Литературная игра в 4-м классе по творчеству Ф.А. Абрамова (региональный компонент)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомиться с творчеством Ф.А. Абрамова;
  • Привлечь детей к чтению книг.

Задачи:

  • развивать умение ориентироваться в прочитанном;
  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать стремление к размышлению и поиску;
  • вызывать чувство уверенности в своих силах и в возможности своего интеллекта;
  • развивать память, речь, мышление, творческие способности.

1. "Кто лишний"

а) Самая трогательная птица. Поёт, радуется, как ребёнок (жаворонок)

б) Назойливо-тоскливый стон (комара)

в) Запели :и все птицы смолкли. Их заворожило это пение (соловьи)

г) Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса (снегирь)

2. "Пропали существительные"

Самый красивый : на Пинеге - это Красный : . : - загляденье: : да : в небо вросли. В урожайный год : да : - : греби.

Но самое удивительное, самое незабываемое на этом : - : .

Рано утром возвращаешься домой, когда только-только поднимается над лесом: . И вдруг какой-то : и : в стороне от дороги. Алые олени. Летят во весь мах по белой :, и:,само : несут на ветвистых : .

(Бор, бор, леса, сосняк, лиственница, грибы, ягоды, лопатой, бору, олени, солнце, шорох, треск, олени, поляне, солнце, солнце, рогах).

3. "Найди пару"

1). Землю накрыли белоснежной скатертью, а) как большие рыбины.
2). Солнце разгорается медленно, б) как затаившиеся стада оленей.
3). Запорошенные снегом кустарники, в) как костёр из сырых дров.
4). Лобастые брёвна, г) как на праздник.
5). Берег блестит, д) как ребёнок.
6). Головка у розовой кашки, е) как колючая проволока.
7). Жёлтое блюдце ромашки, ж) как зелёная река.
8). Мышиный горошек, з) как солнце на стебле.
9). Стволы елей - розовые, разогретые, и) как разноцветная мозаика.
10). Лесная дорога, к) как колокол.
11). И поёт, и радуется, л) как из бани вышли
12).Осина, м) как журавли среди деревьев.
13). Цветущая верба среди иссиня-черных елей, н) как луч света в тёмном царстве.

(Ответы: 1г, 2в, 3б, 4а, 5и, 6к, 7з, 8е, 9л, 10ж, 11д, 12м, 13н).

4. "Кроссворд"

Абрамов очень любил : (природу)

5. "Догадайся"

  • Штабеля-
  • Тутошная-
  • Бухнуло-
  • Ушаты-
  • Помочи-
  • Суховей-
  • Сполохи-
  • Сумёты-
  • Подволока-

6. Вспомни название рассказов:

- Я в жизни не видел столько пернатой мелочи:

("Из рассказов Олёны Даниловны")

- Хозяину незадолго до моего прихода справили праздничные брюки. Хорошие, дорогие:

("Как Олёна Даниловна в няньках была")

- Бабушка, бабушка, там котятки на ёлушке:

("Несмышлёныши")

- Добро-то, оказывается, тоже надо делать умеючи:

("Несмышлёныши")

- Потому что не теперь сказано: чужая ягода слаще:

("Про Василия Ивановича")

- Бельчат по ночам стерёг, за грибами ходил:

("Про Василия Ивановича")

7. "Отвечай - не зевай!"

  1. Кто назван несмышлёнышами?
  2. Сколько лет было Олёне Даниловне, когда её отдали в няньки?
  3. Какая история получилась с брюками?
  4. Сколько лет было Олёне Даниловне, когда её отдали в школу?
  5. Кого Олёна Даниловна любила больше всего?
  6. Что умел делать кот Василия Ивановича?
  7. О каких воспитательных обязанностях говорит Олёна Даниловна в своих рассказах?
  8. Почему отец отдал Олёну Даниловну в монастырь?
  9. Как называет Вовка свою бабушку?
  10. Перечислите, кого лечила Олёна Даниловна и как?
  11. Вспомните кличку собаки "Из рассказов Олёны Даниловны"?
  12. Имя сказочной героини (пучеглазой лягушки)
  13. Что за огоньки из травы выскакивают?
  14. Другое имя Олёны Даниловны
  15. В чём заключается колдовство Олёны Даниловны?
  16. Какие имена дали Олёна Даниловна с внуком своим питомцам?

8. "Один ум хорошо, а 5 - лучше". Восстановите название 4 рассказов.

(Ответы: "Белая ночь", "На воробьиный скок", "На мартовском солнышке",

"Где лето с зимою встречается").

9. "Радуга ответов"

1. Про какую ночь говорит писатель: "И день не день, и ночь не ночь"? (белую)

2. Какими кажутся олени на утреннем солнце? (алые)

3. Какой самый красивый бор на Пинеге? (красный)

4. Каким соком стала наливаться листва черёмухи? (брусничным)

5. Какой по цвету была листва дуба? (бронзовая)

6. Какими по цвету были стволы ольхи? (изумрудные)

7. Какой по цвету была зелень ивы? (серебристая)

10. "Калейдоскоп"

  1. Почему люди ждали пароход? (ждали товар)
  2. Когда начиналась весна на Пинеге? (с приходом парохода)
  3. Кто такие медуницы? (пчёлы)
  4. Как названы в рассказе муравьи? (вечные работяги)
  5. Опишите белую ночь на Пинеге. (таинственно, призрачно, дремлют леса:)
  6. Как писатель называет лес на Пинеге? (загляденье)
  7. Почему олени названы алыми? (рано утром, когда поднимается солнце, олени несут его на рогах)
  8. С чем сравнивается туман? (с молочными реками)
  9. На сколько прибавился день после Нового года? Как сказал об этом автор? (на воробьиный скок)
  10. Как грело солнце зимнее на Пинеге? (по-медвежьи)
  11. Как радуются деревья мартовскому солнышку? (ель рогатая греется на солнышке, греется лесная детвора - верба)
  12. Как огромный раскалённый шар превращался в тоненькую красную ниточку? (сплющился, будто стали бить кувалдой, потом пирамидка с закругленной вершиной, курганчик, краюшка и ниточка).

11. "Бюро находок"

  1. Узнай, из каких произведений эти предметы.
  2. Пароход ("Пароход")
  3. Старая дуплистая ива ("Июньский полдень")
  4. Черёмуха ("Белая ночь")
  5. Канюк ("Жара")
  6. Рога ("Алые олени")
  7. Журавль ("Кончилось лето")
  8. Рогатая ель ("На мартовском солнышке")
  9. Лобастые брёвна ("Дождались")

12. "Одним словом"

  1. Неказистый, щитовой, под цвет густой зелени. (домик)
  2. Утром откроешь окошко-рано, еще туман не осел на землю, а он уже за работой - трясёт сухую ольшанину, за дровяным сараем: (дятел)
  3. Любители сырого густолесья. (дрозды-рябинники)
  4. Ласковый шестилетний мальчуган с крутым завитком льняных волос спереди. (Вовка)
  5. Высокая тучная старуха с чёрными весёлыми глазами, в чистейшем белом платке. (Олёна Даниловна)
  6. Много всяких стишков знала, и Некрасова, и Кольцова. (Олёна Даниловна)
  7. Большая пучеглазая с забинтованной задней лапкой. (лягушка)
  8. Старая костлявая, страшная, с бельмом на глазу. (кобыла)
  9. Хороший, родители хорошие. С рюмкой на голове пройдет - и не расплещет. (Федя)
  10. Большой, сибирский, умный, хитрый, не приспособлен к природе, городской. (кот)