Цель:
- Обобщить и систематизировать знания и представления студентов о русском народном празднике Масленица.
- Развивать коммуникативные, рефлексивные умения.
- Воспитывать чувство принадлежности к группе, уважение к русским традициям.
Оборудование: карандаши, краски, ватман, стикеры, скотч или магниты, блины, зубочистки, салфетки.
При подготовке занятия использованы материалы о празднике Масленица, размещенные в сети Интернет по адресу: readmas.ru/ya-ne-znayu/maslenica.html.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ведущая: Добрый день! Рады приветствовать вас! Займите, пожалуйста, места на стульях.
(Участники рассаживаются на стулья, которые стоят по кругу.)
II. Вводная беседа.
Ведущая: Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому народному празднику Масленица.
- Как вы думаете, почему мы выбрали именно эту тему для воспитательного занятия? (Выслушивание ответов.)
- А почему мы сидим в кругу? (Правильно, так как главный символ масленицы блин, а он – круглый.)
III. Основная часть.
Ведущая: Что вы знаете о Масленице? (Выслушивание ответов.)
Сейчас я буду называть некоторые факты, и те, кому они известны, должны встать со своего места и поменяться местами с теми, кто тоже встал.
Пример. Масленица – языческий праздник. Те, кто знал об этом, меняются местами в кругу.
(Участники меняются местами по инструкции учителя.)
- До крещения Руси Масленица называлась Комоедица и отмечалась в течение 7 дней.
- После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
- Масленица – это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.
- В народе каждый день масленицы имеет свое название: понедельник- встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий разгул, пятница – тёщины вечерки, суббота – золовкины посиделки.
- Последний день Масленицы – прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».
- В Прощёное воскресенье на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы», а в некоторых местах на Руси его топили или разрывали на куски.
- В костер бросали не только чучело, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, и вместе с тем обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.
- К костру, в котором горело чучело, приносили блины и угощали друг друга, около костра водили хороводы.
Ведущая: Молодцы, мы с вами вспомнили самые интересные традиции Масленицы. Предлагаю вам всем вместе сымпровизировать некоторые из них. Начнем с изготовления Чучела.
Для этого разделимся на команды. Оля, Маша и Наташа выйдете в центр, наберите себе команду. Каждая из вас по очереди будет вызывать к себе по одному человеку до тех пор, пока вся группа не разделиться на команды.
(В данном случае использованы имена девушек-лидеров микрогрупп.)
Спасибо.
Инструкция. Каждая команда получит по листу ватмана. Первая команда будет рисовать верхнюю часть чучела, вторая нарисует среднюю часть, а нижнюю часть нарисует третья команда. При этом запрещается отрывать бумагу от плоскости стола и перемещать по классу. Задача всей группы работать так, чтобы при совмещении рисунков получилось единое Чучело.
Время на работу 5 минут.
(Команды расходятся для выполнения задания. Через 5 минут команды "собирают" Чучело на доске.)
(Студенты возвращаются в круг на свои места.)
Ведущая: Давайте посмотрим, получилось ли у нас единое Чучело? (Выслушивание ответов.)
(Студенты по очереди озвучивают свои записи, обсуждают их и прикрепляют к Чучелу.)
Что-то мешало группе работать дружно, ориентироваться на общий результат. Инструкция: Пожалуйста, объединитесь в тройки и обсудите, что, по-вашему, мешает нашей группе жить дружно и бесконфликтно. Ответы запишите на стикерах.
Время на работу 1 минута.
Ведущая: Прошу вас, по очереди зачитать то, что вы написали и прикрепить стикер к Чучелу.
Ведущая: Вы помните, по древней русской традиции на Масленицу выбрасывали и сжигали все отжившее и ненужное, сделаем то же самое с качествами или явлениями, которые мешают нашей группе жить дружно и бесконфликтно. Согласны?
Хорошо. Согласно русской традиции это Чучело необходимо сжечь или разорвать и тогда вместе с весной в нашу группу придут стабильность, взаимоуважение, дружеское участие, взаимопомощь и взаимовыручка.
Инструкция. Сейчас вы будете передавать Чучело по кругу. Каждый по очереди будет разрывать его. То, что останется от Чучела, мы выбросим как символ старого, ненужного и уже отжившего.
(Студенты разрывают Чучело.)
Ведущая: Как вы помните, после сожжения Чучела на Руси было принято угощать друг друга блинами и просить прощения за все обиды вольные и невольные. Я приготовили для вас угощение – кусочки блинов.
Инструкция. Возьмите, пожалуйста, один кусочек, угостите соседку, которая сидит справа от вас, и попросите, как это было принято у наших предков, прощение за все обиды, вольные или невольные. Не забудьте поблагодарить друг друга за угощение, ведь оно от души. У вас есть 2 минуты.
(Ведущая проходит по кругу с блюдом, на котором лежат кусочки блинов на зубочистках и салфетки.)
Ведущая: Масленица заканчивалась хороводами. У нас тоже будет хоровод, но бумажный.
Инструкция. Сейчас каждая получит лист формата А4. Подпишите свой лист. Ваш лист отправится в хоровод по кругу. Каждый, кому в руки попадет лист, нарисует вам свое пожелание. Время на работу с каждым листом – 10 секунд. Чтобы вам помочь, я буду говорить «дальше», это знак для продолжения хоровода.
(Студенты получают листы и карандаши.)
Ведущая: Ваши листы вернулись к вам. Посмотрите, что пожелала вам группа. Поделитесь вашими впечатлениями, принимаете ли вы пожелания? Ответьте одним словом.
(Студенты по кругу отвечают на вопрос.)
IV. Итог.
Ведущая: Вот и подошло к концу наше занятие. Хотелось бы узнать ваши впечатления. Что нового вы узнали о русских традициях, о себе или одногруппницах? (Выслушивание ответов.)
(Студенты высказываются по кругу.)
На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо за работу.