Программа работы с классными руководителями по единой методической теме

Разделы: Администрирование школы


Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2).

Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, образованный, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры — вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского воспитания.

Воспитывая граждан своего Отечества, учитель сам должен быть таковым. Вот почему необходимо обратить внимание на подготовку именно такого учителя. Проблема подготовки учителя, способного осуществлять гражданское воспитание в школе, в настоящее время приобретает особо актуальный характер. Она обусловлена глобальными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, важной задачей которого является воспитание гражданина России.

Среди разнообразных направлений и форм повышения квалификации педагогов большое место занимает методическая работа в школе, призванная оказать помощь учителю и создать условия для развития его творческого потенциала, его педагогической индивидуальности. Очевидно, что организация методической работы непосредственно в школе имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами повышения квалификации: методическая работа носит постоянный, повседневный характер; ее содержание и характер связаны с ходом и результатами реального воспитательно – образовательного процесса; это более управляемый процесс.

Систематизации методической работы в школе способствует организация деятельности педагогического коллектива по разработке единой методической темы. В.А. Сухомлинский называл эту работу одним из важнейших путей сплочения учительского коллектива. Работа над единой методической темой стимулирует педагогов к творчеству, к исследовательской деятельности, способствует созданию условий для формирования передового педагогического опыта.

В нашей школе была определена единая методическая тема для работы классных руководителей «Повышение профессиональной компетентности классных руководителей по формированию гражданственности». Определены подтемы, созданы временные творческие группы (ВТГ): 1 группа – «Процесс формирования гражданского сознания младших школьников» (1 – 4 классы); 2 группа – «Методики и формы гражданского воспитания в системе формирования базовой культуры личности» (5 – 8 классы); 3 группа – «Формирование опыта гражданского поведения, социального действия» (9 – 11 классы). Разработаны темы, вопросы и задания для теоретических семинаров, педсоветов, семинаров – практикумов. На первом этапе была осуществлена организационная работа: изучение документации, методической литературы; разработка индивидуальных тем самообразования; проведен педагогический совет «Нормативно - правовые основы гражданского воспитания»,  составлена программа работы методического объединения по единой методической теме. Цель программы: Повышение профессиональной компетенции классных руководителей в формировании гражданственности обучающихся.

Задача программы: Внедрять новые педагогические технологии, которые соответствовали бы «целям и задачам воспитания, установленным федеральными нормативными правовыми актами».

Программа состоит шести основных блоков. В каждом блоке подобраны задания для работы ВТГ. В течение четверти классными руководителями самостоятельно изучается данный вопрос, обсуждается на заседании ВТГ и готовится материал для проведения заседаний методического объединения (МО) классных руководителей в каникулярное время.

Проблема (на три года): Формирование личности адаптированной к жизни в обществе, с активной гражданской позицией, способной на осознанный выбор и освоение профессии.

Цель (2008 – 2011 гг): Обеспечение благоприятных условий физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников.

Методическая тема: Повышение профессиональной компетентности классных руководителей по формированию гражданственности.

Темы по самообразованию:

  1. Задачи нравственного воспитания в современной школе.
  2. Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников.
  3. Этический курс как предмет воспитания, цементирующий и организующий содержательную логику и непрерывность процесса нравственного воспитания школьников в ОУ.
  4. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре образовательного процесса.
  5. Формирование гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважения к государственной власти, любовь к Родине.
  6. Качества компетентного человека.
  7. История развития гражданского воспитания.
  8. Социальное творчество детей.
  9. Педагогическая поддержка развития детских объединений.
  10. Методическое обеспечение организации каникулярного времени.
  11. Установление взаимодействия образовательного комплекса с родителями обучающихся

Организационная диаграмма

Нормативно-правовые документы

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
  • Письмо МО РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений»
  • Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006-2010 гг.
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
  • ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Письмо Министерства образования от 15.01.2003 года «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования от 15.10.2003 года «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные

Подготовительный этап:

  1. Задание: для всех групп - изучение программо – методической литературы ведущих специалистов в области воспитания: Шемшурина А.И, Л. Кумекер, Дж. С. Шейн Солодова Г.Г. Ермолин А.А. Заседание МО классных руководителей проводится в форме круглого стола «Роль классного руководителя в развитии социальной зрелости личности»
  2. Задание: для 1 группы - изучить основные понятия нравственности; для 2 группы - изучить основные понятия гражданственности; для 3 группы - изучить основные понятия социальной успешности (зрелости) школьников. Создать понятийный словарь – справочник для педагогов, учеников, родителей. Заместитель директора по воспитательной работе в течение четверти проводит тестирование: «Методический диктант» для учителей; «Я это знаю» (понятия гражданственности) для учеников; «В нашей семье это понимают так…»(для родителей). Результаты тестирования используются для проведения семинара - практикума: «Готовность участников образовательного процесса к реализации программы «Гражданин».

1 блок. Формирование гражданского отношения к себе.

Задание: для 1 группы – изучить вопрос «Как узнать свои возможности»; для 2 группы- изучить вопрос «Формы и методы развития индивидуальных особенностей личности подростка»; для 3 группы - изучить вопрос «Формы и методы развития и становления гражданской позиции». На каникулах проводится методическая неделя. Мастер – класс по занятиям программы «Гражданин»

2 блок. Формирование гражданского отношения к семье.

Задание: для 1 группы – изучить вопрос «Единые нормы в воспитании»; для 2 группы- изучить вопрос – «Совместная деятельность ОУ и семьи»; для 3 группы - изучить вопрос «Формирование у школьников потребности и психически – нравственной готовности к созданию семьи». Заседание МО классных руководителей проводится в форме педагогической конференции «Совершенствование «уклада школьной жизни» совместными усилиями семьи и школы».

3 блок. Формирование гражданского отношения к школе.

Задание: для 1 группы – изучить вопрос «Методика проведения классного собрания»; для 2 группы- изучить вопрос «Проектная деятельность (создание сборника «Имею право». Знакомство с книгой Тубельского А.Н. «Школьное законодательство»); для 3 группы - изучить вопрос – «Методика проведения референдума – обсуждения». На каникулах проводится методическая неделя. Мастер – класс по занятиям программы «Гражданин»

4 блок. Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задание: для 1 группы – изучить вопрос «Общественные явления – основа развития сознательности детей»; для 2 группы- изучить вопрос «Детские объединения – школа гражданского воспитания»; для 3 группы - изучить вопрос «Потребность участия в общественно – значимой деятельности – способ реализовать себя как личность и индивидуальность». На каникулах - семинар «Освоение ролей гражданина,

патриота, защитника через вовлечение обучающихся в общественно значимую деятельность»

5 блок. Гражданское развитие личности.

Задание: для 1 группы – изучить вопрос «Игровые формы эстетического воспитания»; для 2 группы- изучить вопрос «Организация и проведение базового курса навигатора»; для 3 группы - изучить вопрос «Изучение правил игры «Демократическая республика». На заседании МО рассмотреть возможные варианты обучения по специальностям базового курса «Навигатор» (практические советы). Слайдовые презентации.

6 блок. Лагерь «Кироволандия».

Задание для всех групп: изучить правила летнего лагеря:

  1. государственное устройство;
  2. экономическая жизнь;
  3. политическая жизнь;
  4. игровое наполнение лагеря.

На летних каникулах организовать работу школьного лагеря «Кироволандия».

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование методической работы классного руководителя;
  • Овладение новыми технологиями воспитания;
  • Повышение эффективности работы классного руководителя;

Создание системы гражданского образования и воспитания.

Для воспитательного процесса нового времени характерен программный подход. Работа без программы бессодержательна, и педагог может лишь интуитивно выйти в ходе совместной деятельности с детьми на решение своих воспитательных задач. Цель задает программу, а значит, работа по программе есть не что иное, как движение к цели.

Список литературы:

  1. Ермолин А.А. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы «Новая цивилизация». [Текст] / А.А. Ермолин, А.С. Прутченков и др. – Москва: «Народное образование», 2004.- 420 с.
  2. Ермолин А.А. навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А.А. Ермолин, А.С. Прутченков и др. – Москва: «Народное образование», 2004.- 420 с.
  3. Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить. [Текст] / Л. Кумекер, Дж. Шейн Свобода учиться, свобода учить.- М.: «Народное образование», 1994.
  4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн. Герб. Флаг. 1-11 классы. [Текст] / Б.Н. Серов. -Москва: Вако, 2005
  5. Солодова Г.Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. [Текст] / Г.Г. Солодова – Кемерово, 2002. – 106 с.
  6. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя. [Текст] / А.И. Шемшурина // Эстетическое воспитание. – 2006. – № 2
  7. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / А.И. Шемшурина // Эстетическое воспитание. – 2005. - № 1
  8. Кукченко Т.М. Организация работы с обучающимися 1 – 11 классов по гражданскому воспитанию (методические материалы) [Текст]/ Т.М. Кукченко – Кемерово, 2008 – 47с