Система воспитательной работы "Искорки успеха"

Разделы: Классное руководство


Стаж моей педагогической деятельности более 20 лет. За это время мне приходилось работать с разными детьми. И каждый раз, встречая своих малышей, я задавалась вопросами. Почему одни, переступив порог школы, держатся и чувствуют себя в коллективе уверенно, а другие закомплексованно? Почему кому-то не составляет особых усилий хорошо учиться, для иных же, напротив, - это мука? Почему в классе есть лидеры, и наряду с ними ты видишь "незаметных" детей? В чём кроется причина? Неужели природа одарила одних всем, а другим не досталось ничего?

Как мама, как педагог я уверена, что каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным, здоровым, умным, талантливым, уверенным, и, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Не все родители умеют и знают, как помочь своему ребёнку раскрыться, почувствовать себя значимым, найти своё место в жизни. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы увидеть, зажечь "искорку успеха" в каждом ребёнке. За время своей работы я убедилась, что в каждом есть нераскрытый потенциал для творческой деятельности в какой-либо области. И пусть кому-то тяжело даётся постигать азы науки, зато он может проявить себя в творчестве. И это здорово!

С первых дней работы в школе, я старалась помимо учебной деятельности, проводить различные мероприятия, направленные на выявление творческих способностей и возможностей моих подопечных. Приятно видеть результат своей работы, когда наблюдаешь за тем, как на глазах происходит рождение нового человека.

С годами менялись мои взгляды, накапливался опыт. Собранный мною материал, лёг в основу моей системы воспитательной работы, которую я назвала "Искорки успеха". Цель которой: "Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации".

Главная моя задача, как педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. Я уверена, что неспособных детей нет, просто надо внимательно присмотреться к каждому ребёнку и "зажечь" в нём искорку таланта и успеха.

Именно поэтому наш класс называется "ИСКОРКИ". Девизом служат строки: "Гореть всегда, гореть везде: в учёбе, спорте и труде".

Ну а моё педагогическое кредо я могу определить так:

Уверена, в каждом есть искорка
Таланта, творчества, тепла.
И каждый ребёнок особенный
Об этом я помню всегда.
Так пусть же горят наши "искорки",
Сияют на сложном пути.
Уверена, с трудностью справятся
В учёбе, труде и борьбе.
Давайте, родители, вместе
Любовью своею зажжём.
Пусть искорка пламенем станет,
А мы уж его сбережём.
(Соколова С.В.)

Приложение.

В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход. Всё, что я начинаю на уроке, имеет продолжение во внеурочной и внеклассной работе. Внеурочная деятельность отражена в интеллектуальном направлении - это участие в таких конкурсах, как "Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое Руно", "Техноград"; в школьных и районных предметных олимпиадах, Интернет-олимпиаде "Эрудиты планеты"; исследовательской деятельности учащихся ("Имя семьи", "Молодёжный сленг", "Роза ветров").

Продолжением внеурочной работы является внеклассная работа (эстетическое направление) . Это посещение музеев (Русский музей, Эрмитаж, Этнографический, музей телевидения и другие); автобусные экскурсии по нашему району, тематические - по городу; театров (Мариинский, театр сказки, театр "За Чёрной речкой").

Ну а как не попробовать теперь и свои силы? Поэтому, мы участвуем в районных конкурсах песни "Весенний голосок", инсценированной патриотической песни, "Ожившие картины", школьном конкурсе "Когда поют солдаты".

 

В классе постоянно проходят тематические ("Помни правила движения, как таблицу умножения", "Хлеб - всему голова", "В гостях у дедушки Крылова") и календарные праздники ("Масленица", "Рыцарский турнир", "Умелая хозяюшка", "День Матери" и др.); классные часы ("Братья наши меньшие", "Моя коллекция", "Через тернии к звёздам").

Сегодня, на мой взгляд, важным направлением является патриотическое воспитание учащихся, которое, прежде всего, закладывается в семье. Дети по возможности узнают родословную семьи, знакомятся с традициями, трудовых заслугах. Следующим этапом (через экскурсии) служит знакомство с Приморским районом (улицы, достопримечательности). Так появилась идея создания альбома "Улицы моего района". Дети узнавали о том, как и в честь кого появились названия улиц. Теперь, зная историю своего района, мы расширяем свои представления. Ведь наш Приморский - это неотъемлемая часть нашего города, который является культурным, историческим, образовательным центром. И мы горды тем, что наши предки внесли свою лепту в строительство и развитие Санкт-Петербурга. Задача маленького Петербуржца - сохранить красоту, богатое культурное наследие, ценить труд людей, знать историю и традиции города, внести свой вклад. Своеобразным подведением итогов послужила игра "Я - Петербуржец!", проведённая в форме игры "Что? Где? Когда?"

Мы понимаем, что наш город - это часть нашей необъятной страны, на долю которого выпало немало испытаний, которые народ героически выдержал (через уроки истории). Дети осознают, что, благодаря единству, стойкости и мужеству всего народа, Россия стала сильной и великой державой. Наших людей всегда отличало сострадание к ближнему, поэтому возникло направление - социальное добровольчество. На этих примерах видно, как работа, начатая в одном направлении, плавно перетекает в другое, что и позволяет этой системе быть целостной.

Самые главные мои помощники - это родители, поэтому в основе реализации моей воспитательной системы лежит семейная политика.

Так, например, в 1 классе 1 сентября мы отмечаем не только День Знаний, но и День рождения нашего класса. Какой будет наша семья, зависит от нас. Я начала знакомство с детьми с рассказа о себе и своей семье. Теперь и ребятам предстоит в течение года познакомить нас со своими семьями. Каждая неделя посвящена отдельно взятой семье, которая выпускает газету с рассказами, фотографиями о себе. Здесь проявляется совместное творчество всех членов семьи, их сплочённость. Я, другие родители и дети с интересом рассматривают эти газеты, узнают много интересного о традициях данной семьи, их увлечениях, досуге.

На следующем этапе уже сами родители приходят и рассказывают о своих профессиях, попутно мы знакомимся с профессиями других людей (через экскурсии).

Ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы папы рассказывают о своей службе в армии, бабушки и дедушки - дети войны - о подвигах, стойкости, мужестве народа в годы Великой Отечественной войны. С детьми мы посещаем памятные места, которые связаны со страшным испытанием наших людей. Ко Дню Победы при непосредственной помощи родителей мы принимали участие в районном конкурсе "Патриотической песни", для ветеранов микрорайона сделали поздравительные открытки.

Ну а как оставить без внимания сегодняшних защитников наших рубежей? Мы постоянно принимаем активное участие в акции "Посылка солдату". Родители активно нас поддерживают, так как завтра сегодняшние мальчишки, в том числе и их дети, встанут на защиту Родины. Так возникло направление "Социальное добровольчество". Мы принимали участие и в других акциях "Посылка детскому дому", "Помоги животным", "Подари книгу", сбор макулатуры. Здесь дети учатся состраданию, пониманию того, что собирая по крупицам добрые дела, вместе мы оказываем большую помощь, тем, кто в ней нуждается.

Конечно же, ни один праздник не проходит без участия родителей, которые помогают в изготовлении костюмов, декораций, подборке музыкального сопровождения. Когда отдаёшь частичку своего душевного тепла, труда, то хочется увидеть результат, поэтому самыми главными гостями на наших праздниках являются родители.

Вместе с детьми мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, марафонах, занимаемся исследовательской деятельностью. Родители с большим интересом следят за нашими успехами, и здесь уже непонятно, кто больше соревнуется между собой ученики или родители. Конечно, по началу бывают обиды, слёзы поражения, но вместе с родителями мы нацеливаем ребят на то, что проигрыш - это толчок, который нацеливает идти вперёд, ещё раз пробовать свои силы, а не стоять на месте. Ну а тем, кто сегодня оказался на высоте, нет места зависти. Мы должны радоваться их успеху, ведь они принесли в копилку нашего класса ещё одну победу.

Вместе с родителями класса мы выезжаем на экскурсии по городу, посещаем театры, музеи. По началу (пока дети были маленькими), я просила родителей оказывать мне помощь в сопровождении, ну а позже родители моих учеников так втянулись, что просить уже никого не приходилось. Взрослые сами стали проявлять инициативу, узнавать, где проходят интересные выставки; к нам подтягиваются и младшие братья и сёстры. Вот ещё одно проявление единства семьи и школы.

Таким образом, в основу работы по каждому из направлений я ставлю семью. Приятно видеть, когда совместная работа объединяет родителей между собой, а соответственно и детей. В результате такой системы воспитательной работы каждый ученик имеет широкий спектр возможностей проявить себя, самореализовать, что и ведёт к намеченной цели.

Конечно, я, как педагог, могу прекрасно сама справиться с поставленной задачей, но где же семья, родители - в стороне? Поэтому я свою работу строю на тесном взаимосотрудничестве с родителями.

Как и зачем работать с родителями.

1. Зачем.

Казалось, что тут не понятного: зачем работать с родителями? Мы ведь, педагоги, чётко понимаем, чтобы воспитать всесторонне развитую личность - необходимо сотрудничество: учителя - родителя - ученика. Но не всегда эта тесная взаимосвязь прослеживается. Ведь многие родители возлагают на школу обязанности обучить и воспитать. И как бы не бились учителя над своими подопечными, успешного результата мы не получим, если семья не будет сотрудничать с нами.

По данным социологических опросов 78% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В тоже время и родители примерно в том же соотношении обвиняют педагогов. Пока мы перекладываем груз ответственности с одних плеч на другие, дети остаются предоставлены сами себе. И мы, и родители своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияем на ребёнка. И если мы, педагоги, умеем и знаем, как его надо воспитывать, то у многих родителей есть проблема, причём большинство из них её даже и не видят.

Почему это происходит?

  • Может быть это связано с низким уровнем знаний психолого-педагогических проблем самих родителей. Но этот аспект стоит рассматривать несколько шире, чем "семья - школа", а как "государство - семья". Наверное, стоит задуматься и Министерству Образования для введения в школьную программу "основ семейного воспитания". И Министерству Здравоохранения по введению курса "молодой семьи" при ЗАГСах и женских консультациях. И средствам массовой информации в плане показа телепрограмм. Прекрасная, на мой взгляд, программа "Няня спешит на помощь". Я думаю и нам есть чему поучиться там.
  • Неопытность самих родителей, особенно если это первый ребёнок в семье.
  • Предыдущий опыт в семье, т.е. так, как воспитывали самих родителей. Они или повторяют "методику" воспитания в семье или принимают противоположную сторону в воспитании.
  • Занятость родителей (особенно если речь идёт о неполной семье).

2. Как.

Я думаю (со мной согласятся многие коллеги), что проведение только родительских собраний явно не достаточно для того, чтобы привлечь родителей в школу. Формы работы с родителями могут быть разные. Что могут предложить и используют в своей работе учителя начальных классов. Я расскажу о своей работе.

Совместные проекты. Это участие в школьных, городских конкурсах рисунков, викторин, поделок. И здесь без участия родителей не обходится, так как каждый ребёнок хочет, чтобы его работа выглядела достойно. Здесь идёт некое соперничество, и уже не учитель, а ребёнок подталкивает родителей на участие. Наша задача: "зажечь" - сделать так, чтобы ребёнок загорелся. И уж тогда, поверьте, он не отстанет от родителей. Так в 3 классе мы начали работу по "Исследовательской деятельности младших школьников". Я предлагаю учащемуся (в соответствии его интересам) заняться исследованием определённой темы. Вместе мы ставим задачи, намечаем план действий, который поможет решить поставленные задачи. На определённом этапе к работе подключаются и родители.

Консультации. Индивидуальная работа учителя с родителями. Это консультации, которые проводятся по мере необходимости. Они связаны не только с учёбой, но и воспитанием детей.

Консультации специалистов для родителей: психологов, врачей, педагогов. Это может быть организовано в виде печатного материала на стенде, выступление на родительском собрании, распечатка (на руки) интересных статей, памяток из источников педагогической литературы.

Ни каждый из родителей имеет смелость подойти и признаться учителю в своих проблемах в общении и воспитании с ребёнком. Поэтому ещё одной формой работы может послужить "Педагогическая копилка". Родители могут анонимно в письменном виде задавать свои вопросы и опускать их в ящик. Учитель, специалисты также в письменном виде отвечают на них и вывешивают на стенде.

Родительские собрания. Интересная форма работы, которую я использую - это обмен опыта между родителями данного класса. На собрании поднимается одна из проблем, и не учитель, а сами родители делятся опытом воспитания детей или пытаются найти выход из данной проблемы.

Классные часы. Во 2 классе я предлагаю самим родителям выступить на классном часе "Моя профессия". Папы и мамы рассказывают о своих профессиях. Вы бы видели какое чувство гордости за своих родителей в этот момент испытывают их дети. Моментально срабатывает цепная реакция: уже не я, а сами ребята просят своих родителей прийти и выступить на классном часе.

Кстати этот опыт работы могут использовать и классные руководители 5-х - 11-х классов, планируя определённую, необходимую тематику в выстраивании партнёрских отношений.

Создание семейных творческих групп. К 4 классу мы уже достаточно хорошо знаем друг друга, поэтому места стеснению уже нет. Здесь самое время для проведения совместных творческих вечеров, праздников, мини-концертов. Чем же они будут отличаться от тех, которые мы проводили на протяжении предыдущих трёх лет? Если раньше я выступала организатором этих мероприятий, то сейчас с этой ролью прекрасно справятся семейные творческие группы. Так в начале года в результате жеребьёвки (или по желанию) семьи определяют, за какое мероприятие они будут отвечать. Моя задача состоит лишь в незначительной помощи.

В течение года я отслеживаю и фиксирую на стенде классного уголка участие детей в различных мероприятиях. Каждый участник того или иного мероприятия получает свою "искорку". Последнее время я стала замечать, что в это соревнование включились не только дети, но и родители. Ведь не хочется "плестись в хвосте"! Я лишний раз убедилась, что хвалить надо не только детей, но и родителей. Наверное, мы, учителя, должны сделать так, чтобы родители почувствовали, что они нужны нам, что мы действуем на благо детей. Уходя с родительских собраний, родители должны всегда иметь искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое.

Чтобы оценить результативность воспитательной системы, необходимо проводить мониторинг. В результате проведённых диагностик можно выявить реальное состояние воспитательного процесса, проанализировать изменения, произошедшие в нём, наметить пути и средства для дальнейшего его совершенствования. Мною были проведены:

Социметрический срез. (приложение)

Эмоционально-психол.отношение в коллективе 1 класс 4 класс
"Принятые" 17 чел. 21 чел.
"Лидеры" 2 чел. 3 чел.
"Звёзды" 2 чел. 4 чел.
"Отверженные" 1 чел. нет
"Изолированные" 6 чел. нет

Всего 28 чел. 28 чел.

Анкета "Комфортность обучения" (приложение)

1 класс - 4 класс -

3. Рисунок "Моя семья" (приложение)

1 класс 4 класс
Сначала дети рисуют в основном обезличенные, безэмоциональные рисунки:
  • Просто набор членов семьи (№1)
  • Не всегда прорисованные персонажи (№2)
  • С некоторыми отличиями (№3): девочки - жёлтые, мальчики - синие
  • Иногда не рисуют себя, как члена семьи (№4)
  • Или наоборот рисуют только себя (№5)

Это говорит о том, что дети не обращают внимание на эмоциональный аспект личностных отношений, члены семьи нарисованы просто рядом в хаотичном порядке.

После проведённой работы, дети обращают внимание не только на эмоциональный аспект семьи, но и на внутрисемейные связи:
  • Рисуют людей, взявшись за руки, гладящими собаку (№1)
  • Видно, что семья - это защита, любовь; каждый член семьи значим и любим. Отец - опора семьи, твёрдо стоит на ногах (№2)
  • Дети наполняют рисунки совершенно другим смыслом и содержанием (№3)

Рисунок "Я в школе" (приложение)

1 класс 4 класс
Рисуя себя в школе, первоклассники не видят себя членом школьного коллектива.
  • Это рисунки одного человека за партой (№1)
  • Или в коридоре (№2)
  • Часто дети в одиночку стоят на крыльце своей гимназии (№3)
  • Или вообще не рисуют себя, предпочитая обозначить лишь кабинет.(№4)

Они ещё не видят эмоциональной и социальной стороны школы, себя в классном коллективе и переживают сложный процесс адаптации, как в учёбе, так и в коммуникативно-социальной среде.

Обращая внимание ребёнка на то, что он уникальная личность, член коллектива, желанный и любимый друг в классе, мы можем увидеть другие рисунки:
  • Дети чувствуют себя уверенно и комфортно среди друзей (№1)
  • Они с удовольствием общаются в коллективе (№2)
  • Отвечают у доски (№3)

Ребята вовлечены в процесс обучения, они общительны и доброжелательны. Детям комфортно в школе и классе

5. Методика исследования самооценки "Лесенка" (приложение)