Урок-игра "Дебаты" по теме "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Форма урока – игра Дебаты.

Цель урока: Формирование коммуникативных компетенций учащихся при использовании программного материала.

Задачи:

1. Изучить рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Определить значение рельефа для хозяйственной деятельности человека.
2 . Закрепить умение работы с картой.
3. Уметь отстаивать свою точку зрения и доказывать верность принятого решения.

Тип урока – урок формирования и применения знаний и умений.

Оборудование:

  • физическая карта Северной Америки;
  • политическая и физическая карта мира;
  • иллюстрации гор и равнин;
  • иллюстрации рельефа Северной Америки,
  • карточки для голосования;
  • таблица результатов голосования;
  • бланки с критериями оценок спикеров (для судей);
  • бейдж для всех участников;

Структура урока

1. Организационный момент. 1
2. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. Представление действующих лиц. Напоминание правил ведения дебатов. 2
3. Голосование. 2
4. Выступление первых спикеров. 5
5. Голосование. 2
6. Выступление вторых спикеров. 5
7. Голосование. 2
8. Выступление третьих спикеров. 5
9. Голосование. 2
10. Общение со зрителями. 6
11. Перекрестные вопросы. 6
12. Голосование. 2
13. Подведение итогов судьями. 3
14. Подведение итогов урока. 2
15. Домашнее задание  

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим изучение Северной Америки.
  2. Тема урока: “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”. Урок пройдёт в форме дебатов. Мы поспорим на тему: “Где лучше жить? В горах или на равнине?”. Представляю участников дебатов. Слева от меня – спикеры, которые считают, что лучше жить в горах. Первый спикер --------, второй спикер----------, третий спикер --------. Их задача убедить аудиторию в верности своих аргументов. Справа от меня – спикеры, которые будут отстаивать противоположную точку зрения. Они считают, что лучше жить на равнинах. Первый спикер --------, второй спикер ---------, и третий спикер ---------. За ходом голосования следит счётная комиссия, она подсчитывает голоса и фиксирует результаты на доске. А так же судьи -------- их задача состоит в том, чтобы оценить работу спикеров по определённым критериям , за каждым спикером закреплён судья. И конечно мы рады приветствовать вас, уважаемые гости.
  3. Ваша задача голосовать и высказывать свою точку зрения.

  4. Напоминаю правила. Проблемный вопрос поставлен. Сражаются первые спикеры команд. Затем вторые и третьи. Выступление спикеров чередуется с голосованием. По результатам которого, мы узнаем, кто из спикеров был убедительней и отстоял свою точку зрения.
  5. Голосование. Итак, мы начинаем. Приглашаем Вас к предварительному голосованию. Уважаемые зрители! Перед вами лежат карточки: желтого и зелёного цвета. Жёлтой карточкой вы голосуете, если считаете, что лучше жить в горах, а если, по вашему мнению, лучше жить на равнинах – поднимайте зелёную (счётная комиссия подсчитывает результаты и записывает в таблицу.)
  6. 5. Выступление первых спикеров.

    Аргументы спикера №1 (за равнины)

    Я считаю, что гораздо удобнее человеку жить на равнине, свой ответ я хочу аргументировать следующим образом:

    На территории Северной Америки равнины занимают в основном Центральную часть – Великие Американские равнины..

    Центральные равнины расположены к западу от Аппалачей и по обе стороны среднего течения Миссисипи. Высоты их от 200-500 м над уровнем океана. Сложены они горными породами, образованными в палеозойскую эру. Почти вся поверхность Центральных равнин покрыта мощными толщами ледниковых накоплений, под которыми скрыты коренные породы. Этот природный район покоится на платформе, поэтому рельеф у него равнинно-холмистый.

    Центральные равнины прорезаны густой сетью рек и каналов и изобилуют озёрами. Реки полноводны, так как в их питании велико значение снеговых и дождевых осадков. Большая часть равнин лежит в зоне смешанных и широколиственных лесов, однако от прежних густых лесов остались небольшие массивы, перемежающиеся обширными территориями промышленных районов и распаханных земель, которые засеяны кормовыми культурами, пшеницей, кукурузой. Центральные равнины – это одна из густонаселённых и освоенных частей США, где сосредоточены главные земледельческие районы, а леса на 80% заменены культурными растениями, ведь именно на равнине легче строить города, тянуть коммуникации, прокладывать дороги, засевать бескрайние поля, на равнинах все эти процессы значительно дешевле и менее трудоёмки.

    Аргументы спикера №1 (за горы)

    Мне хочется сказать о преимуществе гор с точки зрения их влияния на другие компоненты природы.

    Дело в том, что с высотой гор меняются отдельные компоненты природы и весь природный комплекс. При подъёме вверх температура воздуха снижается, количество осадков увеличивается, изменяется влажность воздуха. Всё это сказывается на особенностях почвенного покрова и органического мира. Чем выше горы, тем они “многоэтажней”, давая место большему числу природных зон в своих пределах.

    По сравнению с равнинами в горах свои “календари природы” - сроки развития растений как культурных, так и дикорастущих. Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Иной здесь и быт людей, их одежда, традиционные занятия.

    “Многоэтажность” природы в горах – это уникальная возможность пользоваться огромным разнообразием климатических условий, например: на высоте 1600 метров выращивают овёс, рожь, твёрдую пшеницу, а на высоте 2500 метров – ячмень, 4500 метров – горох, гречиху, горчицу, картофель.

    Также “ многоэтажность” влияет на разнообразие животных, так на равнинах в 5 раз меньше видов животных и в 3 раза меньше видов растений, чем в горах.

    Этими дарами природы нельзя не воспользоваться, это замечательно, что есть горы! И я убеждена, что лучше жить в горах.

  7. Голосование. Итак, Уважаемые зрители мы снова голосуем. Поднимите, пожалуйста, свои карточки, тем цветом вверх, за какую команду вы болеете. Спасибо! Счётная комиссия поработала, и сейчас мы узнаем результаты. Ну что ж хорошо, мы продолжаем выслушивать аргументы и на очереди выступление вторых спикеров.
  8. Выступление вторых спикеров.
  9. Аргументы спикера №2 (за равнины)

    “Пресс” природы в высокогорьях, то есть на самых высоких “этажах”, чувствуют все: и постоянные жители, и наблюдатели на метеостанциях, и рабочие рудников, и альпинисты. Здесь холоднее, ниже давление атмосферы, меньше кислорода, больше ультрафиолетовых лучей.

    Специфику климата поднебесий ощущают даже машины: с высотой меняется температура кипения воды, пропорции горючей смеси в моторах, свойства смазочных масел. Человек с нормальным здоровьем до высоты 3000 метров чувствует себя вполне комфортно, не ощущая влияния пониженного атмосферного давления на организм. Выше возникают проблемы даже у хорошо тренированных спортсменов. Ни для кого не секрет, что поднимаясь в горы, человек испытывает огромные нагрузки, каждый грамм ноши кажется как килограмм. Все растения приспосабливаются гораздо дольше, что существенно усложняет жизнь.

    Есть ещё одна важная проблема, усложняющая жизнь в поднебесьях – это грозы.

    Дело всё в том, что горные вершины, как магнит, притягивают к себе облака. Здесь чаще, чем на равнине, случаются грозы с ливнями, градом и молниями. Перед ними атмосфера электризуется, от поднятой палки вверх исходит гудение, слегка покалывает в пальцах, ушах, на кончике носа. Во время грозы воздух буквально напоён электричеством; кажется, что под ногами шевелятся камни, и всё вокруг гудит и сотрясается; за металлические предметы нельзя браться голой рукой.

    Крайне рискованно очутиться во время грозы на вершине, следует избегать сильных выступов, отдельно лежащих крупных камней, так как по ним стекают электрические разряды.

    Думаю, что мои аргументы достаточно убедительны, и ради спокойствия во время грозы лучше жить на равнине.

    Аргументы спикера №2 (за горы)

    Мне кажется, что в горах жить лучше по одной простой причине. Ни для кого не секрет, что долгожители живут именно в горах. В основе долгой жизни хорошая наследственность, правильное питание, но многое зависит и от того, где вы живёте. За последние годы исследователи обыскали весь земной шар в поисках разгадки секрета долгой жизни, они сфокусировали своё внимание на нескольких районах, жители которых живут значительно дольше обычного. Один очаг на острове Сицилия(Италия) – в горных деревушках, другой очаг – Окинава в Японии, наконец, в городе Лома – Линда, расположенном в горах.

    Так как экология в горных районах значительно лучше, воздух чище и необыкновенно чистая вода в горных реках, то очевидно, что это способствует отличному самочувствию жителей и длительной продолжительности жизни. По оценкам специалистов в 2000 году в США было 80 тысяч людей возрастом 100 лет и больше. Столетние люди представляют собой одну из наиболее быстро растущих возрастных групп в населении США, в основном они проживают в западной части страны именно в горах Кордильерах.

  10. Голосование.
  11. Выступление третьих спикеров.

Аргументы спикера №3 (за равнины)

А я, доказывая, что лучше жить на равнинах, хочу всем напомнить об опасностях, которые подстерегают жителей гористой местности. Во-первых, это сход лавин, во- вторых, это землетрясения, в- третьих, извержение вулканов.

Сход лавин, селей – явление достаточное частое. За все время существования человечества в результате схода лавин погибло столько народу сколько погибло в мировые войны.

Так же опасны и землетрясения, они случаются из-за внезапных разрывов и смещений на большой глубине в литосфере. Они всегда неожиданны. Из-за сильных толчков гибнут люди, толчки средней величины разрушают дома и дороги, уничтожают посевы, всё это приводит к огромным затратам труда и финансов. Например, в 1988 году землетрясение в Армении за 20 секунд разрушило здания и убило больше 25 тысяч человек. При землетрясении на Аляске в 1964 году волны цунами разрушили суда и постройки в портовом посёлке. Землетрясение в 1989 году в Сан – Франциско силой 7,1 балла привело к разрушению пролётов моста через бухту Золотой Рог и полотна дороги между штатами.

Вулканы так же влекут за собой разрушения, конечно, момент извержения можно спрогнозировать и население эвакуировать, но тем не менее имущество людей, их образ жизни не вернуть. Всего в мире насчитывается около 800 действующих вулканов. А ещё есть вулканы потухшие, но иногда они начинают действовать, так например, во время землетрясения в Чили в 1960 году извергалось 9 вулканов, которые считались потухшими.

На мой взгляд, жить в горных районах достаточно рискованно.

Аргументы спикера №3 (за горы)

Несмотря на аргументы моих оппонентов, я всё равно убеждён, что лучше жить в горах, и хочу привести факты из истории.

История – это постоянные войны, конфликты и перемирия. За 5,5 тыс.лет мир на Земле был только 300 лет, всё остальное время шли войны. Лучшая война – та война ,которой не было, но если она началась, то лучше смотреть на врага свысока.

Горная местность обладает рядом стратегических преимуществ:

  1. Горные тропы известны только местным жителям.
  2. Огромное количество пещер используется для засад и укрытия от авиации, артиллерии.
  3. Нападающий не может пройти с техникой.
  4. Затрудняются поставки продовольствия, вооружения, боеприпасов для крупного войска.
  5. Из – за обрывов, узких троп и многих других особенностей горной местности неизбежен разрыв коммуникаций.
  6. Из – за скалистой местности легко не заметить врага, находящегося совсем близко.

Таким образом, умелое использование горной местности и высот даёт огромные преимущества даже малочисленным обороняющимся перед многократно превосходящими силами противника. В мировой истории имеются многочисленные примеры искусного применения гористой местности, так, например, фельдмаршал Суворов вывел русскую армию из окружения, совершив переход через непроходимый перевал в Альпах.

А вот во время русско-турецкой войны солдаты генерала Радецкого в сложнейших зимних условиях перешли Шипкинский перевал и внезапно атаковали 30 тысячную турецкую армию. В плен взяли 22 тыс. человек.

После этого поражения турки запросили мира.

В северной Америке также велись войны “Севера” с “Югом” и большую роль играли Аппалачи.

    1. Голосование.
    2. Общение со зрителями. А теперь, уважаемые зрители, я хочу задать вопрос вам. К какой точке зрения вы лично склоняетесь, и что народная мудрость гласит по данному вопросу? (учащиеся высказывают заранее подготовленные пословицы, поговорки, стихи на тему проблемного вопроса).
    3. Перекрёстные вопросы. Итак, у нас впереди этап перекрёстных вопросов. Напоминаю, что каждый спикер может задать только один вопрос своему оппоненту, и строго в определённом порядке: первые спикеры вторым спикерам противоположной команды, вторые - третьим, а третьи – первым. Прошу, задавать свои вопросы.
    4. Примерные вопросы и ответы:

      Вопрос №1

      Не кажется ли вам, что климат равнин более удобен для проживания так, как он более комфортный.

      Ответ №1

      Пожалуй, я соглашусь с этой мыслью, но хочу заметить, что, несмотря на изменение климата с высотой, на определённых высотах он стабилен, что позволяет пользоваться “многоэтажностью” климата, выращивать у подножья горы одни культуры, выше другие культуры.

      Вопрос №2

      Уважаемый оппонент, как вы считаете, тот факт, что население стремится отдыхать именно в горных районах (горнолыжные курорты, горный воздух) не убеждает вас в моей правоте, что лучше жить в горах.

      Ответ №2

      Нет, не убеждает, так как на равнинах также замечательно отдыхают туристы на берегах озёр, сплавляются по рекам (тем более что их течение более спокойное, размеренное, а значит это менее опасно) совершают походы на дальние расстояния.

      Вопрос №3

      Я думаю, что всё – таки жить лучше на равнинах, так как здесь удобнее налаживать производство, легче строить заводы и фабрики, прокладывать трубопроводы, а так же здесь легче найти работу по вкусу. А каково Ваше мнение на этот счет?

      Ответ №3

      Да с этим я согласен, но не забывайте, что отсутствие промышленности в горах это в первую очередь чистый воздух и вода, а значит отличное здоровье жителей, поэтому настаиваю на своём мнении.

      Вопрос №4

      Скажите пожалуйста, не думаете ли вы что преимуществом гор могут быть полезные ископаемые, ведь в Аппалачах и их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь, а Кардельеры богаты как осадочными,(нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми ( руды цветных металлов, золото, урановые руды).

      Ответ №4

      Вы знаете, равнины Северной Америки тоже очень богаты полезными ископаемыми. Так, например – в северной части равнин преобладают месторождения руд металлов: железа, меди, никеля. В осадочных породах Центральных и Великих равнин, а так же на Миссипской низменности много нефти природного газа и каменного угля. Так что, какая территория богаче полезными ископаемыми можно определить по оценкам специалистов

      Вопрос №5

      Мне хочется задать такой вопрос: - в горах очень сильные ветра, это является одной из причин разрушения гор, так вот если уж горы страдают то, что же говорить о человеке, не правда ли?

      Ответ №5

      Наверное, вы правы, но равнины Северной Америки расположены так, что находятся в поясе между гор, где ветра не менее сильные, а иногда это беспощадные ураганы, и смерчи, которые уничтожают на своём пути всё. Так же там бушуют песчаные бури, от которых страдает население. В целом хочу сказать, что всё это разрушает почву, заметно сокращают пахотные земли.

      Вопрос №6

      На территории гор в 5 раз больше видов животных и в три раза больше видов растений, не преимущество ли это?

      Ответ №6

      Это замечательно, но как это влияет на жизнь людей? Я например вижу в этом отрицательную сторону, так, как эти животные вредят человеку, разрушая фермерские поля, вторгаясь в обычную жизнь населения.

    5. Итоговое голосование. Давайте сравним аргументы, какой команды сегодня были убедительней.
    6. Подведение итогов судьями. Судьи высказывают свои оценки спикеров.
    7. Подведение итогов урока. Рефлексия, выводы, отметки за урок.
    8. домашнее задание. На контурные карты нанести крупные формы рельефа Северной Америки (перечислить). А так же нанести место расположения полезных ископаемых. Приготовить § 52, уметь отвечать на вопросы.