Урок-зачет в 9-м классе "Целые уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

1) Воспитывать трудолюбие, терпение, прилежание, внимательность, настойчивость в преодолении трудностей;

2) Учиться принимать и оказывать помощь и поддержку товарищей;

3) Отработать навык решения целых уравнений, начиная с линейного вида и заканчивая уравнениями олимпиадного текста;

4) Учиться уважать труд младших и старших учеников твоего учителя

При подготовке к уроку проведена следующая работа:

  • Подобран материал четырех вариантов заданий, аналогичных экзаменационным разного уровня сложности: линейных уравнений, квадратных, биквадратных, уравнений с заменой переменных, уравнений с применением в решении теоремы Безу и следствий из нее.
  • Приглашены гости: родители и учителя математики.
  • Выполнена презентация наиболее сложных типов целых уравнений.
  • Ученикам 10а класса получены ответы к вариантам, приготовлены индивидуальные карточки с заданиями для всех 27 учеников 9а класса. Для проверки работ ответы вариантов внесены в таблицу, за каждый вариант отвечает один старшеклассник, он вводит сводную ведомость оценки (нормы оценок обговорены с учителем заранее). Еще потребуются два старшеклассника для сбора заданий у ребят.
  • Учениками 7в и 7г классов приготовлена веселая песня на мотив песни "Коммунальная квартира". (Приложение 1)
  • Перед исполнением песни ученик 7г класса читает стихотворение "Баллада о математике".

Этот небольшой концерт для девятиклассников прозвучит после сдачи зачета; во время подведения общих итоговых оценок урока.

Презентация.

Приложение 2.

Начало урока.

На экране высвечивается тема урока и его цели. Проводится устная разминка всех учеников по заготовленному тексту на доске. В это же время трое учеников решают квадратные уравнения.

1.

2-9х-35=0

Д = 361

х1 = -2,5; х2 = 7

Ответ: -2,5; 7

2.

х2+2х-8=0

Д 1 = 9

х1 = -4; х2 = 2

Ответ: -4; 2

Подобрать корни по формулам Виета:

а) х2+7х+10=0

б) х2-5х-6=0

в) х2-10х+21=0

г) х2+5х+10=0

Решения ученики проводят (1) и (2) подробно, применяя формулы Д, Д1 и формулу корней. Третий ученик напоминает формулы Виета, особо отмечая что Д > 0, иначе нет корней (г).

Вместе с учителем (за время подготовки) решения тремя учениками на доске) другие ребята устно проверяют себя в решении таких уравнений:

а) 3х = 2

б) -7х+5=0

в) 2(х-8)-5х = 11

г)

д) х2-9=0

е) 5х-7х2=0

После проверки решения с доски ребята в рабочих тетрадях отмечают тему урока и записывают решения целых уравнений с помощью теорем Безу и следствий из нее.

а) 2х3+3х2-23х-12 = 0

Решение у доски ведет сильный ученик.

б) -3х3+10х2+27х-10 = 0

3-10х2-27х+10 = 0

Решение у доски ведет сильный ученик.

При решении применялись теоремы:

Остаток при делении многочлена на двучлен (х-а) равен значению делимого многочлена при х = а.

Многочлен делится на двучлен (х-а) тогда, и только тогда, если а является корнем данного многочлена.

Если а - корень многочлена f(х), то f(а) = 0, следовательно f(х) = (х-а) * q(х), где q(х) - многочлен, степень которого на 1 меньше степени многочлена f(х).

Навыки решения целых уравнений с применением теоремы Безу и ее следствий ребята приобрели на занятиях элективного курса "Избранные вопросы математики".

Поскольку самым сложным для учеников является деление многочленов, пробуем еще раз делить многочлен на многочлен.

в) х4 + 2х3-2х2-5х-2 = 0

По следствию из теоремы Безу если f(х) = х4 + 2х3-2х2-5х-2 (коэффициент при "старшем" одночлене равен 1), тогда все рациональные корни многочлена являются целыми числами и являются делителями свободного члена, т.е. числа -2.

F(-2) = 0=> -2 - корень; f(-1) = 0=> -1 - корень.

Тогда f(х) делится на (х+2)(х+1) = х2+3х+2

 

Записи в тетрадях на этом заканчиваются.

Далее идет презентация решения целых уравнений.

1-й ученик. Применение теорем о корне многочлена и о целых корнях целого уравнения.

x3 - 8х2+13х-2=0

Целые корни уравнения являются делителями числа -2.

3-й ученик. Введение новой переменной.

2 - 2х - 5)2 - 2 * (х2 - 2х - 5) - 3 = 0

Пусть х2 - 2х - 5 = а, тогда

а2 - 2а - 3 = 0

а = 3 или а = -1 (по формулам Виета)

х2 - 2х - 5 = 3 или х2 - 2х - 5 = -1

х2 - 2х - 8 = 0 или х2 - 2х - 4 = 0

х = 4 или х = -2 Д = 5

(по формулам Виета) х = 16.gif (63 bytes)

Ответ: 4;-2; 16.gif (63 bytes)

2) (2х2 + 7х - 8) * (2х2 + 7х - 3) - 6 = 0

Пусть 2х2 + 7х = t, тогда

(t - 8) * ( t - 3) - 6 = 0

t2 - 11t + 18 = 0(по формулам Виета)

t = 9 или t = 2

2 + 7х = 9 или 2х2 + 7х = 2

2 + 7х - 9 = 0 2х2 + 7х - 2 = 0

Д=121 Д=65

х = -4,5 или х = 1 х=

Ответ: -4,5; 1;

4-й ученик. Применение разложения на множители.

1) 5х3 - 19х2 - 38х + 40 = 0

(5х3 + 40) - (19х2 + 38х) = 0

5 · (х3 + 8) - 19х * (х + 2) = 0

5· (х + 2) * (х2 - 2х +4) - 19х * (х + 2) = 0

(х + 2) * (5 * (х2 - 2х +4) - 19х) = 0

(х + 2) * (5х2 - 10х + 20 - 19х) = 0

(х + 2) * (5х2 - 29х + 20) = 0

х + 2 = 0 или 5х2 - 29х + 20 = 0

х = -2 Д = 841 - 4 * 5 * 20 = 441

х = 5 или = 0,8

Ответ: -2; 5; 0,8

2) 9х3 - 18х2 - х + 2 = 0

2 * (х - 2) - (х - 2) = 0

(х - 2) (9х2 - 1) = 0

(х - 2) (3х-1) (3х+1) =0

х1 = 2 х2 = х3 =

Ответ: 2;

Во время презентации подключались к работе ученики к обсуждению по вопросам: типичные ошибки при введении новой переменной, метод группировки и формулы сокращенного умножения при разложении на множители, подбор корней по формулам Виета.

5. На втором уроке ученики включены в работу по решению целых уравнений. Каждое уравнение уже записано на отдельном листе, на этом же листе ученик выполняет решение. Как только решение одно из заданий - поднимает руку, "курьер" - десятиклассник забирает решение на проверку в комиссию десятиклассников. Оценка оглашается и заносится в ведомость. За консультацией можно обратиться к учителю, если решение зашло в тупик, оценка при этом снижается (на полях делается замечание).

Работа рассчитана на 30минут. Приложение 2

Дополнительно на доске:

I вариант

х4-6х3-2х2-30х+25=0

Ответ: -5;1;-1;

II вариант

х4+3х32-3х-2=0

Ответ: 1; -1; -2

6. Ученики 10 класса проверяли по ходу решения варианты заданий. Если часть работы не выполнена, то оценка за отсутствующие задания 0. Итоговая оценка идет как среднее арифметическое, заносится в ведомость, если есть возможность, высвечивается на экране в конце урока.

Пока подводятся итоги, ученики 7 классов выступают с концертом 5-6 минут. При наличии времени слово можно дать родителям, либо детям.

Урок заканчивается озвучиванием итоговых оценок.