Праздник "Яблочный спас"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

  • Создание условий для формирования у детей интереса к хореографии через знакомство с русскими народными традициями.

Задачи:

  • Познакомить детей с традиционным праздником "Яблочный спас",
  • Содействовать формированию танцевальных умений и навыков детей, выражению своих эмоций и чувств в танце.
  • Способствовать воспитанию чувства любви к русским традициям.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: танцевальный зал с зеркалами, музыкальный центр, мультимедийное оснащение, СD диски с музыкальным материалом, аккордеон, декорации, дидактический материал.

Структура занятия:

  • Организационный момент - представление, приветствие, поклон.
  • Основная часть - знакомство с движениями и рисунком танца, участие в празднике.
  • Подведение итогов - закрепление изученного материала.
  • Заключительная часть - рефлексия, поклон.

Презентация

Ход занятия

(Дети входят в зал, педагог встречает детей)

Педагог: Здравствуйте! Сегодня я хочу вас познакомить с русским танцем. Танец -это красота, музыка, элегантность и прежде всего движение! Каждый урок хореографии традиционно начинается с поклона.

(Разучивание поклона)

Педагог: Скажите, вы любите загадки? Тогда слушайте загадку - жду скорей от вас отгадку.

ЗАГАДКА 1:

Весной повисло, всё лето кисло,
А сладко стало, на землю упало. (Яблоко)

ЗАГАДКА 2:

Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок! (Яблоко)

ЗАГАДКА 3:

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

Педагог: Ребята, скажите, а что вы знаете про яблоки?

(Дети отвечают)

Педагог: А на Руси яблоку посвящен целый праздник. (Презентация: Слайд 1-4).

Называется этот праздник Яблочный Спас! Поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать".

Всю зиму яблоки были единственным лакомством для ребятишек! А вы хотите попасть на праздник "Яблочный Спас"? Но для этого нам надо подготовиться к нему.

А вы знаете, как проходили праздники? Какие танцы исполнялись в старину?

(Дети отвечают)

Педагог: На гуляниях танцевали кадрили, пляски, хороводы. А мы сегодня с вами познакомимся и разучим хоровод "Змейка", который исполняли на празднике "Яблочный Спас".

(Разучивание элементов, рисунков и движений танца Приложение 1)

Педагог: Ну, просто замечательно!!!

(Взять ленты, пояса.)

(Презентация: Слайд 5-7,4)

Педагог: На Руси для парней - символ мужской удали был пояс-кушак, которым обязательно должна была быть подпоясана рубаха. Круг являлся оберегом от злых духов.

В наряд "красной девицы" обязательно входили передники, фартуки, юбки и особый головной убор "начельник" - лента-повязка (круг-оберег), оставляющая не покрытой макушку и позволявшая свободно выпускать косу на спину. Еще это повязка называлась у восточных славян "девичьей красой". Реже встречалось другое название "девичьей красы" - "увясло" (вязать). Девица обязана была сплетать свои волосы в одну косу. Распущенными волосы, по мнению восточных славян, могли быть только у русалок, ведьм и другие представительниц нечистой силы.

Таким образом, коса была универсальной девичьей прической. И каждая девушка умела не только ее плести, но и украшать косу к празднику, вплетая в нее ленты.

(Педагог раздаёт ленты и пояса детям, они их завязывают)

Педагог: Ну, вот теперь вы готовы к празднику "Яблочный спас".

"Пришёл Спас-яблочко припас". А теперь давайте повторим все вместе.

(Дети с педагогом повторяют поговорку)

Педагог: Праздничный день начинался с румяного, как яблоко рассвета, и по старому обычаю все выходили на улицу его встречать. Так начинался праздник.

А вы хотите пойти встречать рассвет?

(Дети отвечают)

Педагог: До наших дней сохранилось убеждение, что природа живая, что Мать - Сыра-Земля дышит и ночью тоже спит, а на рассвете просыпается. Поэтому мы должны пробудится вместе с ней.

(Пластический этюд "Утро" на фоне музыки.

Дети повторяют движения за педагогом, имитируя движения птичек, бабочек, колосков, ветерка, ручейка, деревьев, солнышка.)

(Звучит музыка. Дети приглашают друг друга поклоном на хоровод "Змейка", который разучили в начале занятия)

Педагог: А ещё на празднике любили играть и устраивать разные забавы и потехи.

Давайте и мы с вами поиграем.

(Игра "Яблоки Яблочки". Приложение 2)

Педагог: Посмотрите, сколько яблочек мы набрали.

(Педагог берёт корзину с яблоками)

Педагог: Пусть каждый выберет себе яблоко, которое ему приглянулось.

Сегодня не простой день. Сегодня каждый может загадать желание, и оно исполнится. А для того, чтобы оно исполнилось, нужно произнести слова и откусить яблочко. "Что загадано - то надумано. Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется".

(Презентация: Слайд 8)

(Дети хором проговаривают слова, загадывают желание и откусывают яблоко)

Педагог: Я тоже хочу загадать желание - пусть сбудутся все ваши мечты, здоровья и успехов вам в учебе.

(Педагог загадывает желание и откусывает яблоко)

Педагог: Интересно вам было на занятии? Что нового вы узнали о традициях русского народа? Что изменилось в ваших представлениях о жизни ваших предков? Хотели бы вы продолжить знакомство с русскими народными традициями и обычаями? Если да, то прикрепите эти яблоки (самоклеющиеся картинки) к яблоне (макет).

(Дети отвечают и потом клеят яблоки)

Педагог: Я вижу, что знакомство с элементами русской народной культуры показалось вам интересным. В заключении хочу сказать, что мне было очень приятно с вами изучать обряды "Яблочного Спаса".

И на память о сегодняшнем занятии я дарю вам эти книжки в виде яблок. Надеюсь, что вы познакомите ваших друзей и родителей, с традициями празднования русского народного праздника "Яблочный Спас".

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с вами поклоном.

(Дети делают поклон)

Приложение 3

Презентация