Цели:
- Познакомить учащихся с политическим, социально-экономическим, культурным развитием Древней Индии.
- Развивать умение вести исследовательскую деятельность, умение анализировать и обобщать полученный материал, делать выводы.
- Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, интерес к изучению истории Древнего Востока.
Оборудование: карта, карта-схема, карточки для самостоятельной исследовательской деятельности, рисунки, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Знакомство с темой, постановка целей и задач урока.
Звучит индийская музыка. Учитель читает стихотворение и просит догадаться, о какой стране идет речь:
О, древняя и мудрая страна!
Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца,
И манишь ароматом лотоса и чая.
Мне не забыть тебя, страна, где по земле твоей ходил Священный Будда.
Объявляется тема урока.
Игра «Ассоциации»
Задание: закройте глаза и представьте себе эту страну. Какие ассоциации у вас возникли?
После обсуждение определяются цели урока.
II. Знакомство с новой темой.
1. Природные условия. Работа по карте, составление карты-схемы в тетради.
На карте-схеме отмечены реки, полезные ископаемые, ландшафт.
На доске:
Климат - теплый, частые дожди.
Реки - Инд и Ганг.
Полезные ископаемые- руды, камни, древесина.
2. Образование государств. Рассказ учителя.
3. Игра-исследование, работа в группах «О чем говорят археологические находки?»
Учащиеся разделены на три группы. Каждая группа получила карточку с текстами:
1 карточка.
Археологами в древнеиндийских городах были найдены остатки зерновых культур пшеницы, ячменя, кости животных: овец, верблюдов, а также кости птицы и рыбы. На печатях изображались слоны и носороги.
2 карточка.
Археологами в древнеиндийских городах были найдены изделия из золота, серебра, меди, свинца и бронзы. Известно, что золото добывают на юге Индии, а серебро и медь привозили из соседних стран.
3 карточка.
В древнеиндийских городах были найдены письмена. Ученые насчитали 400 знаков-иероглифов.
Учащиеся делают выводы после совместного обсуждения.
4. Изучение социальной структуры индийского общества и влияние на социальную структуру религиозных воззрений.
Игра-исследование, индивидуальная работа. «Составь иерархическую лестницу индийского общества»
Каждый получил 4 карточки:
1 карточка.
Брахманы- жрецы брахманы произошли из уст бога Брахмы. Они- дети бога. Поэтому нельзя их оскорблять, сомневаться в их словах. Убить брахмана считалось страшным преступлением.
2 карточка.
Кшатрии – воины, они созданы из рук бога Брахма. Они должны почитать брахманов.
3 карточка.
Вайшии- земледельцы, созданы из бедер бога Брахмы. Люди этой касты должны во все слушаться брахманов и воинов. Их дети могли заниматься только тем, чем занимались их родители.
4 карточка.
Шудры- неприкасаемые, созданы из запыленных ног бога Брахмы. Поэтому они должны выполнять самую грязную и сложную работу. Они не имеют права копить имущество, деньги. Их могут сурово наказать за то, что они выступали против людей других каст.
5. Сущность реинкарнации учащиеся исследуют на основе песни В.Высоцкого «О переселении душ»:
Быть может тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.
Пускай живешь ты дворником, родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь.
Но если туп как дерево, - родишься баобабом
И будешь баобабом тыща лет, пока помрешь.
Досадно попугаем жить, гадюкой с длинным веком.
Не лучше ли при жизни быть приличным человеком.
6. Буддизм.
Рассказ учащихся, получивших задание заранее подготовить материал по данной теме. Обсуждение.
Задание – восстанови цепочку:
Сиддхартха Гаутама -…-…-…- Буддизм
Например: Сиддхартха Гаутама- 4 встречи- поиск мудрости- Будда-
8 заповедей- Буддизм.
III. Обобщение. Подведение итогов урока.
Игра «Эстафета»
Ученики цепочкой составляют рассказ об Индии, опираясь на схемы и записи на доске и в тетради.
Работа в парах:
Составь два вопроса по теме. Задай их своему соседу и оцени ответы.