Комплексная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы "Познавайка". Раздел "Грамота"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.

Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. По данным исследований более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.

Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение в условиях группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.

На сегодняшний день существует целый ряд программ и учебно-методических комплексов, направленных на подготовку детей 5-6 лет к школьному обучению. Для интеллектуального развития воспитанников Центра используется программа «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. При составлении этой программы обращается особое внимание на «развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе» (цитата из Программы), а не форсированное изучение программы первого класса, что полностью соответствует принципам организации занятий в Центре.

Программа составлена с учетом возможностей Центра образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательной школы:

  • Наличие условий для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка (спортивный зал, хореографический класс, изостудия, компьютерный класс)
  • Наличие специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста (музыкальный руководитель, специалист по компьютерно - игровой деятельности, специалист по обучению английскому языку, педагог – психолог, специалист по изодеятельности, специалист по физкультуре).

Предлагаемая программа образования детей 5-6 лет сопровождена методическими разработками занятий по каждому разделу, составленными сотрудниками Центра.

Цели и задачи программы

Цели программы:

  • полноценное развитие личности ребенка (полное – с точки зрения развития дошкольников во всех видах деятельности и во всех областях знаний, свойственных дошкольникам, ценное – с точки зрения развития индивидуальности каждого ребенка).
  • подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Основные задачи программы:

  • формирование у ребенка необходимых знаний, умений и навыков для начала обучения в школе.
  • выявление и развитие у детей творческих способностей;
  • пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
  • развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;
  • развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • сохранение и укрепление здоровья ребенка;
  • психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

Программа основана на таких принципах.

  • Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
  • Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.
  • Комплексный подход:
    - Единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения
    - Взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на интересном, игровом или занимательном материале).

Структура программы

Структура программы представлена девятью разделами.

  • Грамота
    «Учимся родному языку» (24 занятия/ 8 часов)
    «Знакомимся с математикой» (24 занятия/ 8 часов)
  • «Let’s play English!» (24 занятия/ 8 часов)
  • «В мире компьютера» (24 занятия/ 8 часов)
  • «Я хочу услышать музыку» (24 занятия / 8 часов))
  • «Непоседы» (ритмика) (24 занятия / 8 часов)
  • «Умелые пальчики» (24 занятия / 8 часов)
  • «Спорт и мы» (12 занятий / 4 часа)
  • «Скоро в школу» (12 занятий / 4 часа)
  • Занятия логопеда (6 занятий / 2 часа)

Общее число занятий – 96 (24 часа).

Организация образовательного процесса

Программа образования детей старшего дошкольного возраста «Познавайка» предполагает организацию на базе средней общеобразовательной школы группы кратковременного пребывания детей.

Продолжительность обучения – 24 недели, с октября по март, с учетом 2-недельных каникул в январе.

Общее количество занятий в неделю – 8. примерное распределение занятий в течение недели следующее:

  • Грамота – 2
  • Художественный труд – 1
  • Музыка – 1
  • Хореография – 1
  • Английский язык – 1
  • Компьютерно - игровой комплекс – 1
  • Занятия психолога – 0,5
  • Физическая культура – 0,5
  • Занятия логопеда – 1 раз в месяц

Занятия психолога и занятия физической культуры проходят один раз в две недели.

Занятия с детьми проводятся специалистами школы и ДОУ. Некоторые занятия обязательно проводятся в специально оборудованных помещениях (компьютерный класс, спортивный зал, кабинет музыки, хореографический класс, изостудия).

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 дня в неделю.
Длительность занятия – 20 минут.
Перерыв – 10 минут.
Общее время пребывания в Центре – 1 час 50 минут.

Сетка занятий

Среда Суббота
Грамота Грамота
Хореография Занятие психолога / физкультура
Английский язык Компьютерно – игровой комплекс
Художественный труд Музыка

Раздел «Грамота»

«Учимся родному языку»

Для занятий «Грамота» (блок «Учимся родному языку») используются тетради УМК «Предшкольная пора» (Л.Е. Журова., М.И. Кузнецова. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» № 1, 2).

Цель занятий:

Формирование базовых знаний и умений, необходимых для успешного овладения чтением и письмом.

Задачи:

  • Обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ рассуждение.
  • Специальная подготовка к изучению русского языка в начальной школе.
  • Подготовка руки ребенка к письму.
  • Развитие фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Время занятий в Центре ограниченно. Поэтому задания тетради на занятиях не могут быть использованы в полном объеме. Большую работу с детьми могут проводить и родители. В конце каждого занятия родители получают рекомендации по выполнению заданий. Выполнение «домашнего задания» не является обязательным для ребенка и целиком зависит от его интереса к занятиям.

«Знакомимся с математикой»

Занятия «Грамота» (блок «Знакомимся с математикой») проводятся с использованием пособия из УМК «Предшкольная пора» Е.И.Щербаковой «Знакомимся с математикой».

Цель занятий:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе.

Задачи:

  • Формирование навыков счета;
  • Знакомство с цифрами и основными геометрическими фигурами, с величиной и формой предметов, пространственными ориентирами;
  • Развитие познавательной сферы ребенка;
  • Подготовка руки ребенка к письму;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Тематическое планирование (Таблица)

Разработки занятий приведены в приложениях.

Разработки занятий «Грамота. Учимся родному языку» Приложение 1.

Разработки занятий «Грамота. Знакомимся с математикой» Приложение 2.

Литература:

  1. УМК «Предшкольная пора» под рук. Н.Ф. Виноградовой

Презентация.