Цели:
- Закрепить представления ребёнка о правилах поведения на улице в ходе совместных действий детей и взрослых: 1) закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице; 2) закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.
- Создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе.
- Развивать доверительные отношения между участниками.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя (тихо звучит спокойная музыка).
«Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе. Мы рады встрече с вами. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают вам во всём и мы, все кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости.
Нам приятно отметить, что за время работы мы не встречали с вашей стороны отказа на наши просьбы: починить игрушки, оформить плакаты к праздникам, принять участие в конкурсах, развлечениях, праздниках, и многое другое. Спасибо Вам». Сегодня наша встреча посвящена воспитанию безопасного поведения и закреплению знаний детей об опасностях, которые ждут их на улице.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
- Для чего вам нужно знать правила дорожного движения?
- А какие правила дорожного движения вы знаете?
- Можно ли играть у дороги с мячом?
- Можно ли переходить дорогу там, где нет перехода?
- О чём говорит жёлтый сигнал светофора?
- Что означает красный сигнал светофора?
- Когда можно переходить улицу?
- Какие бывают светофоры?
Воспитатель: Молодцы наши дети! Из их ответов напрашивается вывод, что они хорошо усвоили правила.
Но нужно помнить – правила надо не только знать, но их и выполнять.
А теперь хотим с вами поговорить о правилах безопасного поведения детей на улице, возле дороги. Пожалуйста, помогите детям найти ответы на вопросы кроссворда «Уважайте светофор»:
-
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь(Светофор) . -
Назовите место, где пассажиры ждут транспорт (Остановка) .
-
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках (Автобус). -
Молчащий инструмент работника ГИБДД (Жезл).
-
Часть дороги, по которой идут пешеходы (Тротуар).
-
Продолжи предложение:
«На углу стоит народ,
Возле стрелки…(переход) -
Тянется нитка, среди полей петляя,
Лесом, перелесками, без конца и края.
Её ни порвать, ни в клубок смотать (Дорога).
Кроссворд "Знатоки дорожных правил"
– Спасибо за интересную игру.
Итог игры: (стихи, читают дети)
– Дорожные знаки все очень хороши.
Взрослые и дети их уважать должны.
– Каждый знает, что без правил
Без дорожных не прожить.
Все должны мы на дороге
Осмотрительными быть.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки навешаны над мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Дети раздают родителям памятки «Советы родителям дошкольников о соблюдении правил дорожного движения.
Воспитатель: У наших детей сейчас будет минутка отдыха, присоединяйтесь и вы к нам (под весёлую музыку дети по желанию показывают движения, остальные выполняют их, по окончании дети уходят в другую комнату группы с пом. воспитателя, играют)
Выступление педагога с сообщением «Улица полна неожиданностей»:
– Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет расти.
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет ещё плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться им на дороге куда труднее, чем взрослым. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15-20% меньше, чем у взрослого.
У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надёжная ориентация (влево, вправо), у них рассеянное внимание.
Реакция у ребёнка замедленная, чем у взрослого, и времени нет на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше.
Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду ещё и то, что у ребёнка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, школа, но и сами родители.
Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя.
Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Разговаривать с детьми следует серьёзно, как с взрослыми, без уменьшительных слов – ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не машинки! Главная задача родителей и воспитателей – воспитать грамотного пешехода.
В младшем возрасте нужно знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром.
В старшем возрасте понаблюдайте вместе с ребёнком за работой светофора, обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов. Наблюдения за дорогой проводите в разные состояния погоды. Например, в пасмурный день повышается опасность из-за того, что дорога плохо видна и пешеходам, и водителям.
Поэтому, пешеход не видит, стоит машина или движется, водитель тоже плохо видит пешеходов, не очень видны огни светофора.
Зимой нужно обратить внимание на скользкую дорогу: поскользнёшься и упадёшь, а водителю трудно остановить машину.
Рекомендую составлять схему двора с указанием опасных мест.
Это поможет детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев. По этим схемам предложите детям рассказать, как они будут играть во дворе: где опасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры.
Расскажите и о том, где запрещено играть: стоянка автомобилей, гаражи, мусорные ящики, разные строения. Это всё быстрее дисциплинирует детей, они лучше понимают и запоминают то, что можно, а что нельзя.
Ребёнок учится законам дороги на примере родителей.
Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения.
Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры, а также и дисциплинированности самих родителей.
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребёнку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.
Ситуации для анализа:
-
Мама идёт с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.
Вопрос. Как надо поступить маме? -
Мама идёт по улице с сыном. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос. Как надо было поступить маме? -
Мама идёт с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребёнка и подходит к ларьку.
Вопрос. Как нужно поступить маме? -
Папа идёт с ребёнком по тротуару. У ребёнка в руке мяч. Мяч падает и катится к дороге. Ребёнок бежит за ним.
Вопрос. Как поступит папа? (ответы родителей)
– Уважаемые папы и мамы!
Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Помните, что от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребёнка!
Решение собрания:
- Продолжить работу по закреплению знаний детей о правилах поведения на улице, в общественных местах, возле дороги (родители, воспитатели).
- Взрослым быть примером в выполнении Правил дорожного движении.
Используемая литература при подготовке к мероприятию:
- Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2008.
- Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста», Творческий центр, Москва. 2005.
- С. Волков «Про правила дорожного движения», «Омега-пресс».