Урок окружающего мира "Лес – природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
    • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • Воспитательные:
    • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.

Место урока в учебном плане: 6 урок в теме «Родной край часть большой страны».

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

  • Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; нетбук, мультимедийный проектор, экран;
  • Программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • Оборудование: аудиозапись «Звуки леса».

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
  2. рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя» автор А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс,
  3. М.Н. Сергеева, М.А. Гуленкова «Атлас родной природы. Грибы», «Атлас родной природы. Животные леса», «Атлас родной природы. Птицы леса», «1000 загадок».

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Введение в проблему.

(звучит звукозапись «Звуки леса»)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стрясая капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес! (слайд 1-5)

О чём это стихотворение?

Сегодня мы с вами отправимся в лес. А на лесных тропинках даже взрослые могут встретиться с неведомым, удивительным, таинственным. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эти тайны леса.

ΙΙΙ. Целеполагание, планирование, выбор рациональных форм учебной деятельности учащихся.

«Лес – природное сообщество» (слайд 6)

Думаю, значение слов ЛЕС и ПРИРОДНОЕ вам понятно, а слово СООБЩЕСТВО?

Какими способами можно определить значение слова СООБЩЕСТВО? (обратиться к словарю, спросить у взрослых, разобрать слово по составу, выявить значение из частей слова)

СООБЩЕСТВО (приставка со-, выражающая значение «совместимость», совместный, сотрудник)

СООБЩЕСТВО – это объединение индивидов, имеющих общие цели …

Сегодня на уроке речь пойдёт о лесе как природном сообществе. Какими знаниями вы должны пополнить свой багаж?

Выяснить:

  • какие организмы составляют сообщество
  • как они связаны между собой
  • какие экологические связи можно наблюдать в этом природном сообществе

ΙV. Изучение нового материала.

Чем лес является для живых организмов? (Домом) и дом этот многоэтажный. Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название (деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники) (слайд 7)

Ученые называют лесные этажи ЯРУСАМИ.

Чтобы более подробно познакомиться с каждым ярусом, предлагаю вам поработать в группах. В начале урока вы выбрали квадратики определённого цвета. В соответствии с выбранным цветом, пересядьте в свою группу.

Кому необходимо, вспомните правила совместной работы.

Правила совместной работы.

  • Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указание старшего.
  • Работать по плану (сверять дела с планом).
  • Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  • Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, стараться избежать ошибок).
  • Каждый учащийся группы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

Посовещайтесь, кому вы доверите выбор карточки. Помните, только от слаженной, коллективной работы будет зависеть результат.

(дети в начале урока разделились на свободные группы) (слайд 8, 9)

1 группа – рассказать о ярусе по плану (1.Дайте определение ярусу. 2. Приведите примеры растений этого яруса. 3.Перечислите животных, населяющих этот ярус)

2 группа – рассказать о ярусе, используя образец (Деревья расположились в верхнем ярусе. Деревья – это многолетние растения с твёрдым крупным стеблем(стволом). В нашем лесу можно встретить такие деревья как ель, сосна, берёза, осина, дуб. В верхнем ярусе обитают белки, куницы, совы, дятлы.)

3 группа – составить вопросы по тексту и подготовить ответы на них (Кустарники расположились во втором ярусе леса. Кустарники – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. В нашем лесу можно увидеть такие кустарник как орешник(лещину), можжевельник, бересклет, бузину, дикую малину, чернику. В кустарниках живут рябчики, олени, лоси, зайцы,) Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья. Поэтому они остаются под пологом леса и называются – подлеском.

4 группа – найти информацию по источнику (интернет)

– отчёт групп

Почему же растения леса расположились ярусами? (Деревьям необходимо больше света, они тянутся к солнцу. …)

Физкультминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

Заяц быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке –
Непоседы-ребятишки.

– Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными!

– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

Чем лес является для животных ?(Домом. В лесу животные находят пищу, выводят потомство.)

– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых -нет.)

Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Что произойдёт, если нарушится это взаимодействие? (Если нарушить эти связи, нарушится экологическое равновесие.)

Рассмотрите звенья каждой цепи питания. Какую взаимосвязь мы можем здесь проследить?

Дополните цепь питания недостающими звеньями. Проверьте.

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

– Ученые называют это лесной подстилкой. (слайд 10-11)

Подробнее узнать о ней поможет статья учебника (ст. 180) Прочитайте самостоятельно, подчеркните непонятные слова; V отметьте места, где бы вы задали вопросы; * , где надо вспомнить ранее изученный материал.

В статье есть описание эксперимента. Ваша задача – найти этот эксперимент, выделить в нём гипотезу, ход эксперимента и самостоятельно сделать вывод.

Описание этапа исследования  Предложения
1) гипотеза  
2) описание хода исследования  
3) описание и объяснение полученных фактов  
4) вывод  

V. Итог урока.

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

– Так ли это? Кто может уничтожить лес?

– Как же мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить природе?

Ребята, я уверена, что сегодняшний урок помог вам понять, что такое лес – природное сообщество. Предлагаю вам оценить свою работу. Перед вами оценочные листы, отметьте плюсами те пункты, которые близки вам.

Оценочный лист

  1. Понял ли я, что такое лесное сообщество?
  2. Знаю ли я, какие организмы составляют сообщество леса?
  3. Умею ли я находить нужную мне информацию?
  4. Активно ли я работал на уроке?