Решение содержательных задач с применением одномерных массивов

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (351 кБ)


Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: развитие мышления, умения применять типовые приёмы обработки одномерных массивов при решении задач различной практической направленности.

Задачи урока:

1. Образовательная: сформировать у учеников информационную компетентность, совершенствовать навыки анализа и составления алгоритмов и программ, развивать аналитические способности учащихся.

2. Развивающая: активизация познавательной деятельности, включение учеников в индивидуальном и групповом режиме в поисковую и созидательную деятельность.

3. Воспитательная: умение работать самостоятельно и коллективно, уметь участвовать в дискуссии, предлагать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Учебное оборудование: ПК (для выполнения практической работы), мультимедийный проектор, презентационный экран, приложение в виде презентации MS Power Point, раздаточный дидактический материал.

План урока

  1. Организационно-психологический момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме “Одномерные массивы”
  3. Анализ предложенных программ.
  4. Коллективное обсуждение формулировки условия задачи для приведенных программ, трассировка алгоритма с обсуждением этапов на доске и проверкой результатов на экране.
  5. Коллективное обсуждение предложенных алгоритмов, индивидуальная работа учащихся с раздаточным дидактическим материалом, взаимоконтроль и проверка результатов.
  6. Коллективное обсуждение алгоритма, представленного в виде блок-схемы. Поиск ошибок в программе, реализующей предложенный алгоритм (метод плацебо)
  7. Применение приемов обработки одномерных массивов при решении задач из реальной жизни. Отладка задач за компьютерами, проверка правильности работы программ.
  8. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Добрый день! Тема нашего урока: “Решение содержательных задач с применением одномерных массивов”. Решение большинства реальных задач на ПК требует организации данных в виде массивов. Эпиграфом нашего урока может стать фраза: “Мало знать теорию – надо применять её на практике” (слайд 2 презентации). Цель нашего урока: обобщить, закрепить и применить для решения реальных содержательных задач теоретические знания об основных приемах обработки одномерных массивов.

Прежде, чем приступить к решению задач, прошу вас ответить на несколько вопросов.

  1. Что скрывается под понятием одномерный массив?
  2. Какие типовые приёмы обработки одномерных массивов вам известны?
  3. Какие способы описания алгоритмов обработки одномерных массивов вы знаете?

При подготовке к уроку, я познакомилась с высказыванием выдающегося французского математика, физика и астронома Лапласа: “То, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно” (слайд 3 презентации). Пусть эта фраза послужит словами утешения тем, кто не на все вопросы сможет сегодня найти правильные ответы.

Итак, прошу вас посмотреть на экран. Перед вами фрагмент программы (слайд 4 презентации).

Разработка урока по теме “Одномерные массивы” Ершова Лариса Васильевна 217-897-942

Какая алгоритмическая структура для обработки массивов перед вами? (Цикл)

Опишите в словесной форме предложенный алгоритм, т.е. выберите правильный вариант ответа. Аргументируйте свой ответ.

Какие действия выполняются в следующем фрагменте программы? (слайд 5)

Перед вами алгоритм, представленный в виде программы (слайд 6)

Коллективное обсуждение следующих вопросов:

  1. Какой способ заполнения исходного массива использован?
  2. Какими числами заполнен массив?
  3. Как будут выведены на экран элементы: в строчку или в столбик? Это обеспечивается?

Попытайтесь сформулировать условие задачи, которая решается с помощью этой программы.

Осуществить сдвиг элементов исходного массива влево, причем 1-й элемент перемещается на место последнего.

На ЕГЭ по информатике в задании С2 предлагается составить алгоритм решения задачи на обработку одномерного массива. Но компьютера нет, и отлаживать программу приходится вручную. Самый верный способ проверки правильности работы программы – трассировка (слайд 7 презентации).

Трассировка – пошаговое выполнение алгоритма с отслеживание значений всех переменных.

Кто хочет проверить свои силы в трассировке алгоритма предложенной задачи?

Перед вами исходный массив, состоящий из 5 элементов (слайд 8 презентации). Кто может объяснить, почему в трассировочной таблице присутствует 6-й элемент. Осуществив совместными усилиями трассировку, поймем, правильно ли мы сформулировали условие задачи. Каждый шаг на доске сравниваем с экраном (демонстрируем презентацию на экране).

Пояснить, подтвердилась или нет наша версия условия задачи.

Предложить учащимся сформулировать условия задач, для которых представлены программы (слайды 9 и 12). Выслушать все предложения. Если будет правильный ответ, то его одобрить и с помощью трассировки подтвердить правильность сформулированного условия, если нет, то сначала выполнить трассировку.

А теперь к двум предложенным программам самостоятельно составляем трассировочные таблицы (дидактический материал подготовлен заранее и роздан учащимся до начала урока, каждый учащийся подписывает имя и фамилию) и сравниваем полученные результаты с результатами на экране в первом случае самостоятельно и взаимоконтроль во втором случае (слайды 10, 13 презентации).

Фамилия, имя

Задача 2. Трассировка алгоритма

Исходный массив

43

65

12

87

54

I=1

         

I=2

         

I=3

         

I=4

         

Номера элементов 1 2 3 4 5

Задача 3. Трассировка алгоритма

67

23

99

52

76

45

I=1

           

I=3

           

I=5

           

Номера элементов 1 2 3 4 5 6

Задача 2.

Сдвиг элементов влево путем последовательного продвижения первого элемента на место последнего.

Разработка урока по теме “Одномерные массивы” Ершова Лариса Васильевна 217-897-942

Задача 3.

Обмен значениями элементов с четными и нечетными индексами

Сравниваем две программы, отличающиеся только шагом 2 (слайд 15 презентации), а реализующие разные алгоритмы. (Сдвиг элементов влево, обмен значениями элементов с четными и нечетными индексами)

Сравниваем этапы обработки двух программ (слайд 16). Алгоритмы разные, а приводят к решению одной задачи.

Вы убедились, что в программировании мелочей не бывает.

Решение большинства реальных содержательных задач не может быть полностью сведено к типовым алгоритмам, а часто требует творческого подхода к их решению.

Вашему вниманию предлагается следующая задача. Провести тираж спортлото 5 из 36 (слайд 17 презентации). Алгоритм решения предложен в виде блок-схемы. Попробуйте описать алгоритм в словесной форме.

При объявлении массива все элементы заполняются нулями. Определяя с RND значение переменной К, мы проверяем, равен ли нулю элемент с индексом К. Если да, то этот номер еще не выпадал, мы его запоминаем и выводим значение на экран. С помощью этого алгоритма можно провести тираж любой лотереи, сформировать многозначное число, все цифры которого различны, то есть решить разные по смыслу задачи.

На экране программа, реализующая этот алгоритм. В программе есть ошибка. Найдите её и поясните, в чем она заключается.

А теперь мы попробуем применить наши знания приёмов обработки одномерных массивов при решении задачи из реальной жизни (слайд 18 презентации). На базе одного условия сформулировано 10 различных задач (слайд 19 презентации).

Поясните, какие типовые алгоритмы нужно применить для решения каждой задачи.

Садитесь за компьютеры. Заполняем исходный массив, содержащий 12 элементов значениями от
0 до 36 в соответствии с условием задачи. Оператор RANDOMIZE TIMER ставим в комментарий. Поэтому отлаживаем программу на одном для всех наборе данных. Исходные данные и ответы перед вами (слайд 20 презентации). Так как в компьютерном классе 10 компьютеров, то каждый учащийся выполняет персональную задачу. На решение задачи отведено 10 минут, кто сумеет решить задачу быстрее, выбирает следующую из предложенного списка. Посмотрим, кто сумеет решить несколько задач с разными алгоритмами за предложенное время. Всем успехов!

За 5 минут до конца урока все возвращаются на свои места. Итак, цель достигнута. Вы убедились на практике, что решение реальных содержательных задач требует не только теоретических знаний, но и умений творчески применять эти знания на практике.

Желаю всем успехов в постижении основ программирования!