“Главной задачей образования на
современном этапе развития
человеческой цивилизации должно стать создание
условий
для самостоятельного выбора человека,
формирования готовности
и способности действовать на основе постоянного
выбора
и умение выходить из ситуации выбора без
стрессов”.
Задача разработки и внедрения инновационных образовательных стандартов в современной России актуальна как никогда. Начавшиеся процессы модернизации российского образования, с одной стороны, и вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, с другой стороны, требуют механизмов системных преобразований и конкурентоспособных на мировом уровне инноваций в образовательной сфере. По своему характеру инновационные стандарты, безусловно, обладают и системообразующим, и развивающим потенциалом.
Необходимо создать научно-практические разработки, моделирующие и реализующие образовательный процесс на принципах индивидуализации, академической и социальной мобильности, технологизации успешной деятельности в разных жизненных ситуациях.
Проект направлен на создание системной инновационной модели (включая разработку стандартов, программ, технологий, организационно-педагогических, экономических и правовых условий старшей школы), а также на обеспечение практической реализации данной модели в российских регионах.
Свою миссию “Центр детского творчества” видит в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества в области дополнительного образования, в активном влиянии на социальную среду через формирование гражданских и нравственных качеств выпускников, высокого образовательного уровня, инновационной деятельности в условиях интеграции в образовательное пространство города.
Цель реализации программы - сформировать в ЦДТ устойчивую и развивающуюся систему инновационного образования, для чего:
- осуществить комплекс мероприятий по укреплению инновационной образовательной среды в ЦДТ;
- сформировать структуры в ЦДТ, обеспечивающие организационную, методическую поддержку инновационных подходов в образовании;
Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы:
- создание инновационного образовательного центра МОУ ДОД “ЦДТ” для осуществления комплексного системного подхода при выполнении целей проекта, концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, координации работ подразделений ЦДТ.
- Концептуальная разработка требований к содержанию и условиям реализации в Центре образовательных программ инновационного типа, предусматривающих интеграцию образовательного потенциала учреждений города, партнерские отношения с различными учреждениями, использование возможностей международного сотрудничества.
- Развитие профессиональных компетенций педагогов как необходимой основы для реализации образовательных программ инновационного типа.
- Организация системы постоянного взаимодействия с образовательным сообществом с целью выявления профессиональных и социально-личностных компетенций выпускников по конкретным направлениям подготовки.
- Обеспечение условий для проведения непрерывного изучения (выявления, анализа и мониторинга) потребностей инновационного пространства.
- Создание системы обеспечения качества реализации инновационных образовательных программ.
- Обеспечение возможности использования полученных в результате выполнения данного проекта разработок для системы дополнительного образования города.
Социальное партнерство – условие развития Центра
Учреждения дополнительного образования детей являются открытой социально-образовательной системой. Этот факт диктует необходимость оценивать результаты своей работы как внутри учреждения, так и в социально-культурной среде.
Социальное партнерство, способствующее количественному и качественному изменению взаимодействия различных структур, можно рассматривать через процессы интеграции. Интеграцию можно рассматривать как внешние, так и внутренние процессы.
Цель: расширение социального партнерства с образовательными учреждениями и культурными центрами для создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего самоопределению, достижению социальной компетентности воспитанников при освоении ими различных образовательных программ.
В соответствии с целью основными задачами реализации интеграционных процессов являются:
- повышение качества образовательных услуг через реализацию образовательных программ инновационного типа;
- создание условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах деятельности;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов МОУ ДОД “Центр детского творчества”;
- профессиональная ориентация обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, формирование готовности к продолжению образования;
- создание условий для социализации обучающихся, успешной их адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
- осуществление совместной деятельности со средствами массовой коммуникации, общественными организациями;
- расширение участия Центра детского творчества в развитии социокультурного пространства города Трехгорный;
- воспитание ценностного, бережного отношения к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового культурного наследия;
- создание условий для сохранения здоровья детей;
- активное участие воспитанников Центра детского творчества в городских, региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится на парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Системообразующим блоком учебного плана образовательных программ являются этапы самоопределения обучающихся.
Первый этап - подготовительный (возраст детей от 6 до 10, от 10- до 14 лет). Этап социального самоопределения личности ребенка, его первое знакомство с ЦДТ, коллективом.
Второй этап - это базовый этап (возраст детей от 8 до 10, от 10 до 16 лет), который предполагает формирование базовой культуры и базового образования посредствам социализации, индивидуального развития интересов.
Третий этап - специализированный этап (возраст детей от 10 до 14, от 14 до 17 лет). На этом этапе идет обогащение базовой культуры личности и базового образования, дифференциация и профессионализация дополнительного образования. И включает допрофессиональное и профессиональное самоопределение воспитанников.
Информатизация образовательного процесса МОУ ДОД “ЦДТ”
Реализация проекта направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данного проекта позволит эффективно организовать образовательный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку педагогов и администрации на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В результате реализации программы ее участники приобретут современную информационную и производственную культуру, освоят инструменты из других областей деятельности: автоматизированное проектирование, современные методы научных исследований, информационное обслуживание и др.
Проект предусматривает на всех этапах реализации:
- изменения в методах и организационных формах работы воспитанников, педагогов и администрации;
- появление новых моделей, устойчивых форм образовательной деятельности (педагогической практики);
- применение новых технологий в организации и проведении массовых мероприятий.
Цель информатизации образовательного процесса: модернизация образовательной системы МОУ ДОД “ЦДТ” через обновление содержания и технологий образования, отвечающих современной системе образования.
Основные задачи информатизации образовательного процесса:
- создание оптимальных условий для овладения педагогами и администрацией информационными технологиями;
- внедрение ИКТ технологий в образовательный процесс на всех уровнях;
- формирование информационной культуры педагогических и административных кадров;
- использование ИКТ для непрерывного образования педагогических кадров МОУ ДОД “ЦДТ”;
- повышение результативности через применение ИКТ в образовательном процессе;
- создание единого информационного пространства;
- совершенствование материально-технической базы информатизации и повышение качества ее обслуживания.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям детей, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
- реализация единства образовательного процесса.
Методическая работа в МОУ ДОД “ЦДТ” является школой педагогического и профессионального мастерства педагогов, так как неразрывно связана и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Методическая деятельность в ЦДТ представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности педагогов учреждения по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и совершенствованию профессионального мастерства с целью улучшения образовательного процесса, дополнительных образовательных программ, форм и методов деятельности творческих объединений.
Основные направления методического обеспечения образовательного процесса являются:
- изучение, формирование и распространение результативного педагогического опыта педагогических работников МОУ ДОД “ЦДТ”;
- информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в Центре детского творчества;
- создание различных видов информационно-методической продукции, способствующей распространению методических знаний;
- проведение консультативных мероприятий по повышению общепедагогического мастерства сотрудников ЦДТ;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса в МОУ ДОД “ЦДТ”;
- прогнозирование путей развития МОУ ДОД “ЦДТ”, разработка предложений по повышению эффективности деятельности как учреждения в целом, так и детских творческих объединений;
- организация мониторинга эффективности реализации образовательных программ.
Ожидаемые результаты освоения программы
Реализация инновационной образовательной программы “Развитие профессиональных компетенций в дополнительном образовании детей” позволит достичь следующих результатов:
- повышение качества дополнительных образовательных услуг;
- внедрение многоуровневой системы подготовки педагогических кадров;
- подготовка педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации дополнительного образования;
- внедрение программ инновационного типа;
- внедрение ИКТ-технологий в образовательный и административный процессы;
- совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех ступенях дополнительного образования;
- создание единого информационно-образовательного пространства основного и дополнительного образования;
- развитие социального партнерства с учреждениями и организациями города;
- организация дополнительного образования в соответствии с социальным заказом;
- развитие инновационного движения в дополнительном образовании детей;
- развитие научно-инновационной деятельности центра;
- внедрение интегрированных программ дополнительного образования детей, направленных на социальную поддержку детей;
- создание условий, стимулирующих развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта;
- изменение структуры управления образовательным процессом в центре детского творчества;
- улучшение материально-технического оснащения центра детского творчества.