План-конспект занятия "Орнаменты народов севера"

Разделы: Технология


Цель занятия:

Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения орнаментов малочисленных народностей Таймыра

Задачи занятия:

  • Ознакомление учащихся с народными традициями с использованием орнамента в различных изделиях;
  • Развитие общего кругозора, творческого воображения;
  • Воспитание художественного вкуса, интереса к национальной культуре, уважение к своему труду и труду своих сверстников.

Ход занятия:

I. Организация начала занятия.

Вводная беседа

П. Приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

Сегодня у нас занятие будет необычным, прежде всего тем, что на занятии мы будем путешествовать. В течении всего занятия вы будете зарабатывать “Успехи”. “Успехи” будут вручаться за каждый правильный ответ, за оригинальность решения, за качество работы. В конце занятия посчитаем наши “успехи”, определим победителя.

Но прежде чем, мы отправимся в путешествие, нам надо узнать тему нашего занятия. Ключевое слово темы вы найдете, решив кроссворд.

П. Молодцы, вы узнали ключевое слово – это орнамент.

П. Ребята, как вы понимаете слово орнамент?

От учащихся.

П. Орнамент – это узор, состоящий, из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных предметов. Слово орнамент от латинского слово ornamentum – украшение.

2. Объяснение нового материала.

П. Тема нашего занятия “Орнаменты народов Севера”. Сколько народов на Крайнем Севере – столько разновидностей орнаментов. Мы сегодня будем путешествовать по Таймыру и посетим трех основных представителей коренного населения Таймыра.

Познакомимся с орнаментами каждого из этих народов и попытаемся раскрыть тайный смысл символики орнамента. Посетим выставку народного творчества. И изготовим сувенирное изделие, используя орнаменты.

П. И так – в путь. Мы с вами отправляемся в столицу Таймыра. Как называется столица нашего округа?

Ответы учащихся.

П. Молодцы. Да это Дудинка. В Дудинке проживают…А в прочем послушайте следующие строки.

Бегут по красному полю разноцветные нити бисера, бегут, подчиняясь строгим ритмам узора. Он то прямой, как стрела, то извилистый, будто русло реки. Горными вершинами ложатся на сукно треугольники, лепестками полярных маков – овалы…

П. Ребята как вы думаете, орнамент, какого народа напоминает данные строчки.

Ответы учащихся.

П. Правильно молодцы! Долганы основное коренное население Таймыра. И никто так не вышивает бисером как долганы. Долганская одежда не только удобная – она впечатляет яркостью орнаментов, оригинальностью композиций и техникой вышивки.

П. Скажите, пожалуйста, долганский орнамент строится на сочетании скольких цветов?

Ответ учащихся.

П. А кто знает, какие эти цвета?

Ответ учащихся.

П. Каким двум цветам отдается предпочтение и почему?

Ответ учащихся.

П. И так. Долганский орнамент строится на сочетании шести цветов: черный, белый, красный, синий, желтый, голубой. Предпочтение отдается красному цвету - олицетворение народного представления о солнце, и синему – о бесконечности бытия. Основной орнамент называется “ардай”. Как орнаментировали одежду? Женская парка – украшали по подолу и борту декоративной, пришивной каймой. Кайму украшают почти одинаковыми узорами геометрической формы. Основной орнамент “ардай”. Издали по кайме отчетливо читается яркая зубчатая лента с острыми углами высотой 7 см, шириной 5 см. На вертикальных полосах вместо сплошной двухцветной зубчатой ленты размещены один за другим уголки – “крылышки” - красные и синие. Это изображение северного сияния. Сбоку от основной части каймы идет подкаемок, где на полосе красного сукна белым бисером вышивается так называемый “тынырак” (ноготь) – арочный орнамент.

Мужская парка напоминает русский военный мундир 18 века. Борта, подол и пояс расшивают бисером. При отделке грудки парки используют не только узор “уголки”, но и типичные для долганской одежды четырехконечные розетки, напоминающие цветок. Это – “хакау усора” (долганский узор).

Мужская шапка по долгански называется “чупра” (подобная голове оленя) и служит символом того, что обладатель ее – оленевод, хозяин оленей. Женская шапка напоминает о том, что женщина – хранительница очага, хозяйка чума.

В традиционном орнаменте долган ученые выделяют несколько типовых рисунков. Одни прямые полосы, треугольники, ромбы и квадраты. Другие – завитки и парные спирали, есть в узорах долган также элементы русского орнамента.

…Бегут разноцветные нити бисера, яркими звездами переливаясь на черном, как ночное небо, сукне. Склонилась мастерица над вышивкой. Блестит игла в ее тонких пальцах. Рождается орнамент. А мы с вами отправляемся дальше. И путь наш лежит в поселок Волочанка. Здесь проживают самые древние народы полуострова. Послушайте, какую легенду сочинили о себе эти народности.

П. Ребята, а сейчас я вас приглашаю на пресс-конференцию, которая называется “Полярный гардероб или костюм из древней арктической цивилизации”. Пресс-конференцию буду вести я, и мне будут помогать два моих помощника. А вы будете журналистами из телевидения, журнал и газет. К нам приехали следующие представители СМИ: “ Вы очевидец”, “Вокруг света”, студия “Перемена”, “Бурда моден”, “Модели сезона”. Вы будете нам задавать вопросы по этой теме, а мы постараемся на них ответить. Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.

Журнал “Вокруг света”: Как называется нганасанский орнамент?

П. Нганасанский орнамент называется мули. В одеждах этих народов исследователи насчитывали до трех тысяч видов орнаментов – мулей.

Телепередача “Вы очевидец”: Что означает в нганасанском костюме тот или иной орнамент?

П. Каждый узор – определенное и совершенно точное понятие. Вот на полоске бесконечная череда прямоугольников – кирпичиков. А это значит подросток, еще не убивший оленя. Но если прибавились два квадратика – один друг к другу наискосок, - то юноша достоин уважения, ведь он охотник. Повторяется в орнаменте чем-то похожая на печатную букву “Г”,- так это девушка на выданье. Если на орнаменте треугольники, чем-то похожие на маленькие чумы, такой узор носят замужние женщины. О замужестве говорят и шесть медных пластин, нашитых на одежду. Описывая смысл орнаментов, этнограф Юрий Семченко сравнивал их применением знаками различия в армии.

Студия “Перемена”: Известно ли когда возник данный орнамент?

У. Специалисты говорят: подобный орнамент у людей уже был. 10 тыс. лет назад до нашей эры. Они считают эти орнаменты шрифтом, самым древним на земле. Сегодня кроме нганасан его могут прочесть только эскимосы Аляски.

Журнал “Бурда моден”: На сочетании, каких цветов строится нганасанский орнамент?

П. Мули имеют цвета гагары, как утверждают сами носители традиции. Преобладают белый цвет, на фоне, которого чередуются черные полос. Присутствует и коричневый цвет. А красный идет как отделочный.

Журнал “Модели сезона” как располагаются мули на костюме?

У. Орнамент располагается параллельно конструктивным линиям, подчеркивая крой и общий силуэт костюма.

Необычна одежда этого маленького северного народа. Да и народ необычен. Он весь – его история сплошная загадка! Но вот хотя бы имена. Такое красивое и краткое имя – Хелла переводится так: “Давайте отпустим оленей – мы поездку отложим, ведь у нас родилась девочка”.

П. Пресс-конференция на этом завершает свою работу, спасибо за внимание.

П. А мы с вами отправляемся дальше и держим путь в Усть-Енисейский район. Здесь проживают самые многочисленные народности Крайнего Севера – ненцы, их около 34 тыс. А на Таймыре их насчитывается около 2600 человек. Давно известно, когда земля обновляет наряд, нас тоже охватывает желание нового. Чтобы успеть к весне, хоть и северной, с обновкой, готовиться надо заранее. Поэтому я приглашаю вас на презентацию великолепной ненецкой паницы. А вы будете помогать мне в этом.

Учащиеся раздают сувениры присутствующим гостям, расхваливают ненецкий костюм.

У. В фольклоре ненцев, часто говорится о том, что благополучно живущий человек это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек , у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

П. Ненецкая паница ( верхняя одежда), очень декоративна и удобна в носке. Вы только послушайте, какие интересные названия орнаментов.

Дети называют по очереди названия орнаментов. Например: “оленья рога”, “крылья гуся”, “бегущая собака” и т.д.

П. Все эти орнаменты напоминают стилизованные изображения животных.

У. Часто встречается орнамент “Головешки”. Другие Северные народы элементы данного орнамента так и называют “ненецкие головы”. Его используют не только для декорирования верхней одежды, но и обуви.

У. Орнамент “оленья рога” в настоящее время распространен повсеместно. Он встречается на ягушках м на меховых сумках, но им никогда не украшали обувь. В этом, видимо, находило отражение нравственное чувство народа, с которыми нам сегодня нельзя не считаться.

П. А как искусно орнаментирована паница!

У. Ненецкий орнамент проходит вдоль всех конструктивных швов. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте светлого и темного меха. Иногда меховой орнамент обогащают вставки сукна синего, зеленого и желтого цветов. Вероятно, эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.

У. Не хотите меховую паницу, мы вам предлагаем современный вариант. В такой летней парке вы будете первой модницей на Таймыре.

П. Все три представителя коренного населения Таймыра, изготовление одежды начинали с шитья пришивной каймы. Почему кайму делали пришивной?

Не легче ли было орнаментировать сразу детали одежды?

Учащиеся обсуждают. Дают свои варианты ответа.

П. Правильно, молодцы! Потому, что пришивную кайму мастерицы орнаментировали месяцами, это была очень трудоемкая и кропотливая работа. Но она была долговечной. Когда одежда выходила из строя, пришивную кайму распаривали и пришивали к новой одежде. Тем самым передавались орнаменты и композиционные решения от поколения к поколению.

П. Мы с вами возвращаемся в Дудинку, откуда начали свое путешествие и посетим выставку народного творчества

3. Подготовка к активной учебно- деятельности.

П. У нас имеются форма заготовки кукол. Вы по своему усмотрению, украшаете одежду куклы, используя орнаменты народов Таймыра. По окончании работы, рассказать к какому народу относится данная кукла.

4. Практическая работа.

Учащиеся рассаживаются по рабочим местам. Начинается работа по изготовлению куклы. Педагог может дать небольшую подсказку. Работа направлена на развитие творческих способностей, закрепление теоретических знаний.

По окончании работы рассказывают о своей работе. Устраивается аукцион, выявляется лучшая работа.

5. Подведение итогов.

За 10 минут до окончания занятия, учащиеся закачивают работу, организуют уборку рабочего места. Идет подсчет “успехов”. Определение победителя. Последнее слово за педагогом. Педагог дает оценку. Подводит итог.

Приложение

Презентация