Теперь, когда мы научились летать, как птицы,
Плавать, как рыбы, нам не хватает только одного:
Научиться жить, как люди.
Бернард Шоу
Подготовительный этап: украшаем класс шарами, фотографиями детей – участников мероприятия, на доске – эпиграф мероприятия, презентация «Три ступени».
Цели:
- Профилактика ВИЧ/СПИДа, показать негативную и неразрывную связь наркомании и ВИЧ/СПИДа;
- Сформировать установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Ход мероприятия
Звучит «Лунная соната» Бетховена, зачитается «Реквием» погибшим от ВИЧ/СПИДа
Реквием
Екатерина Гордеева
Останови, планета, бег,
Набат, услышав поминальный,
От СПИДа умер человек,
Еще один. Изгой. Опальный.
Еще один из миллионов,
Несущих непосильный крест –
Страданий жизни вне законов,
Судьбы немилостивый перст.
Останови, планета, бег,
Останови с тобой бегущих,
В тот новый, незнакомый век,
К проблемам СПИДа равнодушных.
Останови и дай услышать
Звенящей скорби тишину.
Подумать дай, как жить –
Нет – выжить! Минуту дай. Всего одну.
Для крика, а не для молчанья,
Что до галактик долетит,
Излив все боли и отчаянье,
Земных изгоев, их обид.
Их страхов, злобы, унижений,
Их ощущение вины,
Их постепенных превращений
В калек, вернувшихся с войны…
С войны с самим собой и миром,
Где лишь прямой наводкой бьют
По тем, кто был толпы кумиром,
Кто знал любовь, комфорт, уют.
Останови, планета, бег,
В глаза детей мне дай вглядеться.
Холодный век, жестокий век,
Ты отнял радостное детство,
Взамен любви, забот, игрушек
И звуков тихой колыбельной –
От слез намокшие подушки,
Больничный бокс, режим постельный…
О, эти Ангелы беды!
Чисты, невинны, непорочны.
Но ВИЧ – инфекции следы
Их бросят в омут одиночеств.
Вглядись, планета, в их глаза –
Свое увидишь отраженье.
Смотреть и – не смотреть нельзя,
В них приговор. И нет прощенья
Всем тем, кто в горе не помог,
Не протянул руки навстречу.
Не видит Бог, я не пророк,
Потерями их путь отмечен.
Вернутся на круги своя
Утраты, боли, пораженья,
И бумеранги бытия
Напомнят взгляды отраженья.
Останови, планета, бег,
Чтоб каждый мог других услышать
И чтобы всякий человек
Обрел свою надежду выжить.
Ведущий: Сегодня мы хотим поговорить о ВИЧ/СПИДе. Многие из вас могут сказать: «Ну, сколько можно говорить об одном и том же?» Ведь каждый из нас думает, что нас это не коснется. Но тем не менее не зря ВИЧ/СПИД называют чумой 21 века. Сегодня на Земле носителями ВИЧ-инфекции являются 20 миллионов человек. В основном, это молодые люди от 15 до 29 лет. Ежегодно в мире инфицируется до 17 тысяч человек, из них 10% дети до 14 лет. 80% пораженных – это трудоспособное население в возрасте от 20 до 39 лет. Если в 2001 году 95% всех выявленных с ВИЧ были потребителями инъекционных наркотиков, то в 2006 году каждый второй заразился во время полового контакта. Есть среди ВИЧ-инфицированных студенты и школьники, работающие люди. 30% нигде не учатся и не работают, нуждаются в трудоустройстве. Болезнь приводит к изоляции и одиночеству. От ВИЧ-инфицированных матерей рождаются ВИЧ-инфицированные дети.
Ведущая: Для проникновения ВИЧ-инфекции в организм есть четыре основных пути:
- При вскармливании грудным молоком;
- При половом контакте без презерватива;
- При переливании зараженной донорской крови;
- При уколах инфицированными иглами.
Наркомания и ВИЧ/СПИД вещи взаимосвязанные. Скачок в распространении ВИЧ совпадает со вспышкой наркомании. Многие наркоманы были заражены при внутривенном введении наркотика, ВИЧ не передается в общественных местах.
Показ слайдов «Три ступени»
Ведущий: Я думаю, что мои ровесники прибегают к наркотикам, потому что их мало любят родители, учителя, друзья. Да и сами себя они мало любят. Надо любить себя столько, чтобы любить других со всеми их недостатками. Любить себя – это уважать себя и свои поступки, любить людей, которые тебя окружают, радоваться красоте, которую видишь. Если мы любим себя, то не причиним боли и зла себе и своим близким. Если в душе нет любви, нет ответственности перед собой и другими, то можно прибегнуть к наркотикам. Неблагополучны те семьи, где нет любви…
Ведущая: Чтобы сказать «Нет наркотикам!», надо прежде всего сказать «Да здравствует ЛЮБОВЬ!» Давайте же все вместе постараемся, чтобы нашему соседу по парте, по лестничной площадке, было хорошо и в школе и дома, чтобы он знал, что рядом есть надежный друг.
Инсценировка:
На сцену выходят ученики и поют под гитару (мотив «Изгиб гитары желтой» О. Митяева )
Сентябрь звонком веселым
Нас собирает в школу
И звонкий смех ребячий
Летит куда-то ввысь,
И мой сосед по парте
Вдруг как признанье скажет:
Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались!
Олеся: Не все к сожалению…
Саша: Почему? Кто-то переехал в другой район?
Олеся:
Он умер.
Умер от передозировки.
Он был изгоем в нашем классе,
неловок был и нелюдим.
Сергей: Сережка Вагин?
Андрей: Генка Васин?
Олеся: Да нет же! Торохов Вадим. (подает ребятам фотографию Вадима)
Таня:
Ходил всегда в потертых джинсах,
В футболке мятой, рваных кедах…
Сергей:
Он, кажется, не часто мылся,
В столовке школьной не обедал.
Саша: Над ним смеялись все…
Алеша: И часто.
Таня: Ой! Надо же! Такой несчастный!
Айдана: Ты первая сказала: «Чмо!»
Таня: А ты что? Поддержала его?
Саша:
Да бросьте вы свои разборки!
Кто? Как? Все были хороши!
Сергей: А он какой-то был угрюмый, молчал.
Алеша:
А что он мог сказать?
Отец – зверюга, вечно пьяный
и до смерти зашуганная мать.
Ни видака и ни гитары.
Да что нам до чужих проблем!
У нас прикид солидный, дискобары,
Да приколоться бы над кем.
Саша: Да, брось, не заводись, Алеха!
Олеся:
Да что мы няньки этим лохам?
Он сам общаться не хотел,
ходил один, потел, пыхтел.
Алеша:
Нет! Раз пошел со мной из школы,
позвал нас с Димкой на футбол.
Сергей: А ты? Ты с ним пошел?
Алеша:
Нет, ну сейчас-то мне неловко,
Но у меня же тренировка!
Ну на футболе б проторчал,
Соревнованья б проиграл.
Олеся:
Меня однажды ждал из школы.
Помочь с задачкой попросил.
Меня в тот день один знакомый
В кафе впервые пригласил.
Сергей: Да говори ты, не крути.
Олеся: Ну как могла я не пойти?
Алеша (утверждающе): И ты ушла.
Олеся (виновато): Да, я ушла.
Саша: Да, братцы-кролики, дела…
Таня:
А мне на прошлый день рожденья
Открытку даже подписал.
Сергей: И как финал?
Таня:
А что финал?
Ты сам ее при всех порвал!
Андрей (кричит):
Нет! Ну дурдом,
точняк, дурдом!
Сергей: И что потом?
Андрей (со злостью):
Потом???
Подвал! Шпана! Косяк! Игла!
Сергей: Похоже вправду так.
Все молчат.
Олеся (тихо):
Нет, объясните мне, ребята,
а мы-то в чем здесь виноваты?
Айдана:
В том, что ни в чем не помогли,
не поддержали, не согрели.
Андрей:
И разобраться не сумели,
Могли спасти и не спасли.
Таня:
Он в классе не нашел друзей,
пошел искать их по подвалам,
Ему так нас не доставало,
Он был один с бедой своей.
Олеся (смотрит на фотографию со слезами):
Мы не смогли тебя спасти,
прости, ты нас, Вадим, прости!
Айдана: Чтобы не было этих ужасных смертей
Сергей: Душу друга своей теплотою согрей!
Айдана: В чем надежного школьного братства секрет?
По двое: Равнодушию – НЕТ! И бездушию – НЕТ! Наркомании – четкое, твердое – НЕТ!
Ведущий: Если бы каждый из на сне проходил мимо знакомого, распивающего спиртные напитки, не отмахивался бы от курящих в общественном месте и не терпел сквернословия, то, конечно же, наша жизнь была бы намного нравственнее и чище.
Ведущая: Чтобы никогда не видеть близких вам людей в муках наркотической ломки или в мученьях от СПИДа, чтобы не вонзал свое ядовитое жало в руки наших друзей шприц, чтобы не видеть полные страха и слез глаза – скажите НЕТ! – наркотикам, алкоголю, безнравственности!
Олеся:
Позвольте мне дать вам совет:
Жизни – ДА! Наркотикам – НЕТ!
Саша:
Если кто-то тебе скажет: «Уколись! Давай!»
Такому товарищу ты руки не подавай.
Сергей:
Появиться такой вот друг, гони его взашей!
Запомни: ты – личность, ты – не мишень!
Айдана:
Если плохо тебе – ты не замыкайся.
По телефону звони, с друзьями общайся!
Таня:
В поход иди, с собой тащи друга,
музыку вруби, послушай на досуге!
Алеша:
Плавай, загорай,
Спортом занимайся!
Андрей:
Делай, что понравиться,
Что тебе по душе,
но наркотики – это не решенье проблем!
Олеся:
Уйди в учебу, найди свое призванье,
Как сумасшедший беги на свиданье!
Айдана:
Оглянись вокруг! Как много интересного,
Прекрасного и светлого!
Береги каждый день! Береги каждый миг!
Ведь это и есть наша юная жизнь!
Ведущий: А сейчас я предлагаю тренинг «Моя вселенная». На столах у вас листы бумаги, нарисуйте посередине солнышко и напишите в нем «Я». От этого «Я» прочертите линии к звездам и планетам.
- Мой лучший друг
- Мое любимое занятие
- Мой любимый урок
- Мое любимое растение
- Моя любимая игра
- Моя любимая музыка
- Мое любимое время года
- Мое любимое место отдыха
- Лучше всего я умею
- Я знаю, что смогу
- Я уверен в себе, потому что
- Человек, которым я восхищаюсь
Посмотрите на свою звездную карту, она показывает, что у каждого из вас есть множество того, что делает каждого из вас уникальным, и много того, что нас объединяет. У каждого из вас много возможностей и много интересов. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с вами было светлее и радостнее жить.
Ведущая: В завершение нашего мероприятия хочу подарить вам стихотворение А.Усачева. «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
– Ха-ха. Хо-хо-хо! Стал смеяться народ.
– Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался и бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Ведущий: Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная и уникальная. Ваша жизнь зависит только от вас, прислушивайтесь к своему сердцу, к велению своей души.
Список используемой литературы:
- Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками», Москва, «Питер», 2004 – стр. 144-147
- Галичкина О.В. «Система работы администрации школы по профилактике наркомании», Волгоград «Учитель», 2006 – стр. 48-51
- Науменко В.Ю. «Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении», Москва, «Глобус», 2009 – стр. 183-188