Организация воскресной группы для неорганизованных детей предшкольного возраста из социально неблагополучных семей

Разделы: Общепедагогические технологии


Обоснование проекта. Современное общество поделило на классы не только взрослое население нашей страны и нашей республики, но и детей, в результате чего особую значимость и актуальность приобретает проблема воспитания и развития детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей, "семей группы риска". Дефицит родительского внимания, неадекватный стиль воспитания в семье, алкоголизм, наркомания, ранние браки, юные и одинокие матери - являются причиной роста численности детей "группы риска" - категории детей, которая требует особого внимания и заботы со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К сожалению, многие такие дети совсем не посещают дошкольные учреждения: родителям нечем платить или "некогда" водить, а то и просто не во что одеть ребенка. Возвращение к нормальной жизни сложных детей возможно лишь в условиях общей реабилитации детства: в утверждении права ребенка на самореализацию, уважение и саморазвитие.

Идея проекта:

- удовлетворение запросов родителей, не имеющих возможности водить детей в детский сад и обеспечение детям дошкольного возраста необходимой для них развивающей подготовки в преддверии школы;

- обеспечение социальной защищенности каждому ребенку;

- моделирование программы реабилитации для детей группы риска предшкольного возраста;

- приобщение детей к социальному миру;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.

Объект исследования - процесс внедрения инновационных технологий в работу с неорганизованными детьми по социальной адаптации и подготовке их к школе.

Предмет исследования - система медико-психолого-педагогического воздействия на оздоровление, адаптацию и подготовку неорганизованных детей к школе.

Цель проекта -

- создание нового типа ДОУ, ориентированного на решение специфических проблем неорганизованных детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей;

- формирование у них основ социальной и психологической готовности к школьному обучению, к школе;

- оказание медико-социально-психолого-педагогической помощи детям "группы риска".

Задачи:

- открытие на базе МДОУ воскресной социальной группы будущих первоклассников;

- проектирование педагогических технологий становления начальных ключевых и специальных компетентностей детей в условиях воскресной социальной группы;

- поиск и разработка новых эффективных форм и методов оказания психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных семей;

- сотрудничество со специалистами с целью оздоровления, обучения и воспитания детей группы риска;

- установление контакта и взаимопонимания с семьей с целью оздоровления, обучения и воспитания детей группы риска;

- дифференцированный подход к каждому ребенку.

Новизна проекта состоит в создании системы организации детей с проблемами в развитии и воспитании в ДОУ в воскресные дни и обновлении условий их содержания за счет разработки и внедрения в ДОУ новых технологий и нестандартного оборудования.

Социальные блоки:

1 блок - предоставление услуг для детей из малообеспеченных семей, включая развитие интегрированного образования и реабилитационных услуг.

2 блок - предоставление услуг детям из социально-дезадаптированных семей (семьи алкоголиков, наркоманов, не работающие, аморально-ассоциальные семьи, совершающие противоправные действия, жестоко обращающиеся с детьми, криминально-аморальные семьи, психопатологические семьи).

3 блок - предоставление услуг детям из неполных семей, матерей одиночек.

4 блок - предоставление услуг педагогически запущенным детям.

5 блок - предоставление услуг по социальной адаптации и подготовке к школе воспитанников детских домов и приютов.

6 блок - открытие филиала предоставления услуг детям с тяжелыми отклонениями в развитии на дому.

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному дошкольнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к детям, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности дошкольника, его развитию, возможностям и состоянию, в котором на данное время находится, вследствие чего они давали бы максимальный эффект.

Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны педагога. Опираясь на ЗБР, легче работать с детьми группы риска. Они требуют пристального внимания и изучения индивидуальных особенностей, а также разработки программ коррекционного развития.

Ресурсное обеспечение: Для организации работы воскресной группы в ДОУ необходимы следующие специалисты: врач невропатолог, психолог, логопед, социальный психолог, воспитатели, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования. Необходимо обязательное взаимодействие между всеми специалистами, работающим с данным контингентом дошкольников и их родителями.

Нормативно-правовая основа проекта:

  • Федеральный закон РФ "Об образовании";
  • Закон РС(Я) "Об образовании";
  • Стратегические направления программы модернизации образования России;
  • Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с 5 лет (в рамках изменений ФЗ РФ "Об образовании"). Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г № 666);
  • Письмо МО РФ от 22.07.1997г №990/14-15 "О подготовке детей к школе";
  • Методическое письмо МО РФ от 25.03.94г №35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования";
  • Письмо МО РФ от 14.03.2000г №65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
  • Постановление Правительства РС(Я) "О государственной программе развития образования РС(Я) на 2001 - 2006 г" от 26.01.02г;
  • Концепция дошкольного образования РС(Я);
  • Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);
  • Закон о правах ребенка Республики Саха;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.05 №178 "Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года";
  • Приказ МО РФ и Минздрава РФ от 30.06.92 №186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"

Материально-техническая база: медицинские кабинеты (массажный, физиокабинет, кабинет старшей медсестры, изолятор для заболевших детей, процедурный кабинет); физкультурный зал, бассейн с фитобаром, коррекционно-реабилитационный центр (кабинеты логопеда, валеолога, психолога), релаксационная комната, игротека "Неболей-ка", швейная мастерская, Зимний сад, летняя теплица, огород, цветники, санаторные группы.

Финансовое обеспечение:

  • Финансирование работы воскресной группы рекомендуется осуществлять за счет средств муниципального района "Хангаласский улус"
  • Муниципальное бюджетное финансирование;
  • Фонд социального страхования;
  • Внебюджетные средства;
  • Спонсорская и попечительская помощь;
  • Введение новых форм хозяйственной деятельности (средства от продажи выращенной рассады, овощей и т.д.).

Смета финансовых расходов по проекту

Мероприятия Кол-во Сумма Источник финансирования
1 Затраты на питание детей 20 288000 Бюджет
2 Зарплата персоналу     Бюджет
3 Мягкий инвентарь   10000 Соц.защита
4 Хозтовары (мыло, порошок)   5000 Бюджет
5 Игрушки   10000 Дети Саха-Азия
6 Канцтовары   5000 Спонсоры
7 Методлитература   5000 Внебюджетн.средства
8 Электроэнергия, вода и пр.   71000 Бюджет
9 Комната релаксации   40000 Спонсоры
10 Игротека   12000 Соц.защита
11 Публикация метод.пособий   30000 Внебюджетн.средства.
  Итого:   1620662  

Организация воспитания и подготовки детей к школе должна осуществляться всесторонне, только тогда работа будет эффективной.

Содержание образовательного процесса в воскресной группе определяется "Программой воспитания и обучения детей в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, "Развитие" Венгера, "Радуга" и др. (см. прилож.).

В ДОУ с детьми проводятся следующие занятия:

Физическое воспитание, развитие речи и элементарных математических представлений, валеология, занятия по изодеятельности, ознакомление с художественной литературой.

Для развития и оздоровления дошкольников очень важно создать коррекционно-развивающие условия: медблок, игровые комнаты, комнаты для релаксации, кабинеты специалистов (логопеда, психолога, социального педагога и т.д.). Дети должны свободно посещать игровые по желанию. Для них организуется празднование Дней рождения с праздничным тортом, подарками, концертами. В любое время дети могут послушать спокойную или веселую музыку, расслабиться при проведении с ними аутотренингов, рисовать, играть, беседовать на интересующие их темы, обращаться за помощью и получать нужный совет в решении личных проблем.

Группы комплектуются по 20 детей.

Штатное расписание

Должность Кол-во
1 Заведующая 1
2 Старший воспитатель 0,25
3 Медсестра (массажист, физио) 0,25
4 Врач педиатр 0,25
5 Валеолог 0,25
6 Логопед 0,25
7 Психолог 0,25
8 Воспитатель 2
9 Социальный педагог 0,25
10 Музыкальный руководитель 0,25
11 Физрук 0,25
12 Преподаватель изодеятельности 0,25
13 Повар 1
14 Младший воспитатель 1
  Итого: 7,5

Сроки реализации проекта и его этапы

I этап - подготовительный (2009г - 2010г)

Цель: разработка новой технологии по подготовке неорганизованных детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей к обучению в школе.

Содержание работы

Анализ возможности ДОУ:

  • наличие помещений;
  • квалификация педагогического персонала;
  • материальная база, методическое обеспечение;
  • востребованность инициативы в микрорайоне;
  • создание банка данных о неорганизованных детях, посещение их на дому с целью беседы с родителями о необходимости посещения воскресной социальной группы и заключения договоров;
  • расчет финансовых затрат, составление штатного расписания, сметы содержания детей, разработка и утверждение графика работы и учебного плана, внесение изменений и дополнений в Устав МДОУ.

Механизмы реализации I этапа

Механизмы реализации Ответственный Сроки
1 Разработка положения о функционировании воскресной группы будущего первоклассника. Заведующая Июнь 2009г
2 Составление штатного расписания на бюджетной основе Заведующая Июнь 2009г
3 Составление тарификации Бухгалтер Июнь 2009г
4 Калькуляция услуг Бухгалтер  
5 Создание банка данных неорганизованных детей микрорайона Ст.медсестра Июнь 2009г
6 Составление графика работы и учебного плана Заведующая, ст.воспитатель Июль 2009г
7 Заключение договоров с родителями детей или с законными представителями Воспитатели Июль-август
8 Приказ об открытии воскресной группы Заведующая Август 2009г
9 Внесение изменений в Устав МДОУ Заведующая Август 2009г
10 Приобретение мягкого инвентаря, канцтоваров и т.д. Завхоз Август 2009г
11 Отработка дифференцированного содержания обучения с учетом особенностей развития детей Заведующая,

Ст.воспитатель

Август 2009г

II этап - внедренческий 2009-2010 уч.гг.

Цель: реализация и внедрение в МДОУ целостных комплексов инновационных технологий воспитания, обучения и оздоровления, создающих систему интенсивного развития неорганизованных детей предшкольного возраста в воскресной группе; диагностика уровня знаний детей.

Содержание работы

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий;
  • активное взаимодействие с социумом (родителями, школой, системой здравоохранения);
  • создание детям в МДОУ психологической комфортной среды.

Механизмы реализации II этапа

Механизмы реализации Ответственный Сроки
1 Диагностика уровня знаний детей Воспитатели Сентябрь 2009г
2 Диагностика состояния здоровья детей и составление программы оздоровления Медперсонал Сентябрь

2009г

3 Организация кружковой работы Педагоги доп.

образования

2009-2011гг
4 Проведение развлекательных мероприятий Музрук,

физрук

2009-2011гг
5 Оказание социально-психологической помощи Психолог.

соц.педагог

2009-2011гг
6 Диагностика уровня знаний и состояния здоровья детей Воспитатели,

медперсонал, психолог

Август 20011г
7 Проведение учебных занятий, развивающих игр и мероприятий по оздоровлению Воспитатели,

медперсонал, психолог

209-2011гг

III этап - заключительный май - август 2011г.

Цель: анализ эффективности проведенной работы по социальной адаптации и подготовке неорганизованных детей из социально-неблагополучных семей к школе.

Задачи:

  • диагностика готовности детей к школе;
  • сопоставление полученных результатов с результатами диагностики состояния здоровья предыдущего этапа и их анализ;
  • описание выявленных эффективных форм работы и применяемых технологий.

Механизмы реализации III этапа

Механизмы реализации Ответственный Сроки
1 Анализ диагностики уровня знаний детей Воспитатели Август 2011г
2 Сопоставление результатов диагностики состояния здоровья детей Медперсонал Июль 2011г
3 Организация кружковой работы Педагоги доп.

образования

2009-2011гг
4 Проведение развлекательных мероприятий Музрук,

физрук

2009-2011гг
5 Оказание социально-психологической помощи Психолог.

соц.педагог

2009-2011гг

Ожидаемые результаты:

Максимально полный охват детей 5-6 лет организованными формами подготовки к школе независимо от достатка родителей;

  • выравнивание стартовых возможностей детей;
  • готовность детей к школе в соответствии с психолого-физиологическими особенностями возраста, с учетом индивидуальных особенностей восприятия мира и усвоения знаний;
  • достижение положительных результатов в формировании учебной мотивации детей, обеспечивающей высокий интерес к учебе, поиску новых знаний;
  • укрепление здоровья детей.

Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы ребенок жил в нормальных условиях, хорошо учился в школе. Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения к этим детям общества в целом. Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению детей к нормальной жизни. Ответственное отношение к социально проблемным детям сможет поддержать и обеспечить процесс их успешной социализации и обучению в школе.

Главное в работе с детьми с проблемами воспитания и развития не допустить педагогического просчета, педагогической ошибки, не нарушить принципа индивидуального подхода в воспитании, вовремя обратить внимание и принять своевременные меры к коррекции их личности, т.к. в категорию детей группы риска часто попадают дети, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения со взрослыми, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

Работа с неорганизованными детьми предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей в воспитательном отношении представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. Каждый день пребывания неорганизованных детей в МДОУ может оказать им значительную помощь. Всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных факторов и проявлений, нежели потом их ликвидировать. И если мы сумеем правильно поставить воспитательно-образовательную работу с такими детьми с первых дней их пребывания в воскресных группах ДОУ и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то будет намного меньше проблемных детей, неудач и провалов в благородном деле формирование личности человека.