Цель:
- ознакомить учащихся начальной школы с основными правами и обязанностями ребёнка;
- формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
- ознакомить с правами школьников;
- способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Ход классного часа
Вступительное слово.
Дорогие ребята, сегодня мы решили провести "День семейного общения". Сегодня у нас будет царить любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе повторим права и обязанности детей, увидим несколько сценок и попробуем сами определить какие права были нарушены сказочными героями.
1 ведущий:
В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны.
2 ведущий:
Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств - членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
1 ведущий:
В ней говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.
2 ведущий:
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
1 ведущий:
Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Из словаря Ожегова: "Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять".
Какие права есть у вас:
Всё начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Давайте повторим памятку:
Я начинаю, а вы продолжите.
У меня есть:
- право на имя, отчество, фамилию;
- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- право на заботу и воспитание;
- право на общение со своими родителями; бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- право на защиту и воспитание;
- право на общение с обоими родителями;
- право выражать своё мнение;
- право на уважение человеческого достоинства;
- право на защиту своих прав и законных интересов;
- Вспомним сказку Андерсена "Гадкий утёнок". Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка (Он был не похож на других). Имеют ли право люди относиться так к человеку , который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
2 ведущий: А сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки "Морозко"
Сценка "Морозко"
Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родная дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке : "Умница". Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошутит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспоришь.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Уходят.
1 ведущий.
Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?
Дети отвечают.
1 ведущий.
Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.
2 ведущий.
Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягались в ней?
Сценка "Снежная королева"
Герда. Бабушка, а правда, сто Снежная королева не сможет сюда войти?
Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.
Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.
Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда. (Обняв Кая) Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда. (Плачет).
Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы, какие - то гадкие! (Толкает вазу)
Герда. Кай, что ты делаешь?
Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (Отрывает окно)
Входит Снежная королева.
Снежная королева. Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других, красивых вещеё, а ещё дам тебе мороженое.
Кай. Нет, я не пойду с тобой!
Снежная королева накрывает его плащом, и они уходят.
Кай. (кричит) Герда, спаси меня. Мне холодно!
Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.
1 ведущий.
Ну что ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушила королева.
Учащиеся отвечают.
2 ведущий.
Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
1 ведущий.
Одна из статей Конституции даёт детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Но эти объединения должны приносить пользу людям, сохранять, защищать кого-либо.
2 ведущий. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения, эксплуатации детей со стороны другого лица.
1 ведущий.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из сказки. А вы должны угадать сказку, её героев и определить право, ребёнка, которое нарушено.
Сценка "Золушка"
На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.
Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!
Появляются сёстры.
1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.
2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).
1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?
2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копает, никак нас не оденет.
Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!
2 ведущая.
Дорогие родители, вы, конечно, тоже узнали эту сказку. Я надеюсь, что среди вас нет таких мам, которые нарушали бы права на отдых и досуг ваших и чужих детей.
Кроме прав у детей есть и обязанности. Что означает слово "обязанности"?
(Ответы детей)
Мы обязаны:
- Хорошо учиться
- Приходить в школу вовремя
- Внимательно слушать учителя во время уроков
- Быть аккуратным и вежливым;
- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах
- Не бегать и не кричать на переменах
- Не мешать окружающим
- Обязательно выполнять требования дежурных в школе
- Беречь учебники и школьное оборудование
- Уважать труд технического работника.
По словарю: "Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения".
Вспомните свои обязанности. (Ответы детей)
Игра: "Закончи предложение"
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен:
- В школе я имею право:
- Дома я должен:
- Дома я имею право:
- Как понимаете выражение "право на ошибку"? (ответы детей)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
- Какие ошибки совершаете вы сами? (ответы детей)
- Как понимаете выражение "на ошибках учатся"?
Вывод.
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Вопросы:
- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках и в подвалах?
- Кто защищает ваши права? (государство)
- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (быть дружными)
- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда всем членам общества выполняют свои обязанности и не нарушают права)
И небольшое обращение к взрослым
Стих "Новый закон"
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я издать закон
Для взрослых обязательный.
"В дни отдыха, - гласил бы он,-
Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей".
Пусть надпись - буквы покрупней! -
Там ярко освещается:
"Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается".
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям
В праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
Сегодня мы рассмотрели права и обязанности школьника. Вы должны знать, что нужно уважительно относиться к правам других.
- На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч.
Приложение
Мы обязаны:
- Хорошо учиться
- Приходить в школу вовремя
- Внимательно слушать учителя во время уроков
- Быть аккуратным и вежливым;
- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах
- Не бегать и не кричать на переменах
- Не мешать окружающим
- Обязательно выполнять требования дежурных в школе
- Беречь учебники и школьное оборудование
- Уважать труд технического работника.
Мы имеем право на:
- обучение;
- любовь и заботу;
- отдых и игру;
- медицинское обслуживание;
- достаточное и здоровое питание;
- равноправие со взрослыми;
- выражение своих взглядов;
- участие в общественной жизни класса;
- уважение человеческого достоинства.