Инновационная образовательная программа МОУ ДОД "ЦДТ"

Разделы: Администрирование школы


“Главной задачей образования на современном этапе развития
человеческой цивилизации должно стать создание условий
для самостоятельного выбора человека, формирования готовности
и способности действовать на основе постоянного выбора
и умение выходить из ситуации выбора без стрессов”.

Схема:

Проект 1

Проект 2

Проект 3

Задача разработки и внедрения инновационных образовательных стандартов в современной России актуальна как никогда. Начавшиеся процессы модернизации российского образования, с одной стороны, и вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, с другой стороны, требуют механизмов системных преобразований и конкурентоспособных на мировом уровне инноваций в образовательной сфере. По своему характеру инновационные стандарты, безусловно, обладают и системообразующим, и развивающим потенциалом.

Необходимо создать научно-практические разработки, моделирующие и реализующие образовательный процесс на принципах индивидуализации, академической и социальной мобильности, технологизации успешной деятельности в разных жизненных ситуациях.

Проект направлен на создание системной инновационной модели (включая разработку стандартов, программ, технологий, организационно-педагогических, экономических и правовых условий старшей школы), а также на обеспечение практической реализации данной модели в российских регионах.

Свою миссию “Центр детского творчества” видит в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества в области дополнительного образования, в активном влиянии на социальную среду через формирование гражданских и нравственных качеств выпускников, высокого образовательного уровня, инновационной деятельности в условиях интеграции в образовательное пространство города.

Цель реализации программы - сформировать в ЦДТ устойчивую и развивающуюся систему инновационного образования, для чего:

  • осуществить комплекс мероприятий по укреплению инновационной образовательной среды в ЦДТ;
  • сформировать структуры в ЦДТ, обеспечивающие организационную, методическую поддержку инновационных подходов в образовании;

Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы:

  • создание инновационного образовательного центра МОУ ДОД “ЦДТ” для осуществления комплексного системного подхода при выполнении целей проекта, концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, координации работ подразделений ЦДТ.
  • Концептуальная разработка требований к содержанию и условиям реализации в Центре образовательных программ инновационного типа, предусматривающих интеграцию образовательного потенциала учреждений города, партнерские отношения с различными учреждениями, использование возможностей международного сотрудничества.
  • Развитие профессиональных компетенций педагогов как необходимой основы для реализации образовательных программ инновационного типа.
  • Организация системы постоянного взаимодействия с образовательным сообществом с целью выявления профессиональных и социально-личностных компетенций выпускников по конкретным направлениям подготовки.
  • Обеспечение условий для проведения непрерывного изучения (выявления, анализа и мониторинга) потребностей инновационного пространства.
  • Создание системы обеспечения качества реализации инновационных образовательных программ.
  • Обеспечение возможности использования полученных в результате выполнения данного проекта разработок для системы дополнительного образования города.

Социальное партнерство – условие развития Центра

Учреждения дополнительного образования детей являются открытой социально-образовательной системой. Этот факт диктует необходимость оценивать результаты своей работы как внутри учреждения, так и в социально-культурной среде.

Социальное партнерство, способствующее количественному и качественному изменению взаимодействия различных структур, можно рассматривать через процессы интеграции. Интеграцию можно рассматривать как внешние, так и внутренние процессы.

Цель: расширение социального партнерства с образовательными учреждениями и культурными центрами для создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего самоопределению, достижению социальной компетентности воспитанников при освоении ими различных образовательных программ.

В соответствии с целью основными задачами реализации интеграционных процессов являются:

  • повышение качества образовательных услуг через реализацию образовательных программ инновационного типа;
  • создание условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах деятельности;
  • создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов МОУ ДОД “Центр детского творчества”;
  • профессиональная ориентация обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, формирование готовности к продолжению образования;
  • создание условий для социализации обучающихся, успешной их адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
  • осуществление совместной деятельности со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;
  • расширение участия Центра детского творчества в развитии социокультурного пространства города Трехгорный;
  • воспитание ценностного, бережного отношения к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового культурного наследия;
  • создание условий для сохранения здоровья детей;
  • активное участие воспитанников Центра детского творчества в городских, региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится на парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Системообразующим блоком учебного плана образовательных программ являются этапы самоопределения обучающихся.

Первый этап - подготовительный (возраст детей от 6 до 10, от 10- до 14 лет). Этап социального самоопределения личности ребенка, его первое знакомство с ЦДТ, коллективом.

Второй этап - это базовый этап (возраст детей от 8 до 10, от 10 до 16 лет), который предполагает формирование базовой культуры и базового образования посредствам социализации, индивидуального развития интересов.

Третий этап - специализированный этап (возраст детей от 10 до 14, от 14 до 17 лет). На этом этапе идет обогащение базовой культуры личности и базового образования, дифференциация и профессионализация дополнительного образования. И включает допрофессиональное и профессиональное самоопределение воспитанников.

Информатизация образовательного процесса МОУ ДОД “ЦДТ”

Реализация проекта направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.

Реализация данного проекта позволит эффективно организовать образовательный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку педагогов и администрации на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В результате реализации программы ее участники приобретут современную информационную и производственную культуру, освоят инструменты из других областей деятельности: автоматизированное проектирование, современные методы научных исследований, информационное обслуживание и др.

Проект предусматривает на всех этапах реализации:

  • изменения в методах и организационных формах работы воспитанников, педагогов и администрации;
  • появление новых моделей, устойчивых форм образовательной деятельности (педагогической практики);
  • применение новых технологий в организации и проведении массовых мероприятий.

Цель информатизации образовательного процесса: модернизация образовательной системы МОУ ДОД “ЦДТ” через обновление содержания и технологий образования, отвечающих современной системе образования.

Основные задачи информатизации образовательного процесса:

  • создание оптимальных условий для овладения педагогами и администрацией информационными технологиями;
  • внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс на всех уровнях;
  • формирование информационной культуры педагогических и административных кадров;
  • использование ИКТ для непрерывного образования педагогических кадров МОУ ДОД “ЦДТ”;
  • повышение результативности через применение ИКТ в образовательном процессе;
  • создание единого информационного пространства;
  • совершенствование материально-технической базы информатизации и повышение качества ее обслуживания.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям детей, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном  учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; 

- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

- реализация единства образовательного процесса.

Методическая работа в МОУ ДОД “ЦДТ” является школой педагогического и профессионального мастерства педагогов, так как неразрывно связана и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Методическая деятельность в ЦДТ представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и совершенствованию профессионального мастерства с целью улучшения образовательного процесса, дополнительных образовательных программ, форм и методов деятельности творческих объединений.

Основные направления методического обеспечения образовательного процесса являются:

- изучение, формирование и распространение результативного педагогического опыта педагогических работников МОУ ДОД “ЦДТ”;

- информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в Центре детского творчества;

- создание различных видов информационно-методической продукции, способствующей распространению методических знаний;

- проведение консультативных мероприятий по повышению общепедагогического мастерства сотрудников ЦДТ;

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в МОУ ДОД “ЦДТ”;

- прогнозирование путей развития МОУ ДОД “ЦДТ”, разработка предложений по повышению эффективности деятельности как учреждения в целом, так и детских творческих объединений;

- организация мониторинга эффективности реализации образовательных программ.

Ожидаемые результаты освоения программы

Реализация инновационной образовательной программы “Развитие профессиональных компетенций в дополнительном образовании детей” позволит достичь следующих результатов:

  • повышение качества дополнительных образовательных услуг;
  • внедрение многоуровневой системы подготовки педагогических кадров;
  • подготовка педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации дополнительного образования;
  • внедрение программ инновационного типа;
  • внедрение ИКТ-технологий в образовательный и административный процессы;
  • совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех ступенях дополнительного образования;
  • создание единого информационно-образовательного пространства основного и дополнительного образования;
  • развитие социального партнерства с учреждениями и организациями города;
  • организация дополнительного образования в соответствии с социальным заказом;
  • развитие инновационного движения в дополнительном образовании детей;
  • развитие научно-инновационной деятельности центра;
  • внедрение интегрированных программ дополнительного образования детей, направленных на социальную поддержку детей;
  • создание условий, стимулирующих развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта;
  • изменение структуры управления образовательным процессом в центре детского творчества;
  • улучшение материально-технического оснащения центра детского творчества.