроке основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе и учениками. Качество изучаемого материала проверяется в виде фронтального опроса. Урок рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов.
Методы работы на уроке: проблемно-поисковый, репродуктивный, словесный
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.
План урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний – фронтальный опрос.
- Постановка проблемы.
- Значение ОДС.
- Химический состав костей.
- Макро- и микроскопичекое строение костей.
- Построение причинно-следственных связей.
- Типы костей.
- Рост костей.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Задачи: дать понятие о взаимосвязи скелета и мышц, значении ОДС; познакомить с классификацией костей, показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микроскопического строения вещества кости, познакомить с химическим составом костей и выявить причинно-следственные связи.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение костей».
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.
– Что такое ткань?
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и происхождению, выполняющие общие функции.
– Какие типы тканей Вы знаете?
Выделяют 4 вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.
– Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию.
Клетки соединительной ткани имеют хорошо развитое межклеточное вещество, которое определяет механические свойства ткани. К ней относятся опорная ткань – хрящевая и костная, жидкая – кровь, жировая ткань.
– Что такое системы органов?
Система органов – это группа органов, которые выполняют общие физические функции.
III. Изучение нового материала.
«Движение – это жизнь», – заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 4 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
– Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Следовательно, тема сегодняшнего урока … (уч-ся формулируют сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).
– Какие органы входят в систему опору и движения? (Скелет и мышцы)
1. Значение ОДС: опора и сохранение формы тела; движение; защита органов от травм; кроветворная. (уч-ся записывают в тетрадь)
2. Химический состав костей. (Рассказ с элементами беседы с вычерчиванием схемы)
Химический состав костей | |
70 % неорганические вещества | 30% органические вещества |
(минеральные соли кальция, фосфора) | (оссеин) |
твёрдость | гибкость и упругость |
Причина | Следствие |
А. От рождения до 20 лет › органических веществ | детские кости редко ломаются, но деформируются |
Б. От 20 до 40 лет органические вещества = неорганическим веществам | наиболее прочные кости |
В. После 40 лет › неорганических веществ | у пожилых людей кости становятся более ломкими |
Вывод: На основе знаний химического состава костей можно выявить причинно-следственные связи: твёрдость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.
Макро- и микроскопическое строение трубчатых костей. (Рассказ, работа с таблицей).
Работа с рис. 48 на стр. 46 в ходе рассказа учителя о макроскопическом строении кости: надкостница, компактное вещество→ губчатое вещество, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг (их состав, функция, местоположение).
Работа с рис. 19 на стр. 49 учебника в ходе рассказа учителя: округлые отверстия(цилиндры – 1), окружённые концентрическими рядами костных пластинок (2 и Б) разрезы каналов, через которые проходят кровеносные сосуды (3) и нервы. Таким образом, компактное вещество состоит из многочисленных трубочек, в стенках которых костные клетки в виде пластинок → в организме человека лёгкость, прочность, «экономия материала».
Ответить на вопросы:
– Почему костная ткань является разновидностью соединительной? (В клетках костной ткани хорошо развито межклеточное вещество, оно твёрдое и прочное, в хрящевой – прочное и эластичное).
– От чего зависит твёрдость и эластичность костей, определяющих их прочность? (От соотношения органических и неорганических веществ ).
– Почему кости детей легче деформируются, а кости стариков чаще ломаются? (У детей в костях больше органических веществ, а у стариков больше неорганических веществ).
Типы костей, рост костей (Рассказ с элементами беседы, составление схемы)
Типы костей | ||
Трубчатые | Губчатые | Плоские |
(основа скелета конечностей – кости плеча,предплечья, голени) | (кости тел позвонков, грудины, мелкие кости стопы и кисти) | (кости, образующие свод черепа) |
Функция | Функция | Функция |
Передвижение в пространстве и поднятие тяжести | Опорная | Защитная |
Рост костей в длину за счёт хрящевой ткани на концевых частях костей, в толщину за счёт надкостницы.
IV. Закрепление:
- Почему скелет и мышцы относятся к единой системе органов? (Они выполняют одинаковые функции).
- В чём заключается опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц? (Опора и сохранение формы тела, движение и защита органов от травм).
- Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).
- В каком возрасте кости наиболее прочные? (От 20 до 40 лет).
- Какие типы костей Вам известны и какую функцию они выполняют? (Трубчатые – передвижение и поднятие тяжестей, губчатые – опорная, плоские – защитная).
V. Домашнее задание:
§ 10, вопросы в конце параграфа.
VI. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Используемые ресурсы:
- Колесов Д.В. и др. Биология. Человек: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.
- Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс».Часть 1/ Сост. И.Ф. Ишкин — Волгоград: Учитель — АСТ, 2003.
- Колесов Д.В. Биология. Человек, 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова и др. «Биология. Человек. 8 класс» 2 издание, стереотипное — М.: Дрофа, 2003.
- Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8(9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.