Занятие по ознакомлению детей с окружающим "Люблю тебя, мой город родной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закреплять знания детей о символах Республики Татарстан, достопримечательностях родного города - Альметьевск, природных ресурсах и основных профессиях.
  • Продолжать знакомить детей с профессией экскурсовод.
  • Развивать интерес к своему родному краю, способность чувствовать ее красоту, чувство ответственности по отношению к Родите.
  • Воспитывать чувство любви к родному краю, гордость за свой город, уважение к людям труда, патриотические чувства, желание сделать город еще красивее.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный:

  1. Флаг и герб Республики Татарстан.
  2. Рисунки и фотографии буровых вышек.
  3. Мольберты с фотографиями достопримечательностей города.
  4. Рулон обоев.
  5. Предметы: пластмассовые тарелка и стакан, кусок асфальта, свеча.

Раздаточный:

  1. Игрушечные фотоаппараты по количеству детей.
  2. Стулья, расставленные в два ряда - "автобус".
  3. Чистые листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Предварительная работа с детьми:

  1. Экскурсия в краеведческий музей, к Вечному огню, к памятнику "Нефтяникам", к обелиску М.Джалиля.
  2. Беседа об Альметьевске, о профессиях людей, живущих в городе.
  3. Беседа о профессии экскурсовода и о достопримечательностях города.
  4. Изготовление фотоаппаратов.
  5. Заучивание пословиц о Родине.
  6. Консультация с родителями на тему: "Что можно рассказать детям нашем городе".

Подготовка воспитателя:

  1. Нарисовать флаг и герб Республики Татарстан.
  2. Сформировать буровые вышки и достопримечательности города.
  3. Приобрести рулон обоев, чистые листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
  4. Подготовить предметы: пластмассовая тарелка, кусок асфальта, свеча.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?

(ответы детей: мы живем на планете Земля).

Воспитатель: Как называется наша страна?

(ответы детей: наша страна называется Россия).

Воспитатель: Кто из вас назовет Республику, в которой мы живем?

(ответы детей: Республика Татарстан).

Воспитатель: А город?

(ответы детей: город Альметьевск).

Воспитатель: Правильно. У каждого города, как и у каждого человека, свой возраст. Сколько лет нашему городу?

(ответы детей).

Воспитатель: Наш город Альметьевск, а как называют его жителей?

(ответы детей: Альметьевцы).

Воспитатель: Давайте подберем признаки к нашему городу Альметьевск.

Альметьевск - он какой?

(ответы детей: любимый, родной, прекрасный, огромный, красивый, зеленый, веселый и т.д.).

Воспитатель: Обратите внимание на фотографии. Что вы видите?

(ответы детей: поля, буровые вышки).

Воспитатель: Скажите, чем славится наш город?

(ответы детей: нефтью).

Воспитатель: У меня на столе вы видите разные предметы (пластмассовая тарелка, стакан, кусок асфальта, свеча).

Как вы думаете, почему я собрала вместе такие разные, совсем не похожие один на другой предметы?

(предположения детей).

Воспитатель: Да, все это сделано из нефти - темной, густой, маслянистой жидкости. Нефть - это самое главное вещество для производства пластмассы, капрона, нейлона, бензина, керосина, асфальта и многих других материалов, предметов без которых люди не смогли бы жить в современном мире.

Кто хочет рассказать, где используется бензин, мазут, асфальт?

(ответы детей).

Воспитатель: Нефть - это полезное ископаемое, значит ее добывают:

Откуда?

(ответы детей: из под земли).

Воспитатель: Интересно в любом ли месте под землей есть нефть?

Как вы думаете?

(предположения детей).

Воспитатель: Конечно, нет. Нефть вместе с газом скапливается под землей в определенных местах. Геологи-разведчики отыскивают такие места.

Нефть здесь обнаружили давно тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими детьми.

Сейчас уже наш город добыл очень много нефти.

Поэтому наш город назвали столицей нефти.

Скажите, кем работают ваши родители?

(ответы детей).

Воспитатель: Названия, каких профессий в ваших ответах звучали чаще?

(ответы детей: нефтяник, бурильщик, геолог, оператор).

Воспитатель: Профессия нефтяника в г.Альметьевск - самая основная. Это смелые, мужественные люди, которые открывают все новые месторождения нефти и устанавливают буровые вышки.

Нефть по трубопроводам течет во многие города нашей Родины. Полюбуйтесь пейзажами наших бескрайних полей.

(рассматриваем фотографии).

Физкультурная минутка.

(Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за воспитателем делают движения).

  • Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
  • Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
  • Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
  • Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
  • Если нравится тебе, то ты скажи: "Хорошо".
  • Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
  • Если нравится тебе, то делай все!

Воспитатель: Ребята, у каждого государства, города есть священные символы (гимн, флаг, герб), которые человек должен почитать и уважать. Опишите флаг Республики Татарстан.

(ответы детей: это полотнище из трех полосок - красной, белой и зеленой).

Воспитатель: Теперь опишите герб.

(ответы детей: на гербе Республики Татарстан изображен белый барс с золотыми крыльями).

Воспитатель: Молодцы, а когда исполняют гимн?

(ответы детей: на праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях).

Воспитатель: Как надо слушать гимн нашей Республики?

(ответы детей: стоя, вести себя очень тихо, можно подпевать).

Воспитатель: Итак, послушаем гимн Республики Татарстан.

(звучит аудиозапись).

Воспитатель: В нашем городе очень много улиц, проспектов, площадей. Назовите некоторые из них.

(ответы детей: ул.Ленина, ул.М.Джалиля, ул.Г.Тукая, проспект Строителей, площадь Ленина и т.д.)

Воспитатель: В каждом городе есть достопримечательности. Что означает это слово?

(ответы детей: это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник. Их показывают гостям).

Воспитатель: Молодцы! Сегодня отправиться на экскурсию по таким местам. По считалке выбираем экскурсовода, он расскажет, чем знаменит наш город, а остальные будут фотокорреспондентами. Все, что вам понравиться, фотографируйте. Позже вы расскажите друзьям о достопримечательностях нашего города и покажите свои фотографии.

(раздает игрушечные фотоаппараты).

На экскурсию мы поедем на "автобусе". Давайте считалкой выберем водителя.

Я сяду рядом с водителем, фотокорреспонденты в салоне.

(все занимают свои места в "автобусе").

Воспитатель: Первая остановка городской парк - Вечный огонь.

(дети подходят к мольберту с фотографией Вечного огня, считалкой выбирают, кто будет рассказывать).

Алиночка, ты будешь экскурсоводом и расскажешь про Вечный огонь, а на другой остановке выберем другого экскурсовода).

Ребенок-экскурсовод: Это памятное место. Сюда приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу большую Родину во время Великой Отечественной войны. Сфотографируйте памятник.

(дети рассматривают и фотографируют "памятник". Затем все занимают свои места в "автобусе").

Воспитатель: Вторая остановка, мы приехали к обелиску Мусы Джалиля.

(подходят к мольберту с фотографией памятника и выбирают экскурсовода).

Ребенок-экскурсовод: Этот обелиск посвящен великому поэту Мусе Джалилю, во время Великой Отечественной войны, его захватили враги в плен и там пересиливая голод и боль он писал стихи. Сфотографируйте памятник.

(дети фотографируют "памятник" и занимают места в "автобусе").

Воспитатель: Третья остановка, мы на улице Ленина.

(подходят к мольберту с фотографиями памятника нефтяникам и выбирают экскурсовода).

Ребенок-экскурсовод: Этот памятник сооружен в честь работников нефтяной промышленности, а именно буровиков, которые выкачивают нефть.

(дети рассматривают и фотографируют "памятник" и садятся в "автобус").

Воспитатель: Следующая остановка - Дворец спорта.

(подходят к мольберту с фотографиями и выбирают экскурсовода).

Ребенок-экскурсовод: Это Дворец спорта. Он является одним из красивейших зданий нашего города. Здесь занимаются такими видами спорта, как: хоккей, футбол, борьба. Альметьевск славится своими хоккеистами и футболистами.

(дети фотографируют здание и садятся в "автобус").

Воспитатель: Вот и закончилась экскурсия, мы приехали в наш любимый и самый красивый детский сад.

(подходят к мольберту с фотографией здания детского сада и выбирают экскурсовода).

Ребенок-экскурсовод: Это детский сад номер 48, называется он "Веснянка". Он расположен на улице Ленина дом 51 А. В нем растут и воспитываются счастливые дети. Наш детский сад красивый и большой. Мы его очень любим.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Во время поездки кем вы были?

(ответы детей).

На какой остановке мы останавливались в первый раз (второй, третий, четвертый)?

(ответы детей).

Что нового вы сегодня узнали?

(ответы детей).

Что вам больше всего понравилось на занятии?

(ответы детей).

Мы с вами учили пословицы о Родине, расскажите их, ведь Альметьевск - наша малая Родина.

(ответы детей:

- с Родной земли - умри не сходи;

- нет такого дружка, как родная матушка;

- где родился, там и сгодился;

- дома стены помогают;

- чужая сторона - дремучий бор;

- скучно жить Афонюшке - на чужой сторонушке.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень активны на протяжении всего занятия. Я поняла, что вы хорошо знаете и любите сой родной город.

Литература.

  1. В.И. Коваленко "Азбука физкультминуток для дошкольников", Москва, 2008г.
  2. Р.Н. Шуловская, Н.П. Виноградова, С.А. Козлова "Родной край", Москва, 1985г.
  3. Е.А. Алябина "Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет" Москва, 2009г.