Цели:
- познакомить учащихся с понятием “разносклоняемые” существительные;
- научить находить разносклоняемые существительные в предложениях;
- отработать склонение существительных на –мя и правописание гласных в окончаниях;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- способствовать формированию речевой культуры.
I. Орфографическая пятиминутка
Определите склонение и род существительного. (Устно)
В театре (2, м.р), на площади (3, ж.р.), за юношей (1, м.р.), над крыльцом (2, ср.р.), в депо (нескл., ср.р.), у непоседы (1, общ.р.), на АТС (нескл, ж.р.), в поле (2, ср.р.), на метро ( нескл., ср.р.), у решетки (1, ж.р.), с лейтенантом (2, м.р.), к станции (1, ж.р.), в кафе (нескл., ср.р), у доктора (2, м.р.), у сироты (1, общ.р), за кенгуру (нескл., м.р.)
II. Работа в группах сменного состава
- Ребята, я совсем забыла: перед началом урока пришло письмо, адресованное вашему классу.
Откроем его? Для этого вы должны назвать мне разносклоняемое существительное. Какие существительные могут называться разносклоняемыми? Чтобы ответить на этот вопрос, Вам необходимо:
а) прочитать § 37, стр.83;
б) выучить и пересказать соседу правило и разносклоняемые существительные.
III. Опрос
Итак, Вы готовы узнать, что в письме? Тогда называйте мне разносклоняемые существительные. В это время учитель достаёт лепестки ромашки, на которых записаны разносклоняемые существительные. (Бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, темя, стремя, имя)
-
- Что объединяет эти существительные? (Они все заканчиваются на -мя)
- Какого существительного здесь не хватает? (Путь)
- Объясните, почему же они называются разносклоняемыми?
В творительном падеже – по 2 склонению, в родительном, дательном, предложном падежах – по 3 склонению.
Зарисуйте себе эту ромашку.
- Что появляется у существительных на -мя в родительном, дательном, творительном, предложном падежах? (Суффикс -ен).
IV. Раскрыть значение слов: вымя, темя. Составить с ними словосочетания.
Значение.
Вымя – молочные железы с сосками у самок млекопитающих.
Бремя – тяжелая ноша (переносное: нечто тяжкое, трудное).
Племя – народ, народность.
Стремя -
а) железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника;
б) косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха.
V. Выборочный диктант (работа по карточкам)
Выписать разносклоняемые существительные, определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания.
- Потерянного времени (р.п., ср.р.) не воротишь.
- Большого пламени (р.п., ср..р) не задуешь.
- Добрый совет ко времени (д.п., ср.р.) хорош.
- Не в золоте богатство, а в добром имени (пр.п., ср.р.).
- От худого семени (р.п., ср.р.) не жди доброго племени.
- В знамени твоя честь, а в оружии – слава.
VI. Лексическая задача. Раскрыть значение.
До поры до времени – до определенного срока.
Тянуть время (р.п., ср.р.) – медлить.
Под бременем лет – большой возраст.
Называть вещи своими именами (т.п., мн. ч.) – говорить правду.
Зародить семена (в.п., мн.ч.) добра – воспитать положительные качества.
Стать под знамя (в.п., ср.р.) – принять чью-либо сторону.
Без роду и племени. (Одинокий или человек незнатного происхождения)
VII. Корректорская правка
А) Устно. Определить падеж, выделить суффиксы и окончания. Исправить неверное употребление разносклоняемых существительных
Время (времени - р.п.) было в обрез.
У тебя нет время (времени – р.п.) потолковать со мной.
Сколько время (времени – р.п.)
Стояли у знамя (знамени – р.п.)
Б) Письменно. Заменить фразеологическим оборотом.
Постепенно морским прибоем разрушало берега.
До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи.
Рядом проскакали казаки эти всю войну.
(Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя)
В) Работа по карточкам.
Раскройте скобки, укажите, укажите падеж, число, род разносклоняемых существительных)
I вариант
1) Всякая работа трудна до (время), пока ее не полюбишь.
2) Миллионы (семя) летят с деревьев и немногие из них прорастают.
II вариант
1) Рядом со (знамя) на тумбочке лежат барабан и горн.
2) Уж утро хладное сияло на (темя) полночных гор.
VIII. Практическая работа
Просклонять существительные:
окно мышь вымя
р.п.
д.п.
т.п.
п.п.
IX. Итог. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру по опорным словам в форме приключения или очерка: Разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, собираться у знамени, объявлять имена и фамилии, привстать в стремени, прикоснуться к темени, прорастить семена, устать от бремени забот.