Урок письма в 8-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Цель: продолжить развитие устной и письменной речи учащихся.

Задачи:

- научить учащихся письменному изложению текста;

- развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение речи);

- формировать последовательность и полноту воспроизведения словесного материала;

- воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.

Оборудование:

- доска;

- мультимедийный проектор, экран, компьютер;

- выставка газет и журналов;

- карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание вам было задано? (Составить I и II вариантам по 2 предложения, III варианту – 1 предложение со словами “новости”, “события”)

Выборочная проверка работ учащихся по вариантам.

III. Постановка цели

<Приложение 1, слайд 1>

- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение? (Письменный пересказ)

IV. Подготовка учащихся к письменной работе

1. Вступительная беседа.

- Что такое событие? (Это то, что произошло вообще)

<Приложение 1, слайд 2>

- В чём отличие событий от новостей? (Новости – это события, происшедшие в течение одной недели, т.е. новые события.)

- Из каких печатных изданий мы узнаём о событиях и новостях? (Из журналов и газет.)

Во время библиотечных часов, внеклассных занятий с воспитателем и на уроках чтения мы с вами работали с периодическими печатными изданиями, т.е. с газетами и журналами.

- Вспомните и назовите детские газеты и журналы, которые мы можем встретить в нашей области?

<Приложение 1, слайд 3>

(Газеты: “Мальчишки и девчонки”, “Класс!” и т.д.

Журналы: “А почему?”, “Миша” и т.д.)

- А какие газеты и журналы читаете вы? Какие разделы в современных газетах и журналах вас привлекают больше всего?

Учитель обращает внимание учащихся на подготовленную выставку газет и журналов.

2. Работа с текстом изложения

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, который так и называется “Газета и журнал”. Откройте учебник с. 157, упр. 212.

а) Первичное восприятие текста.

- Каково назначение газет и журналов?

Чтение текста учителем.

Газета и журнал

Наступает раннее утро. В дома почтальон приносит свежие газеты и журналы. Какие там новости?

Ты смотришь газету. Из газет узнаёшь, что происходит в нашей стране, как живут люди в других странах. Назначение газеты – новости одного дня или одной недели.

В журнале ты читаешь о событиях месяца или года. В нём всегда можно найти интересную статью, рассказ, стихотворение. В России издаются различные журналы. Они выпускаются для взрослых и детей.

- Каково назначение газеты? (Новости одного дня или одной недели.)

- Каково назначение журнала? (События месяца или года.)

- А кто приносит газеты и журналы в наши дома? (Почтальон.)

<Приложение 1, слайд 4>

- Когда он это делает? (Ранним утром.)

Трудовой день почтальона начинается очень рано. Он идёт на почтовое отделение за свежими газетами и журналами, чтобы вы первыми узнали новости, были в курсе всех событий. Вот какой нелёгкий, но такой необходимый труд почтальона, вызывающий уважение.

- Что можно прочесть и узнать из газет и журналов? Подтвердите словами текста.

Чтение учащимися про себя.

3. Работа с планом.

- Что вам поможет последовательно передать содержание текста? (План.)

Откройте тетради, запишите дату, “изложение”, название текста и план (план дан в учебнике).

- В чём отличие вступительной и заключительной частей текста от основной по объёму? (Основная часть по объёму больше.)

- А по содержанию? (По содержанию в основной части заключена главная мысль текста.)

Проводится физминутка для глаз.

Прочтите ещё раз текст и разделите его на части по плану

Вторичное чтение учащимися про себя.

Прочтите вступительную часть.

- Какое слово является опорным?

<Приложение 1, слайд 5>

(Слово “почтальон”) ПОЧТАЛЬОН

- Прочтите основную часть текста. Перечислите глаголы, встречающиеся в главной части?

- На какие две группы их можно разделить? (Первая группа – глаголы “смотришь”, “узнаёшь”, “читаешь” – глаголы 2 лица единственного числа,

вторая группа – глаголы “издаются”, “выпускаются” – это глаголы 3 лица)

- Как пишутся данные глаголы?

Опорные слова появляются на экране. Учащиеся повторяют правописание глаголов.

СМОТРИШЬ      ИЗДАЮТСЯ

УЗНАЁШЬ         ВЫПУСКАЮТСЯ

ЧИТАЕШЬ

- О чём говорится в заключительной части текста? (Эта часть отсутствует.)

- Но после текста есть вопросы, которые помогут закончить его. Прочтите их.

Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.

4. Устное изложение текста по плану.

- С чего начнёте пересказ?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку газет и журналов.

Учащиеся устно передают содержание вступительной части, используя опорные слова.

- О чём расскажите в главной части?

- Чем закончите изложение?

Физминутка.

Заключительное чтение текста учащимися, подготовка к самостоятельной работе.

V. Письменная работа учащихся по изложению текста

Учащиеся работают по вариантам:

I и II вариант – по плану (в тетради) и карточке с вопросами к заключительной части изложения;

III вариант – по плану и вопросам (на карточках);

Индивидуальная работа – по индивидуальным карточкам. <Приложение 2>

VI. Подведение итога урока

1. Чему мы учились на уроке? (Письменно излагать свои мысли, полно и грамотно отвечать на вопросы, различать назначение газет и журналов.)

Но на этом работа по теме не заканчивается. На уроках внеклассного чтения мы будем учиться раскрывать содержание новостей и событий.

2. Проверка работ учащихся.

Выборочное чтение изложений.

3. Выставление оценок.