Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Перед Российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса, методов обучения, развитие индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, широкое использование передового педагогического опыта.

Школьникам надо дать не просто сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Наша школа работает по теме «Личностно-ориентированное обучение и воспитание на основе народной педагогики». Личностно-ориентированное образование представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики. В центре внимания педагога – целостная уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

Педагогика сотрудничества – это «проникающая» технология, являющая воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные технологии как их составная часть. Целевыми ориентирами педагогики сотрудничества является переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

За годы работы приобрела опыт и педагогическое мастерство.

Стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке – математике.

Считаю, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению.

Познавательная активность возможна при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом в воспитании у детей глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны, я думаю, присутствовать почти на всех уроках в младших классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет.

В своей работе я применяю уроки-путешествия, уроки-турниры и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.

Урок-путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. Для любого ребёнка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Педагог должен помнить, что у ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на «преодоление этапов».

Урок-путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5 – 8-х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки-путешествия станции «Историческая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Физическая», «Химическая», я учу детей мыслить широко, осуществляют связь с другими учебными предметами. Особенно любят дети станцию «Волшебную», на которой победителя ждёт приз (такая станция особенно интересна детям более младшего возраста). Интересны уроки-путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». А по темам 8-го класса алгебры разработаны следующие уроки-путешествия: в страну «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», «Квадратные неравенства», «Алгебра, 8». Все эти уроки – уроки-праздники, на которые приглашаются родители учащихся, учителя школы, часто такие уроки являются открытыми и для учителей района.

Разработка урока-путешествия.

При решении задач на движение по воде провожу урок-путешествие. Например, урок-путешествие по теме «Сложение, вычитание, округление десятичных дробей». Цель урока: закрепление и обобщение пройденной темы. Вначале проводим разминку. Решаем устные примеры, например, на сравнение, вычисление десятичных дробей. Первый этап путешествия будем проводить на катере, и чтобы оно прошло успешно, нужно в каждой команде избрать капитана. Делимся на три команды (по рядам). Капитан за 3 – 4 минуты должен найти скорость катера по течению и против течения, в предлагаемой задаче. Пока капитаны выясняют, с какой скоростью будут они двигаться, остальные ребята идут в кассу покупать билеты. На доске записаны примеры в три столбика. По цепочке каждая команда решает примеры из своего столбика, можно решить устно, кто не может – письменно. Если пример решён неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет. Итак, все заняли свои места на катере, плывём по течению реки. Капитаны докладывают, с какой скоростью они плывут. Все члены команд должны принять участие в движении катера, а для этого необходимо подбросить горючего. Каждый правильно решённый пример – это капелька горючего. Задания написаны на заготовленных заранее листочках. Например, округлим:

  • а) до десятых 6,713; 8,348; 5,643; 16,083; 0,849; 9,25,
  • б) до сотых 0,526; 3,964; 8,555.
  • в) до единиц 63,6; 13,3; 0,5.

Катер № 1 сел на мель. Чтобы снять его с мели, надо решить пример с комментированием. Также поступаем с катерами № 2 и № 3. Подобные уроки можно провести при решении любых задач на движение, ведь можно не только плыть, но и лететь, ехать, идти.

При решении задач на сравнение, рассматриваются различные ситуации: «В магазине», «На рынке», «В библиотеке» и другие, позволяющие учащимся не только самостоятельно представить ситуацию, но и активизировать мыслительную деятельность.