Урок окружающего мира "Как живут растения"

Разделы: Начальная школа


На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученик усваивает быстро и качественно тот материал, который после полученной новой информации передаёт другому. Члены группы помогают друг другу, бывают в роли сотрудника, лидера, подчинённого, учатся понимать других. Ученик раскрывает в себе способности, таланты. Вырабатывается умение слышать и слушать других, а также чётко излагать свои мысли, вступать в диалог, формируются первоначальные ОУУН, такая форма работы помогает не только усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью практической работы. Он насыщен разнообразными методами, которые позволяют достичь высоких результатов обучающихся.

Цели урока:

  • познакомить с условиями жизни растений;
  • расширить представления детей о жизни растений;
  • воспитывать бережное отношение к растениям;
  • формировать умение выполнять различные роли в группе, находить компромисс;

Оборудование:

  1. Карточки со словами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет.
  2. Комнатные растения;
  3. Баночка с проросшими семенами гороха;
  4. Рисунки: деревья, кустарники, травы; картинки с комнатными растениями
  5. Конверты с кружками (у каждого ученика): по два желтых, красных, зеленых, коричневых.

Ход урока

I. Мотивационное начало (определение настроения обучающихся с помощью цветных карандашей)

Красный – радостное, синий – нормальное, зелёный – грустное

II. Актуализация знаний.

  • Посмотрите на слайд и угадайте, чьи это части? (Слайд №2, Презентация)
  • На какие две группы можно их разделить?
  • С какой группой мы уже знакомы?
  • Докажите, что животные живые существа?
  • Что необходимо животным для жизни? (Слайд №2)

Работа в группах.

  • Соотнесите пары слов – животное + его жильё
Мышь Хатка
Бобер Берлога
Ласточка Норка
Медведь Дупло
Дятел Гнездо
  • Соотнесите пары слов – животное + его корм
Белка Комары
Гусеница Нектар
Лягушка Мышь
Лиса Листья
Пингвин Орехи
Бабочка Рыба
  • Игра. Взрослые и детки. (Слайд №3)

- Назовите детёнышей взрослых животных. (Волк, медведь, собака, корова, кошка, свинья, лошадь, ёж, индюк, овца, верблюд)

- Рассмотрите картинки на следующем слайде, распределите их на три яруса. Подумайте и скажите, о какой группе мы будем говорить сегодня?

- Как вы думаете, что мы о них сегодня узнаем?

III. “Открытие” детьми нового знания

  • Разгадайте загадки и скажите, к какой группе отгадки можно отнести?
  • Растение, которое похоже на зелёного ежа? (Кактус)
  • Это растение называют звездой? (Астра)
  • Какое растение способно радовать нас своими цветами круглый год? (Фиалка)
  • Как назвать эту группу?
  • Назовите комнатные растения, которые вы знаете?
  • Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
  • А вы помогаете? Что вы делаете?
  • А у нас в классе есть цветоводы? Посмотрите на (Слайд №4) и расскажите, как правильно ухаживает за цветами?
  • Работа с учебником. Найдите в учебнике с. 21 № 2 рисунки, рассмотрите и обведите, карандашом тот на котором поливают правильно, а дома раскрасите.
  • Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
  • Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство, и когда-нибудь умирают, значит - они живые)
  • А кто знает, как начинается жизнь растений? (Ответы детей)
  • Дома вы проращивали семена гороха (бобов) в двух баночках (по пять семян).

Расскажите о своих результатах. Дети рассказывают о том, что в одной баночке семена были, завернутые в мокрую тряпочку и баночка стояла в теплом месте (у батареи), в другой баночке семена находились в сухой тряпочке, баночка стояла на столе. В первой баночке семена проросли, а во второй ничего не изменилось.

  • Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (Вода, тепло.) На появляются карточки:
Вода Тепло
  • Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождей, тепло от солнца)
  • Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет)
  • Почему (Семена нужно посадить в землю)
  • Давайте, мы посадим проросшие семена в ящик, теперь куда нужно поставить ящик?
  • Почему? (Растениям нужен свет, воздух)
Свет Воздух

IV. Первичное закрепление

  • Давайте, подытожим. Что мы узнали, что необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет.) Перед детьми в итоге таблица (Слайд №5):

  • Физминутка “Как живёшь”? (Cнять напряжение)
  • Догадайтесь, о чём идёт речь в загадке.

В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)

  • Что такое жёлудь? (Плод дуба)
  • Рассмотрите рисунок и расскажите, как с желудя начинается жизнь дуба.
  • Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден, поэтому дубок погиб)
  • Как надо относиться к растениям?
  • Какую пользу мы получаем от растений?

Мы проследили, как живут растения. А сейчас прочитайте, какие выводы сделала Мудрая Черепаха.

  • Что растениям необходимо?

V. Самостоятельная работа. Работа в парах

Загадка

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)

  • А как из зернышка появляется колос?

Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке.

VI. Повторение. Что необходимо для жизни растений?

  • Зачем нам нужна природа?
  • Что вы полезного узнали на уроке?

VII. Рефлексия

Покажите цветом, какое теперь у вас настроение стало?

VIII. Домашнее задание. Раскрасить рисунок, составить устный рассказ о том, как ухаживать за растениями.

Литература

  1. Тавлинова Г.К. Цветоводство. – СПб.: Агропромиздат, 1998.
  2. Полная энциклопедия Фэншуй - Москва, 2002.
  3. География энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1995.
  4. Живой мир энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1995.
  5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Александрова М.С. Среди цветов. – М.: Дом, 1996.
  7. Всегда ли правильны названия этих растений? “Начальная школа”, 2005 № 3.
  8. Пастушенков Л. В. Лекарственные растения Социально-коммерческая фирма “Человек”, 2002.