Делимость натуральных чисел. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (819 кБ)


Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Делимость натуральных чисел», используя  мультимедиа технологии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить теоретические знания: определения делитель, кратное, простые и составные числа, свойства и признаки делимости, алгоритмы нахождения НОД и  НОК;
  • сформировать умения применять полученные теоретические знания для решения задач;
  • формировать информационно-коммуникативную компетенцию;
  • формировать представление о работе с интерактивными обучающими системами;
  • осуществить контроль  знаний  с помощью компьютерных тестов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • формировать информационную культуру, овладение навыками поиска и анализа  информации;
  • осуществлять исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

  • обучать самостоятельной деятельности по овладению знаниями;   
  • формировать осознанные мотивы учения, самосовершенствования, самовоспитания;
  • воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать взаимопомощь.

ЗУН + опыт деятельности. Мультимедиа технологии позволяют работать в индивидуальном темпе, осуществить дифференцированный подход, способствуют закреплению полученных знаний,  формированию осознанных мотивов  учения, самосовершенствования, самовоспитания, самореализации, самоконтроля, а также выступают как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.

В ходе урока, учащиеся:

  • систематизируют свои знания по данной теме;
  • закрепят теоретические знания: определения делитель, кратное, простые и составные числа, свойства и признаки делимости, алгоритмы нахождения НОД и  НОК;
  • закрепят умения применять полученные теоретические знания;
  • приобретут навыки работы с интерактивными обучающими системами;
  • осуществят исследовательскую деятельность.

Оборудование урока. ПК учителя, мультимедиа проектор,  персональные компьютеры учащихся.

Программное обеспечение: MS PowerPoint (2007). Презентация «Делимость натуральных чисел»

Презентация иллюстрирует основную информационную составляющую серии уроков по теме «Делимость натуральных чисел»,  содержит пакет самостоятельных работ, занимательных задачи и задач повышенной трудности.

Мотивация учащихся. Нестандартная форма урока мотивирует учащихся к более глубокому изучению темы «Делимость чисел», самостоятельному поиску информации представленной в мультимедиа-презентации.

Возможность самостоятельно выбрать и неоднократно выполнить учебные упражнения, проанализировать свои ошибки, улучшить итоговую оценку мотивирует учащихся к активной учебной самостоятельной деятельности по ликвидации пробелов в знаниях, самоконтролю и достижению желаемого результата.

Применение  в обучении мультимедиа технологий обеспечивает индивидуальное взаимодействие обучающегося с учебным содержанием путем использования адаптивных интеллектуальных алгоритмов обучения, учитывающих личностные   психологические и физиологические особенности ученика, что дополнительно мотивирует учащихся интровертного типа на самостоятельную работу с материалами по данной теме.

Мотивация потребности в формировании информационной культуры,   осознание необходимости овладения  компьютерными технологиями, которые  в современном информационном мире играют важную роль для достижения успеха, вызывают повышенный интерес учащихся к данному материалу.

Ход и содержание урока

Этапы урока

  • Повторение и закрепление теоретических знаний

В начале занятия проводится актуализация знаний, умений и навыков: учащиеся повторяют определения:  делитель, кратное, простые и составные числа, свойства и признаки делимости, алгоритмы нахождения НОД и  НОК. Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации с четкими формулировками, определениями и алгоритмами.

  • Практикум решения упражнений

На этапе применения теоретических знаний для решения задач демонстрируются слайды с условиями для устного решения упражнений, идет обсуждение алгоритмов решения, демонстрируются слайды с ответами и пояснениями.

Если первые упражнения требуют от учащихся знаний свойств делимости, признаков делимости то последующие содержат элементы исследования, доказательства. (Слайды 16, 20, 35)

  • Историческая справка

В качестве дополнительного материала можно предложить учащимся подготовить материал в виде презентации о греческом математике, астрономе, географе и поэте – Эратосфене Киренском (см. «Решето Эратосфена», слайд 22), алгоритме Евклида и его создателе (как домашнее задание к уроку).

  • Проверка знаний и умений (самоконтроль). Самостоятельная работа за ПК.

Самый важный этап урока. Учащиеся работают за компьютером с данной презентацией. Результат выполнения заданий демонстрируют учителю.

  • Контроль знаний и умений

На этапе контроля знаний  и умений учащимся предлагается выполнить упражнения на карточках (нахождение НОК и НОД). Оценивание работ происходит с помощью  программы нахождения НОК и НОД, которая находится на слайде 23. Все работы оценивают сами учащиеся посредством  перекрестной проверки.

Рефлексия деятельности на уроке. На заключительных этапах урока учащимсяпредоставляется возможность реализовать в рамках самостоятельной работы, полученные на предыдущих этапах знания и умения, накопленный опыт. (Слайды 45-48).

Обсуждение с учащимися, какой урок они считают более эффективным – обычный или электронный, на каком они достигли лучших результатов: больше узнали, больше решили.

Заключение. Презентация – наиболее удачная форма подачи мультимедиа материала. Главное в презентации – это тезисность и наглядность. В данной презентации присутствуют самые главные моменты темы: на экране определения, алгоритмы, анимация и т.д., Все, что вызывает интерес, активизирует память, развивает образное мышление и способствует закреплению учебного материала.

Урок проходит в быстром темпе, экономия во времени позволяет выполнить большой объем разнообразной работы: рассмотреть методы разложения натуральных чисел на простые множители, алгоритмы нахождения НОД и НОК, организовать работу учащихся на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний.

Использование своеобразного  анимированного изложение материала,  разворачивающегося на экране, в котором звук, цвет, анимация  обеспечивают более эффективное усвоение материала, дает возможность организовать интересную самостоятельную работу. Важным элементом интерактивных уроков-лекций являются  постоянно задаваемые в разной форме контрольные вопросы с гибкой реакцией на ответы.  Кроме того, можно остановить изложение в любом месте и вернуться назад на отдельные кадры. Упражнения предусматривают несколько попыток решения и снабжены набором сообщений и указаний, зависящих от ответов. Например, решение упражнений начинается  с анализа свойств или признаков делимости, затем происходят вычисления, которые ученик часто должен произвести сам.

На этапе контроля знаний  и умений учащимся предлагается выполнить самостоятельные работы, которые выстроены по уровню сложности, кроме того, для тех учащихся, которые на «отлично» усвоили материал, имеются дополнительные задания.

Данный   электронный материал успешно используется и на уроках, и на внеурочных занятиях. Презентация используется учащимися для самостоятельного повторения, закрепления или углубления своих знаний по теме «Делимость натуральных чисел» в кабинете информатики после уроков. Это особенно удобно для учащихся, пропустивших занятия по уважительной причине и желающим ликвидировать пробелы в знаниях.  Работа с данным электронным материалом  продолжается и при изучении темы «Дроби».

Внимание! Презентация содержит элементы VBA (макросы). При запуске презентации необходимо включить все ее компоненты. Презентация содержит удобную навигацию. Кнопки, расположенные слева, являются гиперссылками на слайды по указанным на них темам. Незнайка, расположенный в левом верхнем углу каждого слайда, является ссылкой на Главное меню презентации.

Использованные источники и литература:

  • Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ [С.М. Никольский , М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  • Сайт А.В. Шевкина: http://shevkin.ru [Книга для учителя/ подгот. М.К. Потапов, А.В. Шевкин]
  • Мир чисел Занимательные рассказы о математике/   подгот.: Ю.И. Смирнов,.: ИКФ «МиМ – Экспресс». 1995 год;
  • Дело о делимости и другие рассказы/ подгот.: Э.Г. Гельфман, и др. Учебное пособие по математике для 6-го класса. – Томск: Изд-во Том. Ун-та. 1994. – 176 с.
  • Математика: Учеб.  Для 5-6 кл. сред. Школ. – М.: Просвещение, 1993. – (Материалы для ознакомления).
  • Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 кл. – 4 изд., – М.: Илекса, – 2008 – 176 с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
  • Энциклопедия образовательных технологий: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Рисунки выполнены ученицей 8 класса МОУ «Лицей №1 г. Инты» – Малушко Надеждой.