Обоснование проекта. Современное общество поделило на классы не только взрослое население нашей страны и нашей республики, но и детей, в результате чего особую значимость и актуальность приобретает проблема воспитания и развития детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей, "семей группы риска". Дефицит родительского внимания, неадекватный стиль воспитания в семье, алкоголизм, наркомания, ранние браки, юные и одинокие матери - являются причиной роста численности детей "группы риска" - категории детей, которая требует особого внимания и заботы со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К сожалению, многие такие дети совсем не посещают дошкольные учреждения: родителям нечем платить или "некогда" водить, а то и просто не во что одеть ребенка. Возвращение к нормальной жизни сложных детей возможно лишь в условиях общей реабилитации детства: в утверждении права ребенка на самореализацию, уважение и саморазвитие.
Идея проекта:
- удовлетворение запросов родителей, не имеющих возможности водить детей в детский сад и обеспечение детям дошкольного возраста необходимой для них развивающей подготовки в преддверии школы;
- обеспечение социальной защищенности каждому ребенку;
- моделирование программы реабилитации для детей группы риска предшкольного возраста;
- приобщение детей к социальному миру;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.
Объект исследования - процесс внедрения инновационных технологий в работу с неорганизованными детьми по социальной адаптации и подготовке их к школе.
Предмет исследования - система медико-психолого-педагогического воздействия на оздоровление, адаптацию и подготовку неорганизованных детей к школе.
Цель проекта -
- создание нового типа ДОУ, ориентированного на решение специфических проблем неорганизованных детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей;
- формирование у них основ социальной и психологической готовности к школьному обучению, к школе;
- оказание медико-социально-психолого-педагогической помощи детям "группы риска".
Задачи:
- открытие на базе МДОУ воскресной социальной группы будущих первоклассников;
- проектирование педагогических технологий становления начальных ключевых и специальных компетентностей детей в условиях воскресной социальной группы;
- поиск и разработка новых эффективных форм и методов оказания психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных семей;
- сотрудничество со специалистами с целью оздоровления, обучения и воспитания детей группы риска;
- установление контакта и взаимопонимания с семьей с целью оздоровления, обучения и воспитания детей группы риска;
- дифференцированный подход к каждому ребенку.
Новизна проекта состоит в создании системы организации детей с проблемами в развитии и воспитании в ДОУ в воскресные дни и обновлении условий их содержания за счет разработки и внедрения в ДОУ новых технологий и нестандартного оборудования.
Социальные блоки:
1 блок - предоставление услуг для детей из малообеспеченных семей, включая развитие интегрированного образования и реабилитационных услуг.
2 блок - предоставление услуг детям из социально-дезадаптированных семей (семьи алкоголиков, наркоманов, не работающие, аморально-ассоциальные семьи, совершающие противоправные действия, жестоко обращающиеся с детьми, криминально-аморальные семьи, психопатологические семьи).
3 блок - предоставление услуг детям из неполных семей, матерей одиночек.
4 блок - предоставление услуг педагогически запущенным детям.
5 блок - предоставление услуг по социальной адаптации и подготовке к школе воспитанников детских домов и приютов.
6 блок - открытие филиала предоставления услуг детям с тяжелыми отклонениями в развитии на дому.
Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному дошкольнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к детям, умение предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности дошкольника, его развитию, возможностям и состоянию, в котором на данное время находится, вследствие чего они давали бы максимальный эффект.
Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить работу по принципу индивидуального развития.
Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны педагога. Опираясь на ЗБР, легче работать с детьми группы риска. Они требуют пристального внимания и изучения индивидуальных особенностей, а также разработки программ коррекционного развития.
Ресурсное обеспечение: Для организации работы воскресной группы в ДОУ необходимы следующие специалисты: врач невропатолог, психолог, логопед, социальный психолог, воспитатели, музыкальные работники, педагоги дополнительного образования. Необходимо обязательное взаимодействие между всеми специалистами, работающим с данным контингентом дошкольников и их родителями.
Нормативно-правовая основа проекта:
- Федеральный закон РФ "Об образовании";
- Закон РС(Я) "Об образовании";
- Стратегические направления программы модернизации образования России;
- Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с 5 лет (в рамках изменений ФЗ РФ "Об образовании"). Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г № 666);
- Письмо МО РФ от 22.07.1997г №990/14-15 "О подготовке детей к школе";
- Методическое письмо МО РФ от 25.03.94г №35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования";
- Письмо МО РФ от 14.03.2000г №65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
- Постановление Правительства РС(Я) "О государственной программе развития образования РС(Я) на 2001 - 2006 г" от 26.01.02г;
- Концепция дошкольного образования РС(Я);
- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);
- Закон о правах ребенка Республики Саха;
- Приказ Минобрнауки России от 15.06.05 №178 "Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года";
- Приказ МО РФ и Минздрава РФ от 30.06.92 №186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"
Материально-техническая база: медицинские кабинеты (массажный, физиокабинет, кабинет старшей медсестры, изолятор для заболевших детей, процедурный кабинет); физкультурный зал, бассейн с фитобаром, коррекционно-реабилитационный центр (кабинеты логопеда, валеолога, психолога), релаксационная комната, игротека "Неболей-ка", швейная мастерская, Зимний сад, летняя теплица, огород, цветники, санаторные группы.
Финансовое обеспечение:
- Финансирование работы воскресной группы рекомендуется осуществлять за счет средств муниципального района "Хангаласский улус"
- Муниципальное бюджетное финансирование;
- Фонд социального страхования;
- Внебюджетные средства;
- Спонсорская и попечительская помощь;
- Введение новых форм хозяйственной деятельности (средства от продажи выращенной рассады, овощей и т.д.).
Смета финансовых расходов по проекту
№ | Мероприятия | Кол-во | Сумма | Источник финансирования |
1 | Затраты на питание детей | 20 | 288000 | Бюджет |
2 | Зарплата персоналу | Бюджет | ||
3 | Мягкий инвентарь | 10000 | Соц.защита | |
4 | Хозтовары (мыло, порошок) | 5000 | Бюджет | |
5 | Игрушки | 10000 | Дети Саха-Азия | |
6 | Канцтовары | 5000 | Спонсоры | |
7 | Методлитература | 5000 | Внебюджетн.средства | |
8 | Электроэнергия, вода и пр. | 71000 | Бюджет | |
9 | Комната релаксации | 40000 | Спонсоры | |
10 | Игротека | 12000 | Соц.защита | |
11 | Публикация метод.пособий | 30000 | Внебюджетн.средства. | |
Итого: | 1620662 |
Организация воспитания и подготовки детей к школе должна осуществляться всесторонне, только тогда работа будет эффективной.
Содержание образовательного процесса в воскресной группе определяется "Программой воспитания и обучения детей в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, "Развитие" Венгера, "Радуга" и др. (см. прилож.).
В ДОУ с детьми проводятся следующие занятия:
Физическое воспитание, развитие речи и элементарных математических представлений, валеология, занятия по изодеятельности, ознакомление с художественной литературой.
Для развития и оздоровления дошкольников очень важно создать коррекционно-развивающие условия: медблок, игровые комнаты, комнаты для релаксации, кабинеты специалистов (логопеда, психолога, социального педагога и т.д.). Дети должны свободно посещать игровые по желанию. Для них организуется празднование Дней рождения с праздничным тортом, подарками, концертами. В любое время дети могут послушать спокойную или веселую музыку, расслабиться при проведении с ними аутотренингов, рисовать, играть, беседовать на интересующие их темы, обращаться за помощью и получать нужный совет в решении личных проблем.
Группы комплектуются по 20 детей.
Штатное расписание
№ | Должность | Кол-во |
1 | Заведующая | 1 |
2 | Старший воспитатель | 0,25 |
3 | Медсестра (массажист, физио) | 0,25 |
4 | Врач педиатр | 0,25 |
5 | Валеолог | 0,25 |
6 | Логопед | 0,25 |
7 | Психолог | 0,25 |
8 | Воспитатель | 2 |
9 | Социальный педагог | 0,25 |
10 | Музыкальный руководитель | 0,25 |
11 | Физрук | 0,25 |
12 | Преподаватель изодеятельности | 0,25 |
13 | Повар | 1 |
14 | Младший воспитатель | 1 |
Итого: | 7,5 |
Сроки реализации проекта и его этапы
I этап - подготовительный (2009г - 2010г)
Цель: разработка новой технологии по подготовке неорганизованных детей предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей к обучению в школе.
Содержание работы
Анализ возможности ДОУ:
- наличие помещений;
- квалификация педагогического персонала;
- материальная база, методическое обеспечение;
- востребованность инициативы в микрорайоне;
- создание банка данных о неорганизованных детях, посещение их на дому с целью беседы с родителями о необходимости посещения воскресной социальной группы и заключения договоров;
- расчет финансовых затрат, составление штатного расписания, сметы содержания детей, разработка и утверждение графика работы и учебного плана, внесение изменений и дополнений в Устав МДОУ.
Механизмы реализации I этапа
№ | Механизмы реализации | Ответственный | Сроки |
1 | Разработка положения о функционировании воскресной группы будущего первоклассника. | Заведующая | Июнь 2009г |
2 | Составление штатного расписания на бюджетной основе | Заведующая | Июнь 2009г |
3 | Составление тарификации | Бухгалтер | Июнь 2009г |
4 | Калькуляция услуг | Бухгалтер | |
5 | Создание банка данных неорганизованных детей микрорайона | Ст.медсестра | Июнь 2009г |
6 | Составление графика работы и учебного плана | Заведующая, ст.воспитатель | Июль 2009г |
7 | Заключение договоров с родителями детей или с законными представителями | Воспитатели | Июль-август |
8 | Приказ об открытии воскресной группы | Заведующая | Август 2009г |
9 | Внесение изменений в Устав МДОУ | Заведующая | Август 2009г |
10 | Приобретение мягкого инвентаря, канцтоваров и т.д. | Завхоз | Август 2009г |
11 | Отработка дифференцированного содержания обучения с учетом особенностей развития детей | Заведующая, Ст.воспитатель |
Август 2009г |
II этап - внедренческий 2009-2010 уч.гг.
Цель: реализация и внедрение в МДОУ целостных комплексов инновационных технологий воспитания, обучения и оздоровления, создающих систему интенсивного развития неорганизованных детей предшкольного возраста в воскресной группе; диагностика уровня знаний детей.
Содержание работы
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий;
- активное взаимодействие с социумом (родителями, школой, системой здравоохранения);
- создание детям в МДОУ психологической комфортной среды.
Механизмы реализации II этапа
№ | Механизмы реализации | Ответственный | Сроки |
1 | Диагностика уровня знаний детей | Воспитатели | Сентябрь 2009г |
2 | Диагностика состояния здоровья детей и составление программы оздоровления | Медперсонал | Сентябрь 2009г |
3 | Организация кружковой работы | Педагоги доп. образования |
2009-2011гг |
4 | Проведение развлекательных мероприятий | Музрук, физрук |
2009-2011гг |
5 | Оказание социально-психологической помощи | Психолог. соц.педагог |
2009-2011гг |
6 | Диагностика уровня знаний и состояния здоровья детей | Воспитатели, медперсонал, психолог |
Август 20011г |
7 | Проведение учебных занятий, развивающих игр и мероприятий по оздоровлению | Воспитатели, медперсонал, психолог |
209-2011гг |
III этап - заключительный май - август 2011г.
Цель: анализ эффективности проведенной работы по социальной адаптации и подготовке неорганизованных детей из социально-неблагополучных семей к школе.
Задачи:
- диагностика готовности детей к школе;
- сопоставление полученных результатов с результатами диагностики состояния здоровья предыдущего этапа и их анализ;
- описание выявленных эффективных форм работы и применяемых технологий.
Механизмы реализации III этапа
№ | Механизмы реализации | Ответственный | Сроки |
1 | Анализ диагностики уровня знаний детей | Воспитатели | Август 2011г |
2 | Сопоставление результатов диагностики состояния здоровья детей | Медперсонал | Июль 2011г |
3 | Организация кружковой работы | Педагоги доп. образования |
2009-2011гг |
4 | Проведение развлекательных мероприятий | Музрук, физрук |
2009-2011гг |
5 | Оказание социально-психологической помощи | Психолог. соц.педагог |
2009-2011гг |
Ожидаемые результаты:
Максимально полный охват детей 5-6 лет организованными формами подготовки к школе независимо от достатка родителей;
- выравнивание стартовых возможностей детей;
- готовность детей к школе в соответствии с психолого-физиологическими особенностями возраста, с учетом индивидуальных особенностей восприятия мира и усвоения знаний;
- достижение положительных результатов в формировании учебной мотивации детей, обеспечивающей высокий интерес к учебе, поиску новых знаний;
- укрепление здоровья детей.
Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы ребенок жил в нормальных условиях, хорошо учился в школе. Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения к этим детям общества в целом. Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению детей к нормальной жизни. Ответственное отношение к социально проблемным детям сможет поддержать и обеспечить процесс их успешной социализации и обучению в школе.
Главное в работе с детьми с проблемами воспитания и развития не допустить педагогического просчета, педагогической ошибки, не нарушить принципа индивидуального подхода в воспитании, вовремя обратить внимание и принять своевременные меры к коррекции их личности, т.к. в категорию детей группы риска часто попадают дети, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения со взрослыми, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.
Работа с неорганизованными детьми предшкольного возраста из социально-неблагополучных семей в воспитательном отношении представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. Каждый день пребывания неорганизованных детей в МДОУ может оказать им значительную помощь. Всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных факторов и проявлений, нежели потом их ликвидировать. И если мы сумеем правильно поставить воспитательно-образовательную работу с такими детьми с первых дней их пребывания в воскресных группах ДОУ и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то будет намного меньше проблемных детей, неудач и провалов в благородном деле формирование личности человека.