Программное содержание:
1. Учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, употреблять в речи слова один, много, ни одного.
2. Учить соотносить пространственные направления от себя: вверху, внизу, спереди, сзади.
3. Закреплять умение сравнивать предметы, контрастные по величине (большой, маленький).
Демонстрационный материал: макеты деревьев (клёна, елок), большая и маленькая морковка, большой и маленький кочан капусты. Игрушки: большой и маленький зайцы, белка, ёжик.
Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, изображения белочки и ёжика. На тарелочках ягоды, грибы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу (дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение).
Воспитатель:
Здравствуй лес! Осенний лес!
Полон сказок и чудес.
Посмотрите как красиво в лесу, какие красивые стоят деревья. А давайте подойдём поближе вот к этому дереву (подходим к клёну), оно называется клён. Посмотрите внимательно, а какие ещё деревья растут в нашем лесу?
Дети: Ёлочки.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета листочки на клёне?
Дети: Жёлтые.
Воспитатель: Сколько листочков?
Дети: Много листочков.
Воспитатель: Правильно, ребятки, а сколько листочков на ёлочке?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Правильно. На ёлочке листочков нет, у неё иголочки, они никогда не желтеют и поэтому ёлочка целый год стоит зелёная.
Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер, и он срывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Посмотрите, а сколько листочков под клёном?
Дети: Один листочек.
Воспитатель: А под ёлочкой сколько листочков?
Дети: Ни одного листочка.
Воспитатель: Дети, давайте я сорву один листочек? Ой, слышите, листочек предлагает нам поиграть в игру "листопад", я буду деревом, а вы листочками. Когда подует ветер, листики оторвутся от дерева и полетят.
Детям раздаются листочки.
Воспитатель: Подул сильный ветер, листочки оторвались от дерева и поднялись вверх. Куда поднялись листочки?
Дети: Листочки поднялись вверх.
Воспитатель: Листья покружились, покружились и спрятались сзади. Где спрятались листочки?
Дети: Листочки спрятались сзади.
Воспитатель: Теперь листья летают впереди. Где летают листочки?
Дети: Листочки летают впереди.
Воспитатель: Ветер стих, и листочки упали вниз. Куда упали листочки?
Дети: Листочки упали вниз.
Воспитатель: Снова поднялся ветер, и все листочки прилетели к дереву.
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, а кто спрятался ёлочкой?
Дети: Грибы спрятались.
Воспитатель: Правильно, сколько грибов спряталось под ёлочкой?
Дети: Много грибов.
Воспитатель: Посмотрите, сколько грибов спряталось под другой ёлочкой?
Дети: Ни одного гриба.
Воспитатель: Правильно. Пойдемте дальше.
Воспитатель: Ой, смотрите, какая чудесная лесная полянка. Давайте немножко отдохнём. Тише, вы слышите, кто - то скачет к нам на полянку? Ой, смотрите, кто это?
Дети: Зайчики.
Воспитатель: Правильно. Этот зайка, какой (показывая на большого)?
Дети: Большой.
Воспитатель: А этот (показывая на маленького)?
Дети: Маленький.
Воспитатель: А вы знаете, что зайчики любят кушать?
Дети: Зайки любят морковку, капусту.
Воспитатель: Правильно. Зайчики решили запастись на зиму морковкой и капустой. Если этот зайка большой, то какую морковку мы ему дадим?
Дети: Большую морковку.
Воспитатель просит одного из детей угостить большого зайку морковкой.
Воспитатель: Если этот зайка маленький, то какую морковку мы дадим ему?
Дети: Маленькую морковку.
По просьбе воспитателя один из детей угощает маленького зайку морковкой.
Воспитатель: Теперь дадим зайкам капусту.
По аналогии детям даётся задание угостить зайчиков капустой.
Воспитатель: Ребята, зайчики благодарят нас за угощения, и говорят нам до свидания, а пока они несут домой свои запасы, мы с вами поиграем с пальчиками. Наши пальчики будут собирать грибы.
Физминутка.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
От того и потолстел.
Воспитатель: Ну, вот и отдохнули на лесной полянке. Дети, вы слышите, кто-то плачет? Прислушайтесь, это же белочка и ёжик.
Разговор воспитателя с игрушками.
Воспитатель: Ёжик и белочка, почему вы плачете?
Воспитатель от лица игрушек: Скоро наступит зима, а мы не успели заготовить себе запасы.
Воспитатель: Дети, давайте поможем белочке с ёжиком?
Дети садятся за столы, перед ними карточки с двумя полосками.
Воспитатель: Ёжика положите на верхнюю полоску, а белочку на нижнюю. Куда вы положили ёжика?
Дети: На верхнюю полоску.
Воспитатель: Куда вы полошили белочку?
Дети: На нижнюю полоску.
Воспитатель: Теперь возьмите один грибок и угостите ёжика.
Воспитатель: Белочке дайте много ягод. Кому вы дали много ягод?
Дети: Белочке.
Воспитатель: Кому вы дали один грибок?
Дети: Ёжику.
Воспитатель: Ну, вот мы и помогли ёжику с белочкой, а теперь нам надо возвращаться. Где мы с вами побывали сегодня? Кого встретили? С кем поиграли?