Задачи:
- Закреплять знания детей о символах Республики Татарстан, достопримечательностях родного города - Альметьевск, природных ресурсах и основных профессиях.
- Продолжать знакомить детей с профессией экскурсовод.
- Развивать интерес к своему родному краю, способность чувствовать ее красоту, чувство ответственности по отношению к Родите.
- Воспитывать чувство любви к родному краю, гордость за свой город, уважение к людям труда, патриотические чувства, желание сделать город еще красивее.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
- Флаг и герб Республики Татарстан.
- Рисунки и фотографии буровых вышек.
- Мольберты с фотографиями достопримечательностей города.
- Рулон обоев.
- Предметы: пластмассовые тарелка и стакан, кусок асфальта, свеча.
Раздаточный:
- Игрушечные фотоаппараты по количеству детей.
- Стулья, расставленные в два ряда - "автобус".
- Чистые листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Предварительная работа с детьми:
- Экскурсия в краеведческий музей, к Вечному огню, к памятнику "Нефтяникам", к обелиску М.Джалиля.
- Беседа об Альметьевске, о профессиях людей, живущих в городе.
- Беседа о профессии экскурсовода и о достопримечательностях города.
- Изготовление фотоаппаратов.
- Заучивание пословиц о Родине.
- Консультация с родителями на тему: "Что можно рассказать детям нашем городе".
Подготовка воспитателя:
- Нарисовать флаг и герб Республики Татарстан.
- Сформировать буровые вышки и достопримечательности города.
- Приобрести рулон обоев, чистые листы белой бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
- Подготовить предметы: пластмассовая тарелка, кусок асфальта, свеча.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?
(ответы детей: мы живем на планете Земля).
Воспитатель: Как называется наша страна?
(ответы детей: наша страна называется Россия).
Воспитатель: Кто из вас назовет Республику, в которой мы живем?
(ответы детей: Республика Татарстан).
Воспитатель: А город?
(ответы детей: город Альметьевск).
Воспитатель: Правильно. У каждого города, как и у каждого человека, свой возраст. Сколько лет нашему городу?
(ответы детей).
Воспитатель: Наш город Альметьевск, а как называют его жителей?
(ответы детей: Альметьевцы).
Воспитатель: Давайте подберем признаки к нашему городу Альметьевск.
Альметьевск - он какой?
(ответы детей: любимый, родной, прекрасный, огромный, красивый, зеленый, веселый и т.д.).
Воспитатель: Обратите внимание на фотографии. Что вы видите?
(ответы детей: поля, буровые вышки).
Воспитатель: Скажите, чем славится наш город?
(ответы детей: нефтью).
Воспитатель: У меня на столе вы видите разные предметы (пластмассовая тарелка, стакан, кусок асфальта, свеча).
Как вы думаете, почему я собрала вместе такие разные, совсем не похожие один на другой предметы?
(предположения детей).
Воспитатель: Да, все это сделано из нефти - темной, густой, маслянистой жидкости. Нефть - это самое главное вещество для производства пластмассы, капрона, нейлона, бензина, керосина, асфальта и многих других материалов, предметов без которых люди не смогли бы жить в современном мире.
Кто хочет рассказать, где используется бензин, мазут, асфальт?
(ответы детей).
Воспитатель: Нефть - это полезное ископаемое, значит ее добывают:
Откуда?
(ответы детей: из под земли).
Воспитатель: Интересно в любом ли месте под землей есть нефть?
Как вы думаете?
(предположения детей).
Воспитатель: Конечно, нет. Нефть вместе с газом скапливается под землей в определенных местах. Геологи-разведчики отыскивают такие места.
Нефть здесь обнаружили давно тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими детьми.
Сейчас уже наш город добыл очень много нефти.
Поэтому наш город назвали столицей нефти.
Скажите, кем работают ваши родители?
(ответы детей).
Воспитатель: Названия, каких профессий в ваших ответах звучали чаще?
(ответы детей: нефтяник, бурильщик, геолог, оператор).
Воспитатель: Профессия нефтяника в г.Альметьевск - самая основная. Это смелые, мужественные люди, которые открывают все новые месторождения нефти и устанавливают буровые вышки.
Нефть по трубопроводам течет во многие города нашей Родины. Полюбуйтесь пейзажами наших бескрайних полей.
(рассматриваем фотографии).
Физкультурная минутка.
(Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за воспитателем делают движения).
- Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
- Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
- Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
- Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
- Если нравится тебе, то ты скажи: "Хорошо".
- Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
- Если нравится тебе, то делай все!
Воспитатель: Ребята, у каждого государства, города есть священные символы (гимн, флаг, герб), которые человек должен почитать и уважать. Опишите флаг Республики Татарстан.
(ответы детей: это полотнище из трех полосок - красной, белой и зеленой).
Воспитатель: Теперь опишите герб.
(ответы детей: на гербе Республики Татарстан изображен белый барс с золотыми крыльями).
Воспитатель: Молодцы, а когда исполняют гимн?
(ответы детей: на праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях).
Воспитатель: Как надо слушать гимн нашей Республики?
(ответы детей: стоя, вести себя очень тихо, можно подпевать).
Воспитатель: Итак, послушаем гимн Республики Татарстан.
(звучит аудиозапись).
Воспитатель: В нашем городе очень много улиц, проспектов, площадей. Назовите некоторые из них.
(ответы детей: ул.Ленина, ул.М.Джалиля, ул.Г.Тукая, проспект Строителей, площадь Ленина и т.д.)
Воспитатель: В каждом городе есть достопримечательности. Что означает это слово?
(ответы детей: это места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник. Их показывают гостям).
Воспитатель: Молодцы! Сегодня отправиться на экскурсию по таким местам. По считалке выбираем экскурсовода, он расскажет, чем знаменит наш город, а остальные будут фотокорреспондентами. Все, что вам понравиться, фотографируйте. Позже вы расскажите друзьям о достопримечательностях нашего города и покажите свои фотографии.
(раздает игрушечные фотоаппараты).
На экскурсию мы поедем на "автобусе". Давайте считалкой выберем водителя.
Я сяду рядом с водителем, фотокорреспонденты в салоне.
(все занимают свои места в "автобусе").
Воспитатель: Первая остановка городской парк - Вечный огонь.
(дети подходят к мольберту с фотографией Вечного огня, считалкой выбирают, кто будет рассказывать).
Алиночка, ты будешь экскурсоводом и расскажешь про Вечный огонь, а на другой остановке выберем другого экскурсовода).
Ребенок-экскурсовод: Это памятное место. Сюда приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу большую Родину во время Великой Отечественной войны. Сфотографируйте памятник.
(дети рассматривают и фотографируют "памятник". Затем все занимают свои места в "автобусе").
Воспитатель: Вторая остановка, мы приехали к обелиску Мусы Джалиля.
(подходят к мольберту с фотографией памятника и выбирают экскурсовода).
Ребенок-экскурсовод: Этот обелиск посвящен великому поэту Мусе Джалилю, во время Великой Отечественной войны, его захватили враги в плен и там пересиливая голод и боль он писал стихи. Сфотографируйте памятник.
(дети фотографируют "памятник" и занимают места в "автобусе").
Воспитатель: Третья остановка, мы на улице Ленина.
(подходят к мольберту с фотографиями памятника нефтяникам и выбирают экскурсовода).
Ребенок-экскурсовод: Этот памятник сооружен в честь работников нефтяной промышленности, а именно буровиков, которые выкачивают нефть.
(дети рассматривают и фотографируют "памятник" и садятся в "автобус").
Воспитатель: Следующая остановка - Дворец спорта.
(подходят к мольберту с фотографиями и выбирают экскурсовода).
Ребенок-экскурсовод: Это Дворец спорта. Он является одним из красивейших зданий нашего города. Здесь занимаются такими видами спорта, как: хоккей, футбол, борьба. Альметьевск славится своими хоккеистами и футболистами.
(дети фотографируют здание и садятся в "автобус").
Воспитатель: Вот и закончилась экскурсия, мы приехали в наш любимый и самый красивый детский сад.
(подходят к мольберту с фотографией здания детского сада и выбирают экскурсовода).
Ребенок-экскурсовод: Это детский сад номер 48, называется он "Веснянка". Он расположен на улице Ленина дом 51 А. В нем растут и воспитываются счастливые дети. Наш детский сад красивый и большой. Мы его очень любим.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Во время поездки кем вы были?
(ответы детей).
На какой остановке мы останавливались в первый раз (второй, третий, четвертый)?
(ответы детей).
Что нового вы сегодня узнали?
(ответы детей).
Что вам больше всего понравилось на занятии?
(ответы детей).
Мы с вами учили пословицы о Родине, расскажите их, ведь Альметьевск - наша малая Родина.
(ответы детей:
- с Родной земли - умри не сходи;
- нет такого дружка, как родная матушка;
- где родился, там и сгодился;
- дома стены помогают;
- чужая сторона - дремучий бор;
- скучно жить Афонюшке - на чужой сторонушке.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень активны на протяжении всего занятия. Я поняла, что вы хорошо знаете и любите сой родной город.
Литература.
- В.И. Коваленко "Азбука физкультминуток для дошкольников", Москва, 2008г.
- Р.Н. Шуловская, Н.П. Виноградова, С.А. Козлова "Родной край", Москва, 1985г.
- Е.А. Алябина "Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет" Москва, 2009г.