Цели урока:
- сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
- развивать умение выделять причинно-следственные связи;
- воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование:
- Электронная презентация на интерактивной доске.
- Карта полушарий (физическая).
- Атласы.
- Раздаточный материал.
Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.
Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.
Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.
Ход урока
I. Организация класса.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала, часть, по желанию, пройдет тест, часть ответит у карты, но т.к. я вас не знаю, буду называть вас по журналу.
II. Тестирование по домашнему заданию (5 минут)
- Расставить океаны в порядке увеличение площади, начиная с самого маленького: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
- Самый глубокий океан: Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического.
- Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: окраинное, материковое, межостровное, внутреннее.
- Самая наибольшая соленость наблюдается в: Красном море, Балтийском море, Персидском заливе, Средиземном море.
- Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 28‰, 35‰, 37‰, 42‰.
- Какие океаны соединяются Беринговым проливом: Северный Ледовитый и Тихий, Атлантический и Индийский, Атлантический и Тихий, Индийский и Тихий.
- Марианская впадина является частью: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана.
- В каком океане наблюдается наибольшая площадь шельфа: Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом, Индийском.
- Самый крупный остров Земли: Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин.
Мотивация.
УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 3)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).
Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».
- А вы бросали камешки в воду?
- Устраивали бурю в стакане?
- А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 4)
- Какие вопросы у вас возникали?
ВЫВОД:
Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.
Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?
- ? Откуда берутся в море волны?
- ? Почему движутся волны?
- ? Какие они бывают?
- ? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 5)
Итак, запишем, число и тему урока!
II. Изучение нового материала. Ветровые волны.
Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают : п/о, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане.
1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 6).
2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 7).
Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)
3) А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?
Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся, правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других).
В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.
Итак, понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента. УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?
ВЫВОД: (слайд 8)
каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.
4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? УЧЕНИКИ с помощью текста стр. 97 или самостоятельно составляют причинно-следственную цепочку.
УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 9). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.
5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 10). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны (самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).
ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.
УЧИТЕЛЬ: обратимся к таблице «Виды волн». Можем мы начать её заполнение? (да). Заполняем.
Следующим видом движения воды в океане, цунами.
6) Цунами. (слайд 11).
1. Описание цунами - чтение отрывка… Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
2. Дети: – цунами
3. Понятие «цунами» чтение со слайда
УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.
4. Причины образования (землетрясения) (слайд 12).
Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)
Задание: что характерно для этого вида волн?
5. Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.
6. География волн цунами – карта «Землетрясения» слайд – 13. Работа с картой: где на Земле возможны цунами?
7. Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами) (слайд 14).
7) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:
ребята, я вчера читал о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 15). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть еще сайд о приливах и отливах (слайд 16). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую. (луна) (слайд 17).
Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления? (слайд 18).
УЧИТЕЛЬ: вернитесь к таблице, заполните её.
Вернёмся ещё раз к таблице (слайд18). Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают? (правильное заполнение)
Подведём итог (слайд5).
Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Кузьма Прутков?
III. Домашнее задание.
(слайд 20)
п. 19, пункт 4, 5 письменно.
Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока.
IV. Закрепление знаний.
Сейчас каждый из вас может провести оценку полученных на уроке знаний.
УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.
УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.
- Таблица (заполните таблицу) (слайд 21)
- Кроссворд (решите кроссворд) (слайд 22)
- Тест (выполните тест) (слайд 23-24)
«За страницами учебника географии»
Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.