Литературное чтение. Тема: "Жизнь животных". Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: знакомство со сказкой, анализ сказки.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать текст.
  • Вырабатывать навыки выразительного чтения
  • Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние
  • Прививать любовь к природе, к животным.

Ход урока

Этапы урока

I. Актуализация знаний:

А) Звучит музыка «Приходи к нам сказка»

Б) Речевая разминка. (УУД познавательные)

Загадки в пословицах и поговорках на слайде:

Задание:

  • Прочитайте,
  • Подумайте,
  • Проанализируйте,
  • Сделайте вывод о ком идёт речь?
  1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  2. Как его не корми, он всё в лес глядит.
  3. Его ноги кормят.
  4. Он от листа, а лягушка от него бежит.
  5. Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
  6. За двумя ими погонишься, ни одног о не поймаешь.

Читайте:

  • Шёпотом.
  • По слогам.
  • Громко.
  • Целыми словами
  • В темпе скороговорки.

– Зайца ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.

II. Введение в тему урока. Работа до чтения.

У. Какой новый раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке? (УУД познавательные (ориентируется в своей системе знаний))

У. Что значит литературные сказки?

У. Чем отличается литературная сказка от народной? Сказки каких авторов вы уже читали?

У. Что было задано дома? Что такое присказка?

У. Какие из них помните?

У. Похожа ли наша присказка на те, которые вы сейчас назвали?

У. Как вы думаете, в чём особенность присказки писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка? (Она сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок.)

– Вы хотите читать сказки этого писателя?

А) Работа в группах. (УУД коммуникативные)

– На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (УУД познавательные (Синтез – составление целого из частей))

Слова: про, сказка, зайца, храброго, Уши, глаза, хвост, длинные, короткий, косые

Б) Дети собирают название произведения.

В) Проверка на слайде.

– А что мы можем узнать по названию? (Заяц главный герой. Даётся подробное описание его. Только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусы) (УУД регулятивные (Учатся прогнозировать))

Г) Может ключевые слова помогут более детально разобраться о ком или о чём мы будем читать?

Г) Слайд с ключевыми словами: родился, всего боялся, смешной заяц и т.д.

Д) Иллюстрации посмотрите, что здесь видите? (Слайд иллюстраций из сказки). Предположения ребят.

Е) Можем ли предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»?

Ж) Физминутка для глаз (Слайд).

III. Работа с текстом во время чтения.

А) Хорошо. Мы многое предположили. Давайте познакомимся со сказкой и посмотрим: как мы думали? А как на самом деле?

Б) Чтение текста учителем и хорошо подготовленными детьми. (УУД коммуникативные (Выразительно читать, пересказывать, читать вслух и про себя))

– Что интересного узнали из данного отрывка?

– Что значит: душа в пятки ушла?

– Как долго боялся зайчик?

– На что решился зайчик?

– Что интересным показалось в этом абзаце? Сравните его ещё раз с названием произведения.

– Кто для зайцев был самый главный враг?

– Какими словами автор показал комичность ситуации?

– Какие глаголы помогли понять, что всем весело от слов зайца? (УУД познавательные (Перерабатывают информацию), личностные)

– Что говорили про зайчика все собравшиеся?

Характеристика героя (на слайде):

  1. Смешной, глупый,
  2. Несчастный.
  3. Бесстрашный, храбрый.

– О ком можно так сказать?

– Почему так смешно было всем собравшимся?

– Заметили ли зайцы волка, наблюдавшего за ними?

– Зачитайте это предложение!

– Скажите, а хвастун успокоился, или продолжал хвастаться!

– Что означает выражение: язык у хвастуна точно примёрз?

– А как вы думаете, а зайцы догадались, что хвастун увидел волка?

– А что они подумали?

– Что значит: не смел дохнуть?

– А хотите ли вы узнать, что случилось дальше?

– Какие глаголы показывают напряжённость ситуации? (УУД познавательные (Выделяют главное))

  • Подпрыгнул, точно мячик! (Легко)
  • Кубарем прокатился! (Вертясь, стремительно)
  • Задал стрекоча! (Стремительно убежать)
  • Готов выскочить из собственной кожи!
  • Несчастный зайчик!
  • Замертво свалился.

– Посмотрите на абзац:

– Как метко автор охарактеризовал зайца.

– Обратите внимание ещё раз на название сказки?

– Почему же в сказке заяц назван храбрым?

– Будем дальше искать ответ на вопрос? (УУД познавательные (Выбор оснований и критериев для сравнения))

– С какой сказкой можно сравнить этот эпизод?

– К кому из героев произведения можно применить эту поговорку?

– Что произошло с остальными зайцами?

– Кто первым поверил в то, что заяц бесстрашный?

– Догадались ли все, что их заяц случайно, от страха оказался на спине волка?

– А волк что подумал, когда бежал совсем в другую сторону от зайца?

– «Еле жив от страха» – как понимаете это выражение?

– За что хвалили зайцы своего брата?

– Какие слова помогают понять, что заяц снова начал хвастаться?

– Какая черта характера опять появилась у зайца?

– Итак, подтвердились ли наши предположения? Так ли мы думали? (УУД регулятивные (Соотносят))

IV. Работа на понимание текста.

А) Работа в группах (УУД коммуникативные)

Каждой группе розданы пословицы. Выбрать самую точную, подходящую к теме урока. (УУД познавательные (Анализируют))

Пословицы на слайде:

  1. У страха глаза велики, чего нет, то и видят.
  2. Язык говорит, а голова отвечает.
  3. Заяц уж сед: навидался он бед!
  4. Хвались, да не поперхнись!
  5. Хвастать не косить, спина не болит.

V. Итог урока.

Вернемся к началу произведения. Как называлась сказка? Почему автор назвал его храбрым? Какую черту характера высмеивал автор? А хотите увидеть мультфильм про храброго зайца? Тогда смотрим. (УУД регулятивные (Оценивают результат деятельности))