Обязательная сдача ЕГЭ по русскому языку всеми учениками ставит перед учителем русского языка проблему эффективной организации подготовки 10-11-классников к экзамену. Экзамен в форме ЕГЭ проверяет теоретическое, практическое и творческое владение программным материалом.
Анализу изобразительно-выразительных средств (В8) можно посвятить отдельный урок в 10 или 11 классах.
Данный урок по теме «Изобразительно-выразительные средства» – второй в системе уроков по подготовке к ЕГЭ. Его проведение совпало с Татьяниным днём, что позволило сделать урок сюжетным и организовать процесс обучения на уроках русского языка так, чтобы наблюдение за изобразительно-выразительными свойствами языковых единиц не перегружало и без того объемный учебный грамматический и речеведческий материал и пробуждало у старшеклассников интерес к слову, желание исследовать, открывать для себя новое в языке.
В ходе уроков по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» ученики должны были научиться правильно воспринимать текст, содержащий изобразительные средства языка (то есть оценивать образную сторону высказывания); опознавать средства художественной изобразительности и осознавать их связь с соответствующими лингвистическими категориями; фиксировать внимание на тех элементах высказывания, которые имеют определенную эстетическую языковую ценность в выражении авторского замысла, использовать изобразительно-выразительные средства в собственной речи и стремиться к ее совершенствованию.
Таким образом, работа над изобразительно-выразительными средствами языка на материале текстов художественного и публицистического стиля является эффективным средством формирования и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся.
Цели урока:
- Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ.
- Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;
- Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал (Приложения1-2).
Этапы урока:
- Организационный момент. Постановка целей. Введение в тему.
- Терминологический диктант. Повторение пройденного материала.
- Работа с текстом.
- Комментирование задания В8 второй части экзаменационной работы. Анализ фрагмента рецензии с лакунами.
- Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
- Подведение итогов урока.
- Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Постановка целей. Введение в тему.
Запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Чем знаменательна дата 25 января?
Слайд 2
По принятии христианства на Руси сложилась традиция давать ребёнку имя святого, которого церковь чтит в этот день. Этот святой становится, таким образом, небесным покровителем человека. 25 января церковь чтит святую Татиану (поздравление с именинами учениц Татьян, вручение им чёрных гелевых ручек, необходимых на ЕГЭ). Но уже больше двух веков в России этот день отмечают не только Татьяны.
Слайд 3
25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна своим указом учредила Московский университет «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание».
Во имя святой Татианы был освещён и храм при университете. С той поры святая Татьяна стала почитаться у нас как покровительница российского образования, а Татьянин день превратился в весёлый студенческий праздник.
Вам пока ещё рано веселиться, вы ещё школьники, и, чтобы стать студентами, вам нужно подготовиться и успешно сдать экзамены. А для этого на уроке мы будем повторять основные виды изобразительно-выразительных средств языка, находить их в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.
В какой части ЕГЭ нам понадобится знание стилистических ресурсов языка?
Во второй части. Задание В8 (анализ средств выразительности) и в третьей части при написании сочинения.
Слайд 4
Как вы думаете, а является ли словосочетание Татьянин день изобразительным средством? Как называется такое средство выразительности?
Метонимия – перенос по смежности.
Вспомним другие изобразительные средства языка.
II. Терминологический диктант. Повторение пройденного материала.
(двое человек работают с обратной стороны доски)
Я читаю определение, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.
- Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм).
- С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т.п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
- Обратный порядок слов (Инверсия).
- Художественное преуменьшение (Литота).
- Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).
- Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение).
- Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).
- Скрытая насмешка (Ирония).
- Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы).
- Противопоставление, приём контраста (Антитеза).
Слайд 5
Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА.
Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам?
Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка.
Перечисленные термины – наиболее встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства.
Слайд 6
Уточним, какие из них относятся к тропам, какие – к стилистическим фигурам речи, а какие к изобразительным возможностям лексики?
(устно)
Тропы | Фигуры речи | Изобразительные возможности лексики |
Литота Иносказание Сравнение Ирония |
Синтаксический параллелизм Инверсия Антитеза |
Тавтология Термины Контекстуальные (контекстные) антонимы |
Слайд 7
Что лежит в основе такого лексического средства, как троп?
Употребление слова или выражения в переносном значении.
Продолжите перечень известных вам тропов.
Метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, олицетворение, перифраз.
А что такое фигуры речи?
Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.
Слайд 8
Точно также чёрное пятно на белом фоне кажется ещё чернее, а белое пятно на чёрном – ещё белее, хотя сами цвета при этом не изменяются. Усиливается, как и в стилистической фигуре, лишь само впечатление при их восприятии.
Перечислите другие синтаксические средства.
Анафора, эпифора (разновидности синтаксического параллелизма), градация, оксюморон, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, многосоюзие, бессоюзие.
III. Работа с текстом
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту (во время чтения текста обратить внимание на произношение слов в стенАх, чЕрпая. Слайд 9).
(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены).
(2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех.
(4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). (5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь (метафора) в стенАх Московского университета (синекдоха, метонимия), и поколение за поколением проходит в стенах его, чЕрпая здесь знания (метафора), необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.
(6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности (метафора), богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев (развёрнутая метафора, которая развивается в тексте, образуя целые цепочки образных выражений), пока мало-помалу — хочется этому верить — в стенАх именно Московского университета (метонимия, синекдоха) впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного (эпитет) мира (метафора), с другой, — в смиренном (эпитет) сознании (метонимия), что есть ещё целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый (эпитет) скальпель учёного (метафора), но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.
(7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!
(9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.
Протоиерей Максим Козлов
О чём текст? Какова тема текста?
О Московском государственном университете. О величии, о славе, о значимости университета.
В какой ситуации этот текст мог бы быть произнесён или напечатан?
Слайд 10
Хвалебная речь (устная или письменная). Такой жанр называется панегирик.
Слайд 11
Автор речи – протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии. Закончил филологический факультет Московского Государственного Университета, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Автор более 100 научных трудов, статей и переводов. Наиболее яркая сторона деятельности отца Максима связана с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ. Кроме того, он является членом Совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенчеством.
Какому стилю принадлежит текст?
Публицистическому. Публицист не пассивный регистратор событий, а активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.
Каково коммуникативное намерение автора?
Восхвалить, возвысить, утвердить величие университета, призвать к памяти о долге, обязательном для всех, - быть патриотом.
Почему же предложения в тексте повествовательные (кроме одного), а не восклицательные?
Утверждение, уверенность – интонационная окраска, не снижающая торжественности основного тона, но подчёркивающая убеждённость автора, которую он хочет передать тем, к кому обращается.
Насколько текст тематически и эмоционально целостен?
Насколько текст тематически и эмоционально целостен, говорят изобразительно-выразительные средства, использованные автором и обладающие большой силой воздействия.
Слайд 12
Определите, какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте. Самостоятельная работа (выполняется на листах, при совместной проверке указываются изобразительно-выразительные средства).
1 ряд работает с предложениями 1-3;
2 ряд – с 4-5 предложениями;
3 ряд – с 6 предложением.
Сделаем вывод. Какое значение имеют средства выразительности в тексте?
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.
IV. Комментирование задания В8 второй части экзаменационной работы. Анализ фрагмента рецензии с лакунами.
Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении части В, задание В8.
Все задания второй части работы (В1–В8) относятся к высокому уровню сложности. За правильный ответ на задания В1-В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Слайд 13
В КИМ 2011 по сравнению с КИМ 2010 года произошли изменения. Максимальный балл за выполнение задания В8 увеличился до 4-х. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Слайд 14
Звучит задание В8 так:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Слайды 15-16
Выполним задание В8 по тексту Максима Козлова (7-9 предложения).
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление 6 («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ____9____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как 3 (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как 2 («смиренно», «вечный свет»)».
Список терминов:
- антитеза
- эпитет
- риторическое восклицание
- синтаксический параллелизм
- лексический повтор
- метафоры
- сравнение
- вопросно-ответная форма
- гипербола
Слайд 17
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ.
В рецензии задания В8 возможно употребление терминов «тропы» и «синтаксическое средство» или «фигуры речи», поэтому необходимо знать перечень тех и других. Например, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как_______, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах, эпитетах и т.п.
V. Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
Подошло «золотое время» нашего урока (для кого-то «серебряное», для кого-то и «медное» (градация) – проверить себя на знание изобразительно-выразительных средств. Выполним тест по теме урока. Работаем по вариантам (Приложение 2).
Взаимопроверка. Обменяйтесь выполненной работой с соседом по парте. Представьте, что вы эксперт на ЕГЭ (правда, они не проверяют части А и В).
Слайды 18-25
Проверьте работу в соответствии с критериями оценивания задания В8:
Слайд 26
4 балла: нет ошибок
3 балла: допущена 1 ошибка
2 балла: допущены 2 ошибки
1 балл: верно указана только одна цифра
0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
Надеюсь, пятёрки у вас в кармане?
VI. Итог урока.
Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас» нашего языка. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К.Г. Паустовский.
Слайд 27
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды.
Слайд 28
Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).
Слайд 29
Благодарю всех за работу на уроке, а ФИ получают за урок… (оценивание ответов уч-ся).
VII. Домашнее задание
По тексту протоиерея Максима Козлова написать сочинение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к части С.