Цели урока:
- Образовательная: совершенствовать умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
- Воспитательная: воспитывать интерес к математике, точность и аккуратность в оформлении решений, культуру умственной деятельности.
Тип урока: закрепление знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
План урока:
I Организационный момент - 2 мин.
II Проверка домашнего задания - 5 мин.
III Гимнастика ума (повторение материала) - 8 мин.
IV Закрепление знаний - 24 мин.
V Физкультурная пауза - 1 мин.
VI Задание на дом - 3 мин.
VII Рефлексия -2 минуты
Структура урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений, что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Умения решать уравнения - основная задача любого школьника. "Уравнения" - одна из центральных тем школьного урока математики. Уравнения различных типов встречаются на государственных экзаменах в 9 и 11 классах. С помощью уравнений решаются многие проблемы связи, транспорта, промышленности, сельского хозяйства.
II. Проверка домашнего задания
А теперь давайте проверим, справились ли вы с решением различных уравнений домашнего задания.
У доски учащиеся выполняют уравнения
1) 802 - х = 416
2) 44 + (а - 85) = 105
3) 44 + х + 56 = 300
Все остальные учащиеся предлагают решения домашних уравнений на угадывание корней:
Сколько корней имеет уравнение, укажите их
1) х * х = 64
2) х + х = 28
3) а + 2 * а = 18
4) 0 * m = 0
5) 0 : с = 0
6) р - р = 0
7) b * b = b (после проверки показать ответы на экране)
III. Гимнастика ума
Повторение изученного материала
1. Назовите компоненты действий:
23 +11 = 34
48 - 18 = 30
125 * 2 = 250
560 : 10 = 56
Учитель показывает компонент равенства. Учащиеся формулируют алгоритм его нахождения.
2. Укажите уравнения, которые не имеют корней:
1) 451 - х = 200
2) 24 - k = 64
3) 35 + y =210
4) t + 41 = 21
5) 60 * a = 1200
6) 569 : n = 1258
IV Закрепление знаний
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
1) Решить задачу:
После того как на окраине нашего села в четверг были высажены саженцы дуба, в пятницу было высажено еще 60 саженцев, а в субботу посадили 200 саженцев. Всего по программе "Зеленая столица" в нашем селе за 3 дня высажено 540 саженцев дуба. Сколько саженцев было высажено в четверг?
(Задача решается у доски)
2) Решить уравнения.
Первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадайте зашифрованное слово.
Первые 3 уравнения решает I группа, а следующие 3 уравнения решает II группа
а) (x + 13) - 39 = 14
б) (x - 31) - 11 = 9
в) (125 - a) - 15 = 42
г) (246 + x) - 42 = 643
д) 318 - (y- 8) = 27
е) 28 + (20 - р) = 36
Ответы:
- 40
- 51
- 68
- 439
- 299
- 12
Ключ к слову:
1 - А 4 - З 7 - М 2 - Д 5 - В 8 - Т 3 - И 6 - Е 9 - О
Слово: Звезда
Учащиеся получают вырезанные красные звездочки.
Пусть эта звездочка освещает вам путь к решению любых, порой даже сложных, уравнений
3) Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Решить уравнения:
а) х +254 = 351
б) х - 184 = 318
в) (х + 25) +54 = 145
2. Алина задумала число. Если к этому числу прибавить 62 и от полученной суммы отнять 75, то получится 19. Какое число задумала Алина?
Вариант 2
а) х + 474 = 825
б) х - 84 = 714
в) (х - 18) + 174 = 941
2. Саша задумал число. Если к этому числу прибавить 56 и от полученной суммы отнять 65, то получится 23. Какое число задумал Саша?
V Физкультурная пауза
Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физкультминутку начинаем.Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали
Потянулись, подышали.Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Задание на дом
Задание №1
По заданному уравнению составить интересную задачу. Ее условие и решение красочно оформить на альбомном листе
1 вариант (х -35) -18 = 17;
2 вариант 12 + (х + 34) = 83;
3 вариант 93 - (х + 56) = 8.
Задание №2
Известно, что 3986 + 5718 = 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений корень уравнения:
а) 9704 - 3986 = y
б) 9704 - 5718 = х
в) x + 5718 = 9704
г) 3986 + y = 9704
д) 9704 - x = 3986
е) 9704 - y = 5718
VII Рефлексия
- Как вы думаете, ребята, насколько важно уметь решать уравнения?
- А что надо знать для их решения?
- Только ли необходимы знания?
Для решения уравнений и любых задач в математике нужно приложить старания и :
(отвечают учащиеся)
А чтобы хорошо решать уравнения, надо решать их много.
А теперь выберите смайлик на вашем столе и покажите, как вам нравится решать уравнения.
Уравнения очень обрадовались за то, что вы настойчиво учитесь находить их корни и уже неплохо решаете уравнения.
Спасибо!