Цель урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.
Место урока в учебном плане: 6 урок в теме «Родной край часть большой страны».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
- Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; нетбук, мультимедийный проектор, экран;
- Программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint;
- Оборудование: аудиозапись «Звуки леса».
Литература, используемая при подготовке к уроку:
- учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
- рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя» автор А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
- М.Н. Сергеева, М.А. Гуленкова «Атлас родной природы. Грибы», «Атлас родной природы. Животные леса», «Атлас родной природы. Птицы леса», «1000 загадок».
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Введение в проблему.
(звучит звукозапись «Звуки леса»)
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стрясая капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес! (слайд 1-5)
О чём это стихотворение?
Сегодня мы с вами отправимся в лес. А на лесных тропинках даже взрослые могут встретиться с неведомым, удивительным, таинственным. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эти тайны леса.
ΙΙΙ. Целеполагание, планирование, выбор рациональных форм учебной деятельности учащихся.
«Лес – природное сообщество» (слайд 6)
Думаю, значение слов ЛЕС и ПРИРОДНОЕ вам понятно, а слово СООБЩЕСТВО?
Какими способами можно определить значение слова СООБЩЕСТВО? (обратиться к словарю, спросить у взрослых, разобрать слово по составу, выявить значение из частей слова)
СООБЩЕСТВО (приставка со-, выражающая значение «совместимость», совместный, сотрудник)
СООБЩЕСТВО – это объединение индивидов, имеющих общие цели …
Сегодня на уроке речь пойдёт о лесе как природном сообществе. Какими знаниями вы должны пополнить свой багаж?
Выяснить:
- какие организмы составляют сообщество
- как они связаны между собой
- какие экологические связи можно наблюдать в этом природном сообществе
ΙV. Изучение нового материала.
Чем лес является для живых организмов? (Домом) и дом этот многоэтажный. Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название (деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники) (слайд 7)
Ученые называют лесные этажи ЯРУСАМИ.
Чтобы более подробно познакомиться с каждым ярусом, предлагаю вам поработать в группах. В начале урока вы выбрали квадратики определённого цвета. В соответствии с выбранным цветом, пересядьте в свою группу.
Кому необходимо, вспомните правила совместной работы.
Правила совместной работы.
- Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указание старшего.
- Работать по плану (сверять дела с планом).
- Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
- Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, стараться избежать ошибок).
- Каждый учащийся группы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.
Посовещайтесь, кому вы доверите выбор карточки. Помните, только от слаженной, коллективной работы будет зависеть результат.
(дети в начале урока разделились на свободные группы) (слайд 8, 9)
1 группа – рассказать о ярусе по плану (1.Дайте определение ярусу. 2. Приведите примеры растений этого яруса. 3.Перечислите животных, населяющих этот ярус)
2 группа – рассказать о ярусе, используя образец (Деревья расположились в верхнем ярусе. Деревья – это многолетние растения с твёрдым крупным стеблем(стволом). В нашем лесу можно встретить такие деревья как ель, сосна, берёза, осина, дуб. В верхнем ярусе обитают белки, куницы, совы, дятлы.)
3 группа – составить вопросы по тексту и подготовить ответы на них (Кустарники расположились во втором ярусе леса. Кустарники – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. В нашем лесу можно увидеть такие кустарник как орешник(лещину), можжевельник, бересклет, бузину, дикую малину, чернику. В кустарниках живут рябчики, олени, лоси, зайцы,) Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья. Поэтому они остаются под пологом леса и называются – подлеском.
4 группа – найти информацию по источнику (интернет)
– отчёт групп
Почему же растения леса расположились ярусами? (Деревьям необходимо больше света, они тянутся к солнцу. …)
Физкультминутка.
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Заяц быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке –
Непоседы-ребятишки.
– Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными!
– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
Чем лес является для животных ?(Домом. В лесу животные находят пищу, выводят потомство.)
– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых -нет.)
Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Что произойдёт, если нарушится это взаимодействие? (Если нарушить эти связи, нарушится экологическое равновесие.)
Рассмотрите звенья каждой цепи питания. Какую взаимосвязь мы можем здесь проследить?
Дополните цепь питания недостающими звеньями. Проверьте.
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. (слайд 10-11)
Подробнее узнать о ней поможет статья учебника (ст. 180) Прочитайте самостоятельно, подчеркните непонятные слова; V отметьте места, где бы вы задали вопросы; * , где надо вспомнить ранее изученный материал.
В статье есть описание эксперимента. Ваша задача – найти этот эксперимент, выделить в нём гипотезу, ход эксперимента и самостоятельно сделать вывод.
Описание этапа исследования | Предложения |
1) гипотеза | |
2) описание хода исследования | |
3) описание и объяснение полученных фактов | |
4) вывод |
V. Итог урока.
«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
– Так ли это? Кто может уничтожить лес?
– Как же мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить природе?
Ребята, я уверена, что сегодняшний урок помог вам понять, что такое лес – природное сообщество. Предлагаю вам оценить свою работу. Перед вами оценочные листы, отметьте плюсами те пункты, которые близки вам.
Оценочный лист
- Понял ли я, что такое лесное сообщество?
- Знаю ли я, какие организмы составляют сообщество леса?
- Умею ли я находить нужную мне информацию?
- Активно ли я работал на уроке?