Занятие по развитию элементарных математических представлений. 2-я младшая группа. "Прогулка по осеннему лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, употреблять в речи слова один, много, ни одного.

2. Учить соотносить пространственные направления от себя: вверху, внизу, спереди, сзади.

3. Закреплять умение сравнивать предметы, контрастные по величине (большой, маленький).

Демонстрационный материал: макеты деревьев (клёна, елок), большая и маленькая морковка, большой и маленький кочан капусты. Игрушки: большой и маленький зайцы, белка, ёжик.

Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, изображения белочки и ёжика. На тарелочках ягоды, грибы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу (дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение).

Воспитатель:

Здравствуй лес! Осенний лес!
Полон сказок и чудес.

Посмотрите как красиво в лесу, какие красивые стоят деревья. А давайте подойдём поближе вот к этому дереву (подходим к клёну), оно называется клён. Посмотрите внимательно, а какие ещё деревья растут в нашем лесу?

Дети: Ёлочки.

Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета листочки на клёне?

Дети: Жёлтые.

Воспитатель: Сколько листочков?

Дети: Много листочков.

Воспитатель: Правильно, ребятки, а сколько листочков на ёлочке?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Правильно. На ёлочке листочков нет, у неё иголочки, они никогда не желтеют и поэтому ёлочка целый год стоит зелёная.

Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер, и он срывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Посмотрите, а сколько листочков под клёном?

Дети: Один листочек.

Воспитатель: А под ёлочкой сколько листочков?

Дети: Ни одного листочка.

Воспитатель: Дети, давайте я сорву один листочек? Ой, слышите, листочек предлагает нам поиграть в игру "листопад", я буду деревом, а вы листочками. Когда подует ветер, листики оторвутся от дерева и полетят.

Детям раздаются листочки.

Воспитатель: Подул сильный ветер, листочки оторвались от дерева и поднялись вверх. Куда поднялись листочки?

Дети: Листочки поднялись вверх.

Воспитатель: Листья покружились, покружились и спрятались сзади. Где спрятались листочки?

Дети: Листочки спрятались сзади.

Воспитатель: Теперь листья летают впереди. Где летают листочки?

Дети: Листочки летают впереди.

Воспитатель: Ветер стих, и листочки упали вниз. Куда упали листочки?

Дети: Листочки упали вниз.

Воспитатель: Снова поднялся ветер, и все листочки прилетели к дереву.

Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, а кто спрятался ёлочкой?

Дети: Грибы спрятались.

Воспитатель: Правильно, сколько грибов спряталось под ёлочкой?

Дети: Много грибов.

Воспитатель: Посмотрите, сколько грибов спряталось под другой ёлочкой?

Дети: Ни одного гриба.

Воспитатель: Правильно. Пойдемте дальше.

Воспитатель: Ой, смотрите, какая чудесная лесная полянка. Давайте немножко отдохнём. Тише, вы слышите, кто - то скачет к нам на полянку? Ой, смотрите, кто это?

Дети: Зайчики.

Воспитатель: Правильно. Этот зайка, какой (показывая на большого)?

Дети: Большой.

Воспитатель: А этот (показывая на маленького)?

Дети: Маленький.

Воспитатель: А вы знаете, что зайчики любят кушать?

Дети: Зайки любят морковку, капусту.

Воспитатель: Правильно. Зайчики решили запастись на зиму морковкой и капустой. Если этот зайка большой, то какую морковку мы ему дадим?

Дети: Большую морковку.

Воспитатель просит одного из детей угостить большого зайку морковкой.

Воспитатель: Если этот зайка маленький, то какую морковку мы дадим ему?

Дети: Маленькую морковку.

По просьбе воспитателя один из детей угощает маленького зайку морковкой.

Воспитатель: Теперь дадим зайкам капусту.

По аналогии детям даётся задание угостить зайчиков капустой.

Воспитатель: Ребята, зайчики благодарят нас за угощения, и говорят нам до свидания, а пока они несут домой свои запасы, мы с вами поиграем с пальчиками. Наши пальчики будут собирать грибы.

Физминутка.

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
От того и потолстел.

Воспитатель: Ну, вот и отдохнули на лесной полянке. Дети, вы слышите, кто-то плачет? Прислушайтесь, это же белочка и ёжик.

Разговор воспитателя с игрушками.

Воспитатель: Ёжик и белочка, почему вы плачете?

Воспитатель от лица игрушек: Скоро наступит зима, а мы не успели заготовить себе запасы.

Воспитатель: Дети, давайте поможем белочке с ёжиком?

Дети садятся за столы, перед ними карточки с двумя полосками.

Воспитатель: Ёжика положите на верхнюю полоску, а белочку на нижнюю. Куда вы положили ёжика?

Дети: На верхнюю полоску.

Воспитатель: Куда вы полошили белочку?

Дети: На нижнюю полоску.

Воспитатель: Теперь возьмите один грибок и угостите ёжика.

Воспитатель: Белочке дайте много ягод. Кому вы дали много ягод?

Дети: Белочке.

Воспитатель: Кому вы дали один грибок?

Дети: Ёжику.

Воспитатель: Ну, вот мы и помогли ёжику с белочкой, а теперь нам надо возвращаться. Где мы с вами побывали сегодня? Кого встретили? С кем поиграли?