Макет как средство стимулирования связной речи старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Ознакомление детей с окружающим миром осуществляется в МДОУ "Детский сад № 35" посредством реализации курса "Здравствуй, мир!" Е.Кочемасовой, А.Вахрушева. При апробации курса выявили проблему: недостаточный уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста монологической речью на фоне высокого уровня развития наглядно-образного мышления и диалогической речи. Наметили пути выхода из сложившейся ситуации:

  1. Изучить психологические особенности восприятия наглядности дошкольниками и современные подходы к применению наглядности в обучении.
  2. Модернизировать наглядность к занятиям по курсу "Здравствуй, мир!" и приемы ее использования для стимулирования монологической речи старших дошкольников.

В результате проделанной работы удалось выяснить, что наглядность в обучении выполняет две функции (А.Н.Леонтьев):

  • Расширение чувственного опыта
  • Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений.

Наглядный материал выступает в качестве внешней опоры внутренних действий ребенка в процессе овладения знаниями. Сам наглядный материал не является предметом усвоения, выступает лишь средством усвоения каких-то абстрактных знаний.

При реализации первой функции, в качестве средств наглядности используем реальные предметы, муляжи, картинки. В настоящее время выделены особенности использования средств наглядности:

  • правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения речью педагога;
  • наглядные пособия могут дать эффект, если у ребенка есть определенный опыт работы с изучаемым объектом;
  • для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно - нужна активная деятельность ребенка.

При реализации второй функции конкретность наглядных средств мешает. Здесь на помощь может прийти наглядное моделирование.

Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Особенность моделирования в сопоставлении с наглядностью в том, что объект изучается не непосредственно, а путем исследования другого объекта, аналогичного первому. Между ребенком и объектом познания стоит модель. Функциональное назначение модели - быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Обычную наглядность всегда отличает предметность, поэтому ребенок воспринимает только чувственную конкретность предметов, а модель - единство общего и частного, логического и чувственного в предметах. Моделирование носит характер внутренней активности субъекта.

В дошкольном возрасте внутренний план деятельности нуждается в материальных опорах. Перевод мыслительной деятельности из внутреннего плана во внешний осуществляется посредством связных речевых высказываний. В качестве материальных опор А.Р.Лурия предлагает использовать схематичное изображение образца, З.М.Истомина, Л.М.Житникова, Т.А.Ткаченко для запоминания и составления рассказа предлагают использовать значки-схемы, планы.

На втором этапе апробации курса "Здравствуй, мир!" (2005 - 2007 годы), чтобы модернизировать наглядность к занятиям для стимулирования монологической речи старших дошкольников начали использовать методику Т.А.Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов". (Приложение, слайд 16). Качество рассказов о предметах ближайшего окружения улучшилось в среднем на 22%. Составление рассказов при ознакомлении с природными зонами Земли вызывало объективные трудности. Обычная наглядность (картины, иллюстрации, игрушки) слабо стимулировала монологические высказывания старших дошкольников.

Большую помощь здесь оказала макетирующая деятельность. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.

В различных парциальных экологических программах "Наш дом - природа" (Н.А.Рыжова), "Юный эколог" (С.Н.Николаева), "Мы" (Н.Н.Кондратьева) - макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который позволяет трансформировать усвоение знаний в игру с использованием макетов естественно-научного содержания - горный ландшафт, вулкан и т.п.

Совместное изготовление с детьми макетов при ознакомлении с природными зонами Земли по курсу "Здравствуй, мир!" используется нами как часть занятия для обобщения полученных знаний и составления описательного рассказа об объекте познания. Чтобы рассказ был логичным и последовательным, используем прием "цифрового планирования". Цифры располагаем непосредственно на элементах макета в той последовательности, которая соответствует плану рассказа. (Приложение, слайд 18)

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Для ребенка суть замещения и моделирования состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведет к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Чем более развита символическая функция сознания, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир.

Действительно, использование макетов при ознакомлении детей с объектами недоступными для непосредственного восприятия, способствовало повышению качества монологических высказываний старших дошкольников на 18%. Дети готовы к обучению в школе на высоком и среднем уровне.