Цель урока: Обобщение, закрепление знаний об Антарктиде, развитие умения анализировать на основе полученных знаний, выработать у учащихся собственные взгляды, мнения.
Средства: настенная карта, настольные атласы, контурные карты, компьютер, проектор, экран,DVD-диск ЭУТ . Австралия, Океания, Арктика, Антарктида
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения: групповая форма, личностно-ориентированный подход, ИКТ, диалоговое обучение, элементы технологии вероятностного обучения( по М.М.Поташнику, М.В.Левиту)
Ход урока
1. Введение (взаимное принятие и включение мотива на совместную работу)
2. Придумывание названия урока учащимися и определение цели урока.
3. Определение ближайшего расстояния от Якутска до Антарктиды по глобусу. Измерение и определение расстояния с помощью масштаба.
4. Географическое положение Антарктиды. Ответы у карты учащихся.
5. Номенклатура по материку Антарктида. Работа на контурной карте, подписать названия географических обьектов Антарктиды: Море Росса, массив Винсон, Антарктический полуостров, станция Восток, Мирный, Молодежный, море Уэделла, море Беллинсгаузена, море Амундсена, Земля Королевы Мод.
6. Выполнение задания №14,15,16,17,18 по DVD диску -Электронные Уроки Тесты. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида.ЗАО "Просвещение.Медиа",2006
7. Работа в группах.Группы "Климатологи", "Гляциологи", "Путешественники", "Зоологи".
Обьяснение специальностей: климатолог-специалист, изучающий климат; гляциолог-специалист, изучающий льды, ледники; зоолог-специалист, изучающий животных.
Группам выдается лист на котором на контуре Антарктиды дается таблица:
Таблица для путешественников:
Что? Почему? Символ Антарктиды Название работы Девиз Причины позднего открытия
Таблица для климатологов:
Что? Почему? Символ Антарктиды Название работы Девиз Причины холодного климата Антарктиды
Таблица для гляциологов:
Что? Почему? Символ Антарктиды Название работы Девиз Антарктиду изучать интересно ,потому,что:.
Таблица для зоологов:
Что? Почему? Символ Антарктиды Название работы Девиз В Антарктиде своебразный органический мир потому,что :.
Каждая группа работает одновременно с таблицей.На первом этапе работы учащиеся выбирают символ данного материка, обьясняют свой выбор пишут на таблице. Например,дети выбрали пингвина,морского слона.Они обьясняют тем, что пингвин обитает только в Антарктиде, приспособлен к суровым условиям Антарктики. На втором этапе дети выбирают наиболее подходящее название работы по своей "специальности". Группа климатологов выбрали название "Антарктида-холодильник Земли", гляциологи-"Материк мира и науки" ,путешественники-"Антарктида-страна льдов и снега",зоологи- " Своебразный органический мир".Каждая группа защищает свой выбор. Затем учащиеся выбирают понравившееся высказывание путешественников, как девиз, приклеивают высказывания на своей таблице. Группа климатологов выбрала слова Роберта Скотта: "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Обьясняют свой выбор тем, что "необходимо достичь своей жизненной цели, не надо сдаваться. Надо приложить усилия,старания ,чтобы достигнуть намеченных целей". Группа путешественников выбрала девизом слова Джеймса Кука: "Стремиться и достигать цели".Слова путешественников, их стремление достичь целей являются примером для детей, учат быть целеустремленными, выносливыми.
Последним этапом было обьяснение причин, оказывающих влияние на особенности природных условий материка. Были заданы вопросы: Почему материк был открыт позже других? Каковы причины холодного климата материка? Докончить мысль: "Антарктиду изучать интересно, потому, что:" Климатологи ответили, что: Антарктида находится далеко от экватора, здесь давление воздуха высокое, поэтому господствует безоблачная погода, облаков мало и соответственно осадков мало. Льды отражают солнечные лучи.
После ответов группы путешественников 2 ученицы, Сахая и Катя выступили с сообщением об открытии Антарктиды:
"Ранним утром 15 июля 1819 года из Кронштадта-города русской морской славы-отправились в южные полярные воды первая русская экспедиция на судах "Мирный" и "Восток". Результатом этой трудной и опасной экспедиции было одно из крупных открытий прошлого века. Было доказано существование шестого континента Земли- Антарктиды. Экспедицию возглавлял Ф.Ф.Беллинсгаузен. Это был сороколетний плотный человек, с неторопливыми движениями, спокойным голосом и добрыми глазами. Моряки знали и любили его за ровный характер и за то, что море для него было дороже всего на свете. Он родился на Балтике, с девяти лет воспитывался в морском корпусе, а шестнадцати лет уже участвовал в первой русской кругосветной экспедиции под начальством И.Ф.Крузенштерна. Товарищи по службе всегда отмечали в Ф.Ф.Беллинсгаузене упорство и настойчивость- едва ли самые главные качества, нужные для плавания в неведомых водах:Капитаном судна "Мирный " был молодой, полный сил лейтенант М.П.Лазарев. За его плечами были боевые заслуги в морских сражениях. Не был новичком и в дальних плаваниях: под его руководством русский бриг "Суворов" совершил кругосветное плавание, открыл несколько островов в тропической части Тихого океана, побывал в русской Америке, у берегов Аляски.
Капитан не забыл, что почти пятьдесят лет назад на поиски Южного материка отправилась экспедиция смелого путешественника, английского капитана Джеймса Кука. Он искал Антарктиду более трех лет и не нашел ее.
В августе суда "Восток" и "Мирный" вышли в Атлантический океан. После нескольких месяцев плавания в декабре были обследованы юго-западные берега острова Южная Георгия. Невиданные ледяные глыбы - айсберги встретились на пути отважных моряков. Весь январь эскпедиция боролась со льдами. Никакая опасность не казалась чрезмерной, если открывалась малейшая возможность для того, чтобы проникнуть к югу еще на какую-нибудь долю градуса. Экспедиции удалось проникнуть наконец в очень южные широты, на горизонте маячила белая полоса, это был материк.
28 января 1820 года, когда русские моряки достигли его берегов, считается днем открытия Антарктиды".
В конце урока проводим рефлекцию. Ребята высказывают свои мнения об ответах других ребят, обмениваются своими впечатлениями об уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Записать в своих тетрадях и ответить:
В результате урока "Холодильник мира" мне запомнились:
- Три важные события
- Три важные даты
- Три важные чувства
Литература.
1. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. Поташник М.М., Левит М.В.М.Педагогическое общество России. 2008.
2. По материкам и океанам.Составители: Смирнова Н.П.,Шибанова А.А.1988.М.
3. Робетр Пири. Северный полюс,Руаль Амундсен. Южный полюс
4. DVD-диск ЭУТ Австралия, Океания, Арктика, Антарктида.ЗАО "Просвещение.Медиа", 2006