Цели урока:
- Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся.
- Развивающие - формировать умение видеть прекрасное вокруг себя, уметь сопоставлять исторические факты и явления.
- Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории и изобразительному искусству. Приобщать их к культурному наследию прошлого.
Задачи урока:
- познакомить уч-ся с главным городом афинского государства.
- продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
- побывав в районе Керамик выполнить рисунок одной из ваз и нанести на неё орнамент.
Учебное оборудование:
- карта "Древняя Греция в пятом веке до н. э."
- компьютер, медиапроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Просмотр презентации и устные ответы на вопросы.
Беседа по вопросам:
- За что афиняне любили свой город? (Для многих из них этот город был местом рождения, Родиной.)
- Какими постройками и статуями гордились афиняне? (Они гордились своей Агорой, и статуей богини Афины, которая была расположена на вершине Акрополя, храмом богини победы Ники, храмом богини Афины Парфеноном.)
- Почему гончарное производство в Древней Греции играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни. (Сегодня людям известны другие более удобные материалы для изготовления посуды, например, пластмасса, фарфор.)
- Назовите три района в городе Афины, которые считались главными? (Район Керамик, Агора, Акрополь.)
- Что называется Агорой? (Главная площадь Афин.)
- Что такое Акрополь? (Холм с крутыми склонами, где на вершине стояли статуя Афины и её храм.)
- По каким признакам можно было определить , что вы находитесь в районе Керамик?
(Горький запах дыма и лака для покрытия сосудов распространялся практически на весь район.)
- О чем говориться в этом отрывке?
Внемли молитвам десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу горшки и бутыли, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько,
и прибыли было довольно,
Чтоб продавались бы бойко на рынке
Чтоб от той прибыли жирной, за песню и нас наградили.
- Если бы вы были коренным жителем города Афины , какие бы достопримечательности города вы бы показали?
3. Изучение новой темы
Задача для уч-ся: Познакомиться с достопримечательностями города Афины
Перед учащимся заранее была поставлена задача: самостоятельно подготовить рассказ-путешествие по одному из трёх районов города Афины.
А) Сердце Афин - Агора.
Здесь всегда было шумно и людно, так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои, выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов.
Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали.
Когда покупки были сделаны, рабы относили их домой, а богатые афиняне оставались с друзьями в портиках.
В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, дороги, храмы, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно.
На доске - новые слова: Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.
(По ходу урока ребята раскрывают значение этих слов.)
Б) Акрополь самое возвышенное и укреплённое место в городе, где были расположены главные храмы - храм богини победы Ники, храм богини Афины-Парфенон.
В) Керамик - район известный далеко за пределами Эллады своими великолепными расписными вазами. Внешний же вид Керамика вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.
Это был самый грязный и неуютный район города Афины, так как жителям этого района некогда было наводить порядок на улицах. Грязь и зловоние примешивалось к едкому запаху лака для покрытия сосудов.
Обратите внимание на экран - gеред вами два сосуда одинаковой формы, но в чем же разница между ними?
Правильно. Рисунок на вазах выполнен разными цветами.
Первая ваза называется - краснофигурной. Так как лаком покрывали всю поверхность вазы, оставляя естественный глиняный цвет для рисунка.
Вторая ваза называется - чёрнофигурной, так как фон вазы оставался естественным цветом глины, а рисунок наносился черным цветом.
Гончары Керамика использовали лак изготовленный по собственному рецепту, он не тускнел от времени и всегда блестел. Наряду с расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешевую посуду: громадные глиняные бочки для хранения зерна, сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды , вина и масла, чаши. Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например, роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свой труд, работали намного лучше рабов.
В.) Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника.
Прочитать отрывок учебника, составить вопросы по прочитанному.
Г.) Беседа с учащимися:
- Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды.)
- Какими рисунками украшали вазы? (Чернофигурными и краснофигурными.)
- Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы.)
- Кто занимался оформлением посуды? (Это были граждане или переселенцы.)
(Учитель заранее выполняет несколько вариантов орнамента и всё это отражается на экране.)
- Так что же называется ОРНАМЕНТОМ?
(Орнамент - узор состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначался для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств.)
А теперь мы с вами приступаем к выполнению рисунка вазы, которая вам больше всего понравилась. Порядок построения вазы следующий -
1. Намечаем общую высоту вазы; ось симметрии, так как ваза симметричный предмет.
2. Делим высоту вазы на три части: основную, горлышко и донце.
3. Прорисовываем основную форму вазы и окончательно утверждаем её.
4. А теперь самое основное украсим нашу вазу.
Нанесём орнамент или рисунок (в зависимости от того, в какой технике будет исполнена эта ваза - краснофигурной, или чёрнофигурной.)
5. Ёщё раз уточняем форму вазы, орнамента или рисунка и начинаем работать с цветом.
6. Помним, что в рисунке ценится аккуратность исполнения, точность самого рисунка и
Цветовое решение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН:
Здесь представлены экспонаты музеев г. Петербурга и г. Москвы. Это самое лучшее в мире собрание греческой античной керамики.
Вазописцы использовали в основном станковую и монументальную живопись.
Форма каждого сосуда соответствовала его назначению.
Перед нами объёмистые кратеры с широким горлом для вина; изящные гидрии для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы сосуд поднимать на голову, и третьей- вертикальной, чтобы снимать с головы; килики плоские чаши для питья; удлинённые лекифы для душистого оливкого масла, пелики сосуды для хранения вина и масла.
Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя горизонтальными ручками для хранения вина, зерна, масла.
Здесь же можно увидеть вазы с налепами, рельефными рисунками, которые появились немного позже.
4. Итог урока.
Выставление оценок за устные ответы и демонстрация лучших рисунков учащихся с аннотацией учителя.
Домашнее задание.
- Прочитать параграф№37 учебника Вигасина.
- Закончить работу над вазой в цветовом варианте.
- Подготовить рассказ об одной из достопримечательностей города Афины.
Литература.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая "История Древнего мира",
- "Рабочая тетрадь" Г.И. Годер,
- "Поурочные разработки по истории Древнего мира"
- "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" 2009 г
- CORDIS Media - Всеобщая история 5 кл.