Интегрированный урок (ИЗО + музыка) "Зимние мотивы в рисовании"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


(Приложение 1. Слайд 1)

Цели:

  • помочь учащимся увидеть и услышать зимние мотивы в музыке и картинах;
  • познакомить с творчеством выдающихся деятелей искусства: гениального композитора классика Петра Ильича Чайковского и ярого самобытного художника Бориса Михайловича Кустодиева;
  • сформировать умения в создании рисунка морозного узора;
  • развивать вокально-хоровые умения и навыки;
  • создать эмоционально-радостную атмосферу урока.

ХОД УРОКА

(Приложение 1. Слайд 2)

1. Организационный момент

Учитель ИЗО:Проверим свою готовность к уроку. Для выполнения практической работы вам понадобятся: альбомный лист, карандаш, ластик, краски, кисточка, стаканчик с водой.

2. Введение в тему

Учитель музыки: Я предлагаю вам посмотреть слайды, как зима выглядит в природе во всём своём великолепии, а сопровождать наш просмотр будет музыка.

Демонстрация слайдов «Зима», сопровождающаяся звучанием фрагмента из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». (Приложение 2, Приложение 3)

Учитель музыки: Соответствуют ли картины природы той музыке, какую вы услышали? (Да, соответствуют)

– Слышны колокольчики, напоминающие капель. Это хрустальный звон изящных сосулек наполнил воздух зимней свежестью и чистотой. В звучании оркестра эффект падающих
льдинок отображен лейтмотивом инструмента металлофон. На фоне богатой звуковой палитры солирующей арфы (струнный щипковый инструмент) убедительно ведут свою партию кларнет и гобой.

– Ребята, сейчас мы вместе прикоснулись к творческому наследию великого русского композитора, и познакомились с самостоятельным музыкальным жанром – музыка к балету. Кто из вас может ответить на вопросы:
– Из какого балета прозвучала музыка? (Фрагмент из музыки к  балету «Щелкунчик»)
– А какой композитор сочинил это произведение? (Петр Ильич Чайковский)
– Какая тема слышна в этом фрагменте? (Тема Зимы)
– А как вы думаете, почему именно музыка к балету «Щелкунчик» присутствует в нашем диалоге о музыке? («Щелкунчик» – балет, в основе  которого лежит Зимняя Рождественская сказка немецкого литератора Гофмана).
– А теперь, ребята, подробнее ознакомимся с творческой биографией гениального композитора – классика П.И.Чайковского и в этом нам поможет … (Ф.И. обучающегося).

Доклад ученика с презентацией «Петр Ильич Чайковский».  (Приложение 4, Приложение 5)

Учитель ИЗО: Зима – особое, волшебное время года. Оно вдохновляло не только композиторов, но и художников.
Яркий пример этому – творческое наследие самобытного художника Бориса Михайловича Кустодиева.
О жизни и творчестве этого великого русского художника нам расскажут …
(Ф.И. обучающихся)

Доклад учеников с презентацией «Борис Михайлович Кустодиев». (Приложение 6, Приложение 7)

Учитель ИЗО: Познакомившись с творчеством двух выдающихся русских деятелей искусства, мы убедились, что тема зимы вдохновляла и композиторов и художников.
И сейчас я предлагаю вам раскрыть свои таланты, проявить свою фантазию в выполнении творческой работы «Рисование морозных узоров».
А для того чтобы настроиться на эту работу, мы посмотрим фильм «Зима», созданный в содружестве ученика и учителя.

Демонстрация фильма «Зима». (Приложение 8)

3. Практическая работа (Приложение 1. Слайд 3)

Учитель ИЗО: А теперь после эмоциональной разгрузки и образного вдохновения переходим к выполнению практической творческой работы. Ваша цель: выполнить рисунок морозного узора на альбомном листе красками. И в помощь вам виды, созданные самой Природой.

После выполнения творческой работы  лучшие работы вывешиваются на доску.

Учитель ИЗО: Ну что ж с практической работой вы справились прекрасно. Я вами довольна.
– Ребята, не правда ли прекрасна зима в своём царственном великолепии?!

Учитель музыки: «Мороз трещит и колется, на улице снежок, а в поле за околицей простор широк» поется в песне «Белая дорожка».

Исполнение учащимися песни «Белая дорожка».

(Приложение 1. Слайд 4)

Учитель ИЗО: Какие вы молодцы! Прекрасное исполнение!

4. Подведение итогов

Учитель ИЗО: Настало время подвести итоги урока. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– Какие мастера кисти и музыки познакомили нас  с зимними мотивами? (Ответы учащихся)
– Что вам запомнилось в уроке?(Ответы учащихся)

Учитель музыки:
– А какое  у вас настроение? (Ответы учащихся)
– Значит,  мы неплохо потрудились? (Ответы учащихся)

Учитель ИЗО: Спасибо за урок!