- Деньги!
Всегда, во всякий возраст нам пригодны,
Но юноша в них ищет слуг проворных
И, не жалея, шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
(А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»)
Цели урока:
- Познавательные: обобщить базовые экономические понятия по теме «Деньги»;
- Развивающие: вырабатывать умения принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
- Воспитательные: формировать способность коллективного обсуждения информации в условиях ограниченного времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других людей, способность слышать окружающих.
Подготовительная работа:
- распределить студентов в группы по 5 человек;
- дать опережающее задание для выполнения заданий игры;
- распечатать задания для групп (по их количеству);
- группы должны заранее продумать название, девиз, можно и визитку на 3 минуты (по желанию руководителя ринга);
- Определить состав экспертной комиссии.
Оборудование, материалы: на доске плакат: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИНГ «Про деньги»; Листы с заданиями; Табло для фиксации результатов.
Ход занятия
Организация курса. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые студенты и гости!
Сегодня у нас состоится экономический ринг.
Что означает слово «ринг»? (ринг – место состязания, соревнования)
Вы будете соревноваться в экономических знаниях. Мы изучаем экономику как раздел обществознания , вы уже знаете значение многих экономических понятий: «товар, деньги, обмен, спрос, предложение, цена, профессия» и др.
Сегодня нам предстоит повторить изученный материал по теме «Деньги»: историю появления денег, виды денег, пословицы и поговорки о деньгах. Каждая группа будет выполнять задания, и в конце урока мы определим победителей ринга. Оцениваться будет не только правильность ответов, но и умение работать в группе: сплоченность и взаимовыручка.
Экономический ринг «Про деньги» объявляю открытым.
Экспертная комиссия будет оказывать мне помощь в процессе игры и поможет определить победителя.
Презентация команд.
Каждая команда по очереди представляет свое название, девиз.
(например, наша команда «Копейка», наш девиз: «Копейка рубль бережет!») Если организаторы заранее дали установку на презентацию команды по длительности 3 минуты, то помимо названия, девиза, команда может подготовить песню о своей группе .Экспертная комиссия оценивает оригинальность выступления – макс. 5 баллов и выдает выигравшей команде жетоны- «покемончики». Выиграет та команда, у которой окажется больше всего «покемончиков».
1 гейм: «Из истории денег…»
1.Определите, что не являлось старинными «деньгами»?
Корова, листья, ракушки, соль.
2. Какие предметы использовались в качестве денег?.
Животные, мех, ракушки, соль.
3. Что означает слово «монета» в переводе с латинского языка?
«Золотая лепешечка»
4. Какие виды денег вам известны?
Наличные, безналичные, электронные
5. Какие функции выполняют деньги?
Деньги выступают в качестве:
- меры стоимости;
- средства обращения;
- средства платежа;
- средства накопления,
- мировых денег
6. Назовите виды денег, которые использовались в различные периоды российской истории.
Копейка, рубль, алтын, полушка, полтина, гривна.
7.Что такое инфляция? Как это слово переводится с итальянского языка?
Инфляция-процесс обесценивания денег в результате увеличения денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами. С итальянского переводится как «вздутие».
2 гейм: «Чьи это деньги?» (Приложение 1)
Указанные в приложении названия денежных единиц и их описания разрезать на 2 части и предложить каждой команде по 5 наименований для того, чтобы они могли соотнести название денежной единицы и ее описание. За каждый правильный ответ – 1 «покемон». Время выполнения- 1 минута.
3 гейм: «Поймай вопрос!»
Домашнее задание каждой группе включало и составление вопросов соперникам по теме игры. Команды задают вопросы друг другу по часовой стрелке, передавая ход следующей команде. За каждый правильный ответ – 1 «покемон».
4 гейм : «Деньги в пословицах и поговорках» (Приложение 2)
По аналогии с предыдущим заданием, студентам предлагается соотнести разделенные части пословиц и поговорок в течение 1 минуты. Объяснить смысл одной из пословиц и поговорок. За каждый правильный ответ – 1 «покемон».
5 гейм: «В чем смысл высказывания?»
Участникам предлагаются афоризмы и высказывания о деньгах. Согласно жребию, каждая команда выбирает тот или иной афоризм и высказывает свои суждения по его сути в течение 1 минуты(на обдумывание ответа- 1 минута).За правильную интерпретацию-2 «покемона».
- «Деньги как навоз, если их не разбрасывать, то от них будет мало толку»
Ф.Бэкон - «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему»
Гораций - «Уничтожить деньги - уничтожить войны»
Квинтилиан - «Деньгами надо управлять, а не служить им»
Сенека - «За деньги мы вынуждены платить свободой»
Стивенсон Р. - «Деньги суть артерия войны»
Петр Первый - «Что делать законам там, где царствуют деньги?»
Петроний - «Деньги для умных людей составляют средство, для глупцов – цель»
Декурсель А. - «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться»
Франклин Б. - «Имеющий деньги не может быть наказан».
Цицерон
6 гейм: “Валюта”.
Все участвующие в игре команды получают листы с названием 15 разных государств. Задача: за одну минуту записать напротив каждого государства наименование денежной единицы, которая используется в настоящее время.
- Азербайджан – манат
- Алжир- динар
- Аргентина- аустраль
- Армения- драм
- Болгария- лев
- Бразилия- риал
- Великобритания- фунт стерлингов
- Вьетнам-донг
- Гвинея-франк
- Грузия-лари
- Индия-рупия
- Казахстан-тенге
- Куба-песо
- Китай-юань
- Латвия-лат
По желанию преподавателя можно использовать названия других государств.
Завершение игры. Экспертная группа подводит итоги и фиксирует их на табло.
Преподаватель: Мир денег всегда привлекал людей, о чем свидетельствует большое количество исследований по проблеме денег и денежного обращения. Нельзя преувеличивать роль денег, но не следует и пренебрегать ими. Как отметил Ф. Бэкон:
«Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Пусть они служат вам, повышают ваше благосостояние, но не мешают оставаться людьми, слышащими и чувствующими других людей.
Поздравляю победителей: они оказались первыми среди равных!
Преподаватель сообщает оценки и отмечает наиболее активных студентов.
Литература:
- И.В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», М., «ВИТА-Пресс»,2005г.
- Обществознание (учебное пособие под. ред. проф.В.В. Барабанова, проф. В.Г. Зарубина) М., «Астрель»,2002г.;
- В.И.Курбатов «Обществознание», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2005г.;
- Обществознание (пособие-репетитор), Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009г.;
- Б.Баландин «10 000 вопросов для самых умных», М., «РИПОЛ классик»,2005г.