Классный час "Путешествие по родному городу"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели:

  • активизировать знания учеников об истории родного города и его развитии, о символике Усолья-Сибирского;
  • развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту родных мест через поэтическое слово, наглядные образы (презентация) и музыку;
  • воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства, любовь и гордость к своему родному краю.

Учебные материалы:

  • Мультимедийный проектор с презентацией «Город мой, город мой, город милый, родной»;
  • Музыкальный центр, аудиозапись песен «Город мой ..» Марии Белой, «Песня об Усолье» А. Серебренникова;
  • Выставка рисунков учащихся на тему «Улицы родного города»;
  • Карты Иркутской области и Усольского района.

Используемая литература:

  1. Шаманский В.Ф. Усолье-Сибирское.-Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1994.
  2. Бравков Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. Часть 1 «Лики времени». – Иркутск. ООО «Иркутская областная типография №1». 2008
  3. Кочура Ю.С. Странник. Стихи. – Иркутск: Изд. центр Ж.»Сибирь», 1999.
  4. http://usolie.info
  5. http://usolie-sibirskoe.ru
  6. http://mojgorod.ru

Подготовительная работа

Задания для учащихся

  1. Нарисовать улицу, на которой живешь.
  2. Сделать подборку фотографий из семейного альбома «Мы гуляем по Усолью».
  3. Спросить родителей о предприятиях, на которых они работают.
  4. Найти пословицы и поговорки о соли.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Сообщение темы мероприятия

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Сядьте поудобнее, закройте глаза, и вспомните любимый уголок Усолья, где вы часто бываете с друзьями, родителями, где любите гулять. (звучит музыка «Песня об Усолье» А. Серебренников)

Учитель:

Наше путешествие хочу начать словами Усольского поэта Юрия Кочуры

По нему не схожу с ума,
Но и жить без него не могу.
Мне судьба подарила сама
Город сей, на речном берегу.

Может лучшие есть места.
Ну, к примеру – в Москве, Париже.
Пусть Усолье скромнее и ниже –
Здесь свершилась моя мечта.

Я певец приангарских мест,
Средь панельных «дворцов» парада
Петь о родине не надоест –
Ей душа по-сыновьи рада.

«Усолье-Сибирское» Юрий Кочура, сборник стихотворений «Странник»

Учитель:

Мы часто слышим громкое звучное слово – Родина. Что связано с этим понятием?

– Что вы понимаете по малой родиной?  (слайд 2)

– Что означает название нашего города?

Ты из стона и звона, мой город возник,
Подарил тебе имя соленый родник.
Ты стоишь, город мой, молодой и седой,
И соленый родник не иссяк – он живой.

Олег Пеньков, из книги Шаманского В.Ф. Усолье-Сибирское (слайд 3)

Город Усолье-Сибирское – город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим. (слайд 4)

Несет свои воды красавица Ангара, виднеются вдали Бархатовские горы, бьют с неудержимой силой соляные источники, чист и свеж воздух на Варничном острове. (слайд 5)

Остановимся на мгновение на острове Варничный, где обнаружили соляные пожилины братья Михалевы и построили на месте источника соляную варницу. История не оставила нам точной даты появления русских казаков в Приангарье. С определенностью можно сказать, что это произошло в середине 18 века. Отряд енисейских казаков во главе с пятидесятником Анисимом Михалевым, двигаясь вверх по Ангаре, остановился на ночлег в районе, где сейчас находится курорт «Усолье». Недалеко от места ночлега казаки обнаружили соляной источник.

Предприимчивый Анисим Михалев вместе со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Именно отсюда начал город наш отсчитывать свою историю, с деревни Михалева. (слайд 6)

3. Ученик:

В то время соль в Сибири практически нигде не добывалась и русские были вынуждены завозить её из-за Урала. Трудный и тяжелый путь, длительность перевозок делали соль дорогим продуктом.

Выварка соли требовала тяжелого, каторжного труда.

Ушли в прошлое примитивные способы добычи соли. Нынче она добывается и доводится до кондиции по новейшим сберегающим здоровье технологиям.

Продукция Усольского солеваренного завода известна во всем мире. Многочисленные медали и дипломы Российских и международных выставок красноречиво говорят о качестве нашей соли «Байкалочка». (слайд 7)

4. Соль в пословицах и поговорках

Игра «Продолжи пословицу»

Учитель говорит первую половину пословицы, дети заканчивают.

  • Без соли не проживешь
  • Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко
  • Соль не жалей, так есть веселей
  • Без соли, без хлеба – худая беседа
  • Дурное слово не за хлебом-солью сказано (слайд 8)

5. Учитель:

Соль является не просто пищевым продуктом – это полезное ископаемое. Места добычи соли на карте обозначаются значком – рис.1

(Учащиеся ищут месторождения соли на карте Иркутской области)

А где еще вы видели такой значок? (На гербе нашего города) (слайд 9)

(Подготовленные ученики рассказывают о символах города – герб, флаг)

Ученик 1:

Герб города представляет собой щит русского воина, символизирующий покорение Сибири. Щит разделен на 4 части, каждая из которых отображает исторически сложившиеся и современные отрасли промышленности.

На синем фоне белая реторта – химическая промышленность.

На желтом фоне черная шестерня – машиностроительная промышленность.

На белом фоне символический знак соли – соледобывающая промышленность.

На красном фоне древесина – деревообрабатывающая промышленность.

Сверху щита надпись в две строки – Усолье-Сибирское.

Ученик 2:

Флаг Усолья-Сибирского представляет собой прямоугольное полотнище из трех диагональных полос. Центральная часть флага – полоса белого цвета, символизирующая соль земли  сибирской. Верхний левый угол – треугольник неправильной формы зеленого цвета, символизирующий богатство лесных и луговых угодий Усольского района. Правый угол треугольник неправильной формы голубого цвета – символизирует могущество и величавость крупнейшей реки Сибири Ангары, на левом берегу которой расположен город Усолье-Сибирское. (слайд 9)

6. Учитель:

Широко известен в России курорт Усолье, славящийся лечебными свойствами соляно-серных вод и грязей. Впервые упоминание о курорте встречается в путевых заметках путешественника В. Паршина в 1848 г. «Устроена особое заведение с вонами из соленой воды, которыми пользуются как местные жители, так и приезжие. (слайд 10)

В годы первой мировой войны на курорт прибывают раненые солдаты.

Во время Великой Отечественной войны на территории курорта работал госпиталь.  Природные рассолы спасли жизни многих раненых солдат. И в мирное время целебные свойства минеральных источников, богатых хлором, натрием, йодом, сероводородом и другими микроэлементами, помогают больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Больные выписываются с улучшениями здоровья. (слайд 11)

7. Учитель:

Мы продолжаем путешествие по нашему городу.
Встает рассвет над сказочным раздольем,
Румянит новостроек корпуса.
Ты молодеешь, древнее Усолье,
Волнует сердце мне твоя краса. (слайд 12)

8. Учитель:

Сегодня Усолье-Сибирское – крупный промышленный город, один из центров химической индустрии Иркутской области, город-труженник.

Ребята, назовите предприятия города, на которых работают ваши родители.

Слайд вам поможет правильно назвать промышленные предприятия. (слайд 13)

  1. Солеваренный завод
  2. Комбинат Химпром
  3. Химико-фармацевтический комбинат
  4. Завод горного оборудования
  5. ТЭЦ -11
  6. Фанерно-спичечный комбинат (ФСК «Байкал»)
  7. Завод железобетонных изделий (ЖБИ)
  8. Хлебозавод
  9. Усольская швейная фабрика «Ревтруд»
  10. Усольский клеевой завод
  11. Трест Востоктяжстрой
  12. Кирпичный завод
  13. Пивоваренный завод

Дидактическая игра «Где это сделано?»

На столе разложены продукты местного производства: соль, булка хлеба, коробок спичек, таблетки, кирпич, обойный клей и т.д. Ученик выходит, выбирает любой продукт и рассказывает, на каком предприятии его изготовили.

9. Учитель:

А сейчас мы попросим ваших родителей рассказать о градообразующих предприятиях, на которых они работают.

Выступления родителей (1-2 минуты) о своем предприятии (слайды 14–17)

10. Учитель:

Мамы и папы, которые сейчас перед вами выступали – коренные усольчане. Они, так же как и вы, учились в школе. Получали профессию в училище, техникуме или институте.

Узнаете ли вы, родители, то место, где вы учились?

На слайде появляются учебные заведения города. (слайд 18)

11. Учитель:

А эти места вы узнаете легко. Мы часто бываем с вами на спектаклях во Дворце Культуры «Химик», и в доме культуры «Мир», смотрим интересные фильмы в к/т «Ровесник», частые гости детской городской библиотеки и краеведческого музея. Городские праздники День победы, День города, День молодежи проводятся на стадионе «Химик». (слайд 19)

Самый любимый праздник усольчан – Новый год. Городская елка в новогоднюю ночь становиться центром притяжения взрослых и детей и еще главным украшением города на целых 2 недели. (слайд 20)

Летом и осенью жители нашего города любят отдыхать в зеленой лесо-парковой зоне. (слайд 21)

12. Викторина «Узнай улицу» (слайд 22)

Так выглядит наше Усолье сегодня. А как будет выглядеть через 40–50 лет, зависит не только от развития в нем промышленности и строительства, но и еще и от нашего отношения к родному городу. Сохраним его в чистоте, в зелени цветов. Сбережем самобытную красоту архитектурных памятников.

13. Учитель:

Наш город имеет древнюю, богатую историю. И проходя по улицам города мы часто встречаемся с ожившей историей. В старой части города сохранились еще дома с самобытной архитектурой.

Давайте вспомним, где находятся эти памятники архитектуры, эти «островки нашей памяти»?

  1. Словно ледокол времени стоит остроугольный дом на пересечении улиц Лениа и Карла Маркса
  2. Бывшие к/т «Родина» и магазин купца Шабалина
  3. Первая соляная скважина
  4. Улица Ленина.
  5. Памятник на территории курорта «Усолье», на могиле воинов умерших от ранений в годы Великой Отечественной войны (слайд 23)
  6. В Привокзальном районе расположен мемориальный комплекс:
    • памятник 16 красноармейцам погибшим в боях с белогвардейским отрядом генерала Каппеля 6 февраля 1920 г.;
    • вечный огонь;
    • мемориальная доска с именами усольчан, воинов-защитников Родины в годы ВОВ. (слайд 24)

14. Учитель:

Город сибирский, древний,
С трудной и славной судьбой
Я навсегда остаюсь тебе верным
Город над Ангарой.

Мне жить с тобой всегда мечтой единой,
Куда б ни завела судьба меня.
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня….

(слайд 25)

15. Наш город воспевали в стихах и песнях. В конце нашего путешествия мы с вами исполним песню о родном городе автора Марии Белой. (слайд 26)

(Звучит фонограмма, на слайде текст песни. Дети, родители, учителя хором исполняют песню «Город мой»)

1. Над рекою прозрачной,
Над рекой Ангарой,
За широкою падью,
За высокой горой.

Припев:
Город мой, город мой,
Город милый, родной.-2 раза

2. Этот город у соли
Вырос очень давно,
Это наше Усолье,
Посмотри за окно.

Припев: тот же

3. Там у яблонь цветущих
Песня тихо звучит,
На кварталах растущих
Детство смехом звенит.

Припев:  тот же

4. Пусть тебе уж за триста,
Не позволим стареть,
Ты не стар, ты плечистый,
Так и хочется петь.

Припев: тот же