Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием ИКТ по учебнику А.Плешакова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с системой образования в России в 16-17 веков,
  • печатанием первых книг; систематизировать и проверить знания по изученным темам; развивать интерес к историческим событиям;
  • воспитывать любовь к книгам.

Оборудование:

  • гусиное перо,
  • перочинный нож,
  • рисунки с изображением рукописных книг,
  • портрет Ивана Грозного,
  • иллюстрация памятника Ивану Федорову,
  • распечатанный текст из книги "Первопечатник Иван Федоров" Б. Горбачевского,
  • учебники
  • "Мир вокруг нас" А. А. Плешакова 4 класс,
  • тетради "Проверим себя",
  • проектор,
  • интерактивная доска

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение пройденного материала.

Приложение 1.

1. Ответы на вопросы теста (приложение 1, слайды 1,2)

- Обсудите ответы в группах. Поставьте оценки. (слайд 3)

2. Выполнение заданий 1-2 на с. 24-25 в тетради.

3. Соотнесите дату и событие (работа на интерактивной доске). (приложение 1, слайд 4).

  • 988 год - Крещение Руси
  • 1147 год - Первое упоминание Москвы в летописи.
  • 1234-1238 года - Захват Руси Золотой Ордой.
  • 1242 год - Битва на Чудском озере.
  • 1380 год - Куликовская битва.
  • 1480 год - Конец зависимости Руси от Золотой Орды.

- Кто ввел Крещение на Руси? Где крестился сам князь Владимир?

- Кого считают основателем Москвы?

- Почему князю Батыю удалось подчинить себе Русь?

- Под каким названием осталась в истории битва на Чудском озере? Почему?

- Кто возглавил русские войска на Куликовом поле? Что предшествовало битве?

- Какое значение имело освобождение Руси от монголо-татарской зависимости?

III. Сообщение темы урока.

- Русское государство, наконец-то, освободилось от монголо-татарского ига. Стали активно развиваться строительство, торговля, ремёсла. Величие государства издавна поддерживали не только военные, но и образованные люди. Сегодня на уроке вы узнаете о том, каким было образование в 16-17 веках, и по каким книгам учились люди.

IV. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Часто мы слышим, что наши предки в далеком прошлом были людьми темными, грубыми. Это далеко не так. Просто у русского народа были свои особенности культуры, не всегда понятные иностранцам. В чём-то Россия уступала другим государствам, а в чем-то шла своим путем. Вы уже знаете, что в Древней Руси у славян появился свой алфавит, и детям давали образование.

- Кто создал славянскую азбуку? (в 9 в)

- Где учились ребятишки?

2. Отрывок из стихотворения Н. Кончаловской.

В старину учились дети - их учил церковный дьяк;
Приходили на рассвете и твердили буквы так;
А да Б - как Аз да Буки, В - как Веди, Г - Глаголь,
И учитель для науки по субботам всех порол.
Вот какой чудной вначале наша грамота была!
Вот каким пером писали - из гусиного крыла!
Этот нож не без причины назывался "перочинный".
Очиняли им перо, если не остро было.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки на славянском языке.
Так из летописей старых знали дети москвичей
О литовцах, о татарах и о родине своей.

3. - Посмотрите, как выглядело гусиное перо (приложение 1, слайд 5), которым писали в то время. О происхождении какого слова вы узнали из стихотворения? (Перочинный нож)

(Учитель показывает перо и нож).

В России 16-17 веков уже писали гусиными перьями на бумаге. А в некоторых местах писали и на бересте, потому что бумаги не хватало. Первые школы создавались при церквях и монастырях. Нерадивых учеников нещадно пороли розгами. Обучали детей грамоте и на дому. Для этого нанимали учителей. Но это дорого стоило и было не каждому по карману.

При некоторых учреждениях существовали профессиональные школы. Существовали школы при аптекарском приказе, при Печатном дворе. В 1687 г. стало работать первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия. Туда принимались только мальчики. Они изучали иностранные языки, стихосложение, риторику и естествознание.

- Но чтобы учиться, требуются книги.

- Что вы помните о создании книг?

4. Первое сообщение. (приложение 2)

- А когда появились первые печатные книги? (в 15 в.)

5. Второе сообщение. (приложение 2, приложение 1 слайд 7)

- Царь Иван Васильевич (приложение 1, слайды 6) в 1548г. велел привезти в Москву из-за границы вместе с другими мастерами типографщиков. Но немцы, опасаясь подъёма в России образованности, не пропустили к нам этих мастеров.

6.

И надумал царь суровый на Руси ввести печать,
Чтоб народ по книжке новой, по печатной обучать.
За Китайскою стеной государевой казной
Был построен двор Печатный,
В башнях весь, в резьбе занятной.
Дьякон Федоров Иван изучал печатный стан,
Стал на нем печатать книжки,
Чтоб народ не понаслышке
Знал про наши все дела,
Чтобы грамота была.
А кому-то не по нраву были выдумки царя.
Про него худую славу распускали, говоря:
"Царь наш с нечистью связался! Царь наш дьяволу предался!
На Печатном - то дворе черти пляшут на заре!"
Распускали эти страхи переписчики-монахи:
Помешала ведь печать им работу получать.
То какую-нибудь книгу год писал монах-старик,
А станок оттиснет мигом - будет сразу много книг!

- Типографию построили в Москве, рядом с Кремлём, в районе Китай - города. Царь дал на устройство деньги из своей казны. На создание первой печатни ушло около 10 лет. Спустя 10 лет в Москве появилась первая печатная книга. Первопечатником стал дьякон Иван Федоров. Помогал ему Петр Мстиславец.(приложение 1, слайды 8, 9)

- Как к появлению первой печатной книги отнесся Иван Грозный? Как выглядела эта книга? Об этом вы узнаете, прочитав отрывок из книги "Первопечатник Иван Федоров".

7. Учитель раздает листы с текстами. (приложение 3)

8. - Что вы узнали о внешнем виде первой русской книги? Рассмотрите фотографию первой страницы книги "Апостол" на с.82.

- Что понравилось Ивану Грозному в этой книге?

- Каким числом датировано окончание работы над книгой? (Начали печатать "Апостол" 19 апреля 1563 г.).

- Сколько времени ушло на её создание? (Почти год).

- Следующие книги делали гораздо быстрее.

В Москве, недалеко от места расположения первой типографии, установлен памятник Ивану Федорову. (Приложение 1, слайд 10).

На высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне памятника высечено имя - Иван Федоров.

В конце 16 в. в России была единственная типография, которая напечатала всего 11 книг, а в начале 17 в. в разных городах России было уже 10 типографий, которые к 1640 году выпустили около 200 книг. В это время свободно можно было купить учебные книги, особенно "Азбуку". Стоил учебник недорого - 1 копейка.

А в конце 17 в. был напечатан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря.

- Рассмотрите страницы из "Букваря" (приложение 1, слайд 11)

- Что вы видите на ней?

- Предназначался этот учебник не только "отрокам", но и, что было тогда новым, девочкам.

V. Работа по учебнику.

с. 84-85 Чтение текста.

VI. Итог урока.

- Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

- При каком царе впервые была напечатана книга?

- Кого считают в России первопечатником?

VII. Домашнее задание.

с. 82-86 Творческое задание - оформить одну страницу "Букваря".