Цель: закрепить орфографические умения.
Задачи:
- Систематизировать все полученные ранее знания о правописании.
- Закрепить способы решения орфографических задач.
- Обобщить орфографические умения.
- Развивать внимание к слову, умение писать без ошибок.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Мотивация.
- Поступая в школу в первый класс, на мой вопрос «Чему вы хотите научиться в школе?», вы отвечали: «Писать письменные буквы».
- Научились? (Да.)
- Чему мы хотим научиться на уроках русского языка сейчас? (Писать грамотно.)
- Кто сформулирует тему урока? («Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»)
- Как вы ответите на вопрос, обозначенный в теме урока? (Нужно уметь находить орфограммы в слове и решать орфографические задачи.)
- Находить в словах «главные опасности» письма – орфограммы мы учились еще в первом классе. Покажите это умение.
II. Закрепление материала по теме «Формирование орфографической зоркости».
1) Самостоятельная работа.
На доске предложение:
- На сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь.
- Прочитайте предложение. Спишите и обозначьте все орфограммы.
Проверка работы.
- Назовите виды орфограмм. (Безударный гласный, парный по звонкости-глухости в разных частях слова.)
- Определите количество орфограмм каждого вида.
- Предвидеть «опасности» письма умеем.
- Какую цель сегодня поставим перед собой? (Обобщить, какие знания и умения нужны для грамотного письма.)
2) Фронтальная работа.
На доске слова:
- Силач, рассказ, хоккей, снегирь, мяч, гараж.
Задание: определить орфограммы, решить орфографические задачи, ответить на вопрос: какие знания и умения применили?
Ответ ученика:
- сильный – силач; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (знание значения слова);
- рассказ – рас – приставка, сказ – корень (строение слова);
- хоккей – слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться орфографическим словарем);
- снегирь – снег; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (умение пользоваться этимологическим словарем);
- мяч – пишется без мягкого знака, так как это имя существительное 2 склонения (умение определять части речи);
- гараж – гаражи; орфограмма «парный согласный в корне слова» (умение применять правило).
- Значит, что надо знать и уметь, чтобы писать грамотно?
Вывод. Для грамотного письма необходимо: знать значение слова и его строение, уметь пользоваться орфографическим и этимологическим словарем, уметь определять части речи, знать и уметь применять правило.
III. Обобщение по теме урока.
- У вас на карточках слова, обозначьте орфограммы, решите орфографические задачи и прикрепите карточки с одинаковым способом решения орфографической задачи в отдельный столбик (у каждого ученика по 1-2 карточки).
На карточках слова:
- Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать, рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд, хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир, снегирь, синица, велосипед, луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь, далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз, шалаш, темнеет, ночной.
- На доске шесть столбиков с названием способа решения орфографической задачи:
- Значение слова.
- Строение слова.
- Орфографический словарь.
- Этимология.
- Часть речи.
- Правило.
Учащиеся распределили слова по столбикам в зависимости от способа решения орфографической задачи:
- Значение слова.
Силач, добряк, грязнуля, светлячок, очищать. - Строение слова.
Рассказ, пересказ, цифры, сделать, вьюга, подъезд. - Орфографический словарь.
Хоккей, библиотека, береза, каникулы, вокзал, пассажир. - Этимология.
Снегирь, синица, велосипед. - Часть речи.
Луч, беречь, заклеим, в городе, на площади, ночь, напишешь. - Правило.
Далеко, зуб, грустный, скользкий, мягкий, уполз.
Проверка работы. Составление полного ответа на вопрос: «Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»
- Чтобы грамотно писать надо: уметь находить все орфограммы, задумываться над значением слов, легко узнавать их строение. Нужно знать признаки слова как части речи, знать и уметь применять правила, уметь пользоваться орфографическим словарем. А также необходимо проверять свои записи.
IV. Самостоятельная работа.
- Выполните упражнение № 602, с.95 (учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2).
V. Рефлексия деятельности.
- Как вы считаете: что уже умеете хорошо делать, а над чем надо еще работать?
VI. Домашнее задание.
Упражнение № 601.