Утренник для 2–4-х классов по теме "Весна, весна на улице, весенние деньки!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи мероприятия: закрепить знание детьми поэтических произведений А.Л. Барто, познакомить учащихся с неизвестными ранее событиями из жизни А.Л. Барто, формировать устойчивый познавательный интерес, воспитывать любовь к книгам, возрождение нравственно-эстетических традиций, формирование позитивной самооценки, развитие доверительных отношений между учениками, учителями и родителями.

Оборудование: книги А.Л. Барто, фотографиии А.Л. Барто, плакаты с иллюстрациями, инвентарь к инсценированию стихотворений.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Учитель: - Весна, весна на улице,

Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

2.Основная часть.

Учитель: - Кому не знакомы строчки этого стихотворения?

Все ученики знают их и автора этих строчек - Агнию Львовну Барто. Наш утренник сегодня мы посвятим 105-летию со дня ее рождения. Родилась Агния Львовна в 1906 году. Прошло уже 105 лет со дня рождения этой знаменитой детской поэтессы, а ее стихи до сих пор помнят,читают и знают все :дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки .И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают стихи родители.

Ученик: -  Агния Львовна Барто- коренная москвичка. Она родилась в семье ветеринарного врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Посетивший училище А.В.Луначарский услышал стихи девушки и вскоре вызвал ее в Наркомпрос для обстоятельной беседы. Его совет заняться настоящей литературной работой в значительной степени повлиял на выбор Барто. Ранние стихи Барто были типичны для той среды и возраста. Решительное изменение во вкусах юной поэтессы произошло под влиянием стихов и самой личности знаменитого в то время поэта В.В.Маяковского, которого она увидела на первом празднике детской книги, в дачном поселке Акулово.

Ученица: Её первые "профессиональные" стихотворения - "Китайчонок Ван Ли", "Мишка-воришка" (1925), "Пионеры", широко популярная колыбельная "Братишка", "Первое мая" (1926).

Ученик: Начиная с 30-х годов Барто прилагала немалые усилия к тому, чтобы сделать сатиру достоянием детской поэзии и вывести эту поэзию на эстрадные подмостки (стихотворения "Девочка чумазая", "Девочка-ревушка", 1930, совместно с П.Н.Барто, "Кем быть?", "Через 20 лет", 1934, "Миллион почтальонов", 1934, - пьеса-игра, в которой юные зрители в порядке самокритики со знавались в "пороках", а актеры тут же эти пороки иллюстрировали).

Ученица: Творчество Б. предвоенных лет было посвящено формированию по этического образа советского детства, теме интернационализма и антифашизма. В июле 1937-го Б. в составе советской делегации поехала на Второй Международный конгресс писателей в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании. Впечатления от поездки выразились в сборниках "Над морем звезды", "Я с тобой" (1938). Плодотворным было сотрудничество Барто с Риммой Зеленой: ими был написан сценарий кинофильма "Подкидыш" (1940), завоевавшего большую популярность, комедия для ТЮЗов "Опасное знакомство" (1940, другое на звание "Дима и Вова") - об этике советского школьника. В книжках "Дом переехал", 1938, "Сверчок", 1940, "Веревочка", 1941, - мотивы мирного веселья, труда и отдыха, герои стихов - мальчики и девочки, чувствующие себя хозяевами расцветающей страны. Образ счастливого предвоенного детства оказался настолько притягательным и нужным, что в 1945-м режиссером И.Фрезом была снята кинокартина "Слон и веревочка", в основу замысла которой легло стихотворение "Веревочка".

Ученик:-В годы войны Барто ездила на фронт с выступлениями, выступала на радио, много писала для газет, а в эвакуации, в Свердловске, три месяца трудилась рядом с детьми в токарном цехе, получила рабочий разряд.

Ученица:- Стихотворения Барто часто представляют собой детские портреты, в которых живая индивидуальность обобщена до легко узнаваемого типа ("Новичок", "Непоседа", "Шурка", "Настя", "Любочка", "Младший брат", "Юный натуралист", "Сонечка", "Володя-Вовка...Вова", "Болтунья", "Вовка - добрая душа" и многие другие). В психологической характеристике ребенка Барто подмечала и возрастные особенности, и "проблемные" черты. Обходясь без скучного нравоучения, только посмеиваясь в своих частушечно-куплетных стихах, поэтесса предлагала юному читателю взглянуть на себя со стороны и заняться самовоспитанием.

Учитель: - Сейчас мы отправляемся в путешествие по стихам А. Л. Барто.

Инсценирование стихотворения А. Барто "Я выросла".

Мне теперь не до игрушек
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой
-Ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.

Учитель: - Далее мы проведём конкурс на лучшего знатока стихотворений Агнии Львовны Барто. За каждый правильный ответ Вы будете получать жетоны. Кто наберёт 3 и более жетонов получит памятный приз. Итак, начинаем.

Помогите человеку:
Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма.
А потом он сел в вагон
И в Москву вернулся он.
Вот знакомый поворот
Но ни дома, ни ворот.

Учитель: - Из какого это стихотворения? Куда исчез дом, в котором жил Сёма? ("Дом переехал".)

Учитель: - У поэтессы есть стихотворение "Помощница". Оно начинается словами:

У Танюши дел не мало
У Танюши много дел...

Учитель: - Что делала Танюша целый день? Как и кому она помогала?

Учитель: - В каком стихотворении бабушка с внуком пошла на футбол, но неожиданно стала болеть за другую футбольную команду? ("Петя на футболе".)

Учитель: - Кто из героев жаловался:

Как много стали задавать?-
Вдруг он сказал сердито.
- Сижу за книжкой до сих пор
И все не выучил озёр.

Учитель: - Кто и почему так долго сидит за уроками? ("Сережа учит уроки".}

Учитель: - Какие стихи о зиме, которые написала А. Барто, вы знаете? ("Дело было в январе", "Новая Снегурочка", "Что случилось на каникулах", "Два снежка", "Жадный Егор".)

Учитель: - Какие Вы знаете стихи Барто о праздниках? ("Дело было в январе", "Новая Снегурочка", "Что случилось на каникулах", "Жадный Егор", "Твой праздник", "Утро перед парадом".)

Учитель: - Как зовут этого мальчика?

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Из какого это стихотворения? (Петя, "В школу".)

Учитель: - Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

Что придумала девочка? ("Я знаю, что надо придумать").

Учитель: - А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.
Ну нет, теперь ты лишний,
Ребята говорят.

Учитель: - Почему ребята посчитали Сергея лишним? Как называется это стихотворение?

Учитель: - Отгадайте!

Кто, кто
В этой комнатке живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает? (Машенька из стихотворения "Машенька")

Учитель: - У поэтессы есть много стихов о Вовке, которые имеют общее название "Вовка - добрая душа". Кто из Вас помнит, за какие хорошие дела так называют Вовку. (Помогает бабушкам нянчить внуков, говорит прохожим "С добрым утром", в жаркую погоду дает старушке веер, чтобы легче было идти.)

Учитель: - Выразительное чтение стихов учениками. Конкурс на лучшего чтеца. (Стихотворения дети подбирают сами.)

Учитель: - Подведём итоги и наградим победителей.

Далее инсценирование стихотворений А. Барто "Любитель рыболов", "Верёвочка".

3. Заключительная часть.

Учитель: - Не идеализируя детей, Барто тем не менее безгранично верила в их "человечность". Разновозрастные, разноязыкие герои ее стихов и поэм занимают активную жизненную позицию, их нравственные порывы и деятельный разум требуют участия во всем, что происходит на свете. Стремление Барто объединить усилия детей опиралось на пионерскую организацию, отсюда - многочисленные встречи с детскими коллективами школ, лагерей, интернатов и детских домов. Тысячи писем от детей и взрослых, адресованных Б., свидетельствовали о всенародной славе, а главное - об актуальности ее идей. Поездки по разным странам давали богатую пищу для осмысления международной роли детей, которые легче, чем взрослые, могут договориться и построить завтрашний мир по законам дружбы. Так, поэтесса придумала двух девочек, затевающих игру в обруч дружбы: "По дорожке, по бульвару, по всему земному шару..." - это стихотворение 1955 года вошло в написанный Б. киносценарий "Десять тысяч мальчиков", 1963, по которому режиссер Б.Бунеев снял кинофильм, и дало название целому сборнику, посвященному жизни детей в разных странах. Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей Союза Советских обществ дружбы, была членом Международного Андерсеновского жюри. Из своих поездок по странам Агния Львовна Барто привозила стихи детей, переводила их на русский язык, выявляя при этом глубокое лирическое содержание, кроющееся в неумелых, но искренних строчках. Сборник "Переводы с детского", 1976, наглядно подтверждал самостоятельность и богатство внутренней жизни детей, общее единство их взглядов и интересов.

Учитель: -Спасибо всем за внимание и участие. Надеюсь, что это мероприятие оставит добрый след в вашей душе.

Используемая литература.

1. Зубарева Е. А.Л.Барто//Детская литература: учеб. пособие для учащихся дошкольных отделений педучилищ /Сост. Е.Зубарева, З.Пахомова/, М.,1976.

2. Соловьев Б. И., Мотяшов И. Агния Барто, Изд., доп., М., 1979.

3. Жизнь и творчество Агнии Барто, М., 1989.

4. Барто А.Л. Детям (сборник стихотворений). Изд. "Полина", Тверь, 1997 .