Цель урока: способствовать осознанию и совершенствованию изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия, штрих, пятно и контраст.
Задачи урока:
- Дать понятие “граттаж”.
- Учить рисовать в технике “граттаж”.
- Развивать графические навыки и умения; творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к графическим техникам рисования.
Материалы к уроку:
Для учащихся:
- Рисунки в технике черно-белый и цветной “Граттаж”
- Подготовленные детьми листы бумаги для рисования.
- Деревянные палочки (зубочистки).
Для учителя:
Презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение новых знаний.
3. Самостоятельная работа.
4. Анализ урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
Дорогие мои дети
Много есть чудес на свете
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде.
Дом, забор, собака, миска
Вертолет, корабль и киска
Сковородка, стол, вагон
Дерево, магнитофон.
Только кто же их создал,
А точней нарисовал?
Три приятеля больших
Пятно, линия и штрих.
2. Сообщение новых знаний.
– Что такое графика? (вид изобразительного искусства, который включает рисунок и печатные художественные изображения)
– Где мы в жизни встречаемся с графикой?
– Каковы же основные выразительные средства в графике, которыми пользуются все художники? (это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги)
Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется “граттаж”, что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается ее подвидом.
Работа в этой технике проходит в несколько этапов:
– подготовка бумаги – основы рисунка;
– закрашивание бумаги;
– процарапывание – создание рисунка.
– Давайте проговорим этапы, объясним суть каждого этапа работы (ребята, рассказывают последовательность подготовительной работы).
При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности:
– стол перед началом работы следует застелить газетой и пластиковой салфеткой;
– нельзя размахивать руками и инструментами во время работы;
– начинать работать только после разрешения учителя.
3. Самостоятельная работа
Рисовать можно не только кистью и карандашом, но и волшебной палочкой. Предлагается нарисовать рисунок, используя такие выразительные средства, как линия, штрих, пятно, контраст.
Мы с вами превращаемся в волшебников и при помощи волшебной палочки создаем свой рисунок-фантазию.
(Дети приступают к выполнению задания.)
В процессе выполнения задания учитель (индивидуально) помогает с выбором сюжета рисунка. Обращает внимание на осанку детей, технические навыки.
4. Анализ урока. Подведение итогов.
Каждый участник проекта делится впечатлениями, рассказывает о своей работе, что он узнал о данной технике, как выполнял свой рисунок.
– С какой новой техникой вы познакомились?
– Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
– Какие выразительные средства применяются в этой технике?
– Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
Экспресс-выставка работ. Оценивание работ (можно в форме голосования учащихся – наклеить звезды на наиболее понравившиеся работы).