Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Два брата". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • уточнить представление о личности Л.Н.Толстого;
  • развивать умение определять главную мысль произведения, умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (Интересным, познавательным)
– Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке? (Активными, внимательными, размышляющими)
– Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.

2. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим путешествие в мир детской литературы. Что вы можете рассказать о человеке на портрете?

Сообщения детей:

– Лев Николаевич Толстой. Его имя знают во всём мире, потому что произведения Толстого переведены почти на все языки народов мира. Он писал и для взрослых, и для детей.
– В жизни ему пришлось быть военным, а до этого он учился, хотел стать дипломатом, юристом. В зрелые годы Л.Н.Толстой стал философом.
– В 50-х годах Толстой был учителем. Он организовал в своей родовой усадьбе «Ясная поляна» школу для крестьянских детей. Лев Толстой был графом, богатым помещиком, известным писателем, он мог совсем не работать, но стал учить крестьянских детей грамоте, сам писал для них учебники.
– Лев Толстой – прозаик. Басни, сказки, рассказы, очерки, романы писал в прозе.

На доске:

Л.Н.Толстой – офицер, писатель, учитель, философ – прозаик

– Как вы думаете, зачем Лев Толстой сочинял сказки для детей, ведь в 19 веке бытовало мнение, что сказка относилась к низкому жанру, для простолюдинов?
– Кто из величайших современников Толстого говорил о важности сказок в детской литературе? (В.А.Жуковский)

«Закончи фразу»

Сказка – ложь, да в ней намёк,…

3. Первичное чтение сказки. Постановка цели урока

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете сказку Л.Н.Толстого «Два брата» и попробуете определить, в чем мудрость этой сказки, её главная мысль. По ходу чтения отмечайте слова, значение которых вам не понятно. (Самостоятельное чтение сказки)
– Чему же учит эта сказка на ваш взгляд? (Ответы разные, но чаще звучит версия – «Надо слушать старших!»)
– Предположения разные, поэтому целью нашего урока будет определение главной авторской мысли этой сказки.

4. Беседа по содержанию. Выборочное чтение

– В сказках обязательно есть зачин. Найдите и зачитайте зачин сказки «Два брата».
– Что вы можете предположить о жизни братьев исходя из зачина? (Они жили дружно, вместе путешествовали.)
– Что они прочли на камне?
– Почему у них возникли разногласия, ведь им было обещано СЧАСТЬЕ? (Разные взгляды на жизнь.)
– Прочитайте доводы Старшего брата и Младшего братьев. С кем вы согласны?

5. Физминутка для глаз

– Л.Толстой вводит в сказку народные пословицы. Найдите их в тексте и объясните смысл.
– Зачем писатель обращается к пословицам? (Пословицы помогают раскрыть характер героев, их жизненную позицию.)

6. Работа в группах

1 группа. Выбрать пословицы, описывающие жизненную позицию Старшего брата. Попробуйте охарактеризовать его как личность. Можно воспользоваться опорными словами.
2 группа. Характеристика Младшего брата.

Опорные слова: рассудительный, решительный, осторожный, активный, сомневающийся, оптимист, «тихоход», «лидер»

7. Представление результата работы в группах.

Старший брат

«Искать большего счастья – малое потерять»
«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»
Рассудительный, осторожный, сомневающийся, «тихоход»
Старший брат уверен, что счастье заключается в спокойной жизни.

Младший брат

«Волков бояться, в лес не ходить»
«Под лежачий камень вода не течёт»
Решительный, активный, оптимист, «лидер»
Младший брат не боится трудностей, убеждён, что счастье заключается в странствиях и труде.

8. Физминутка

– Как изменила надпись на камне жизнь братьев? (Она их разлучила, каждый пошёл «своей дорогой жизни»)
– Как сложилась жизнь у Младшего брата? А у Старшего? (Зачитывают из текста)
– Кто, по вашему мнению, прожил счастливую жизнь?
– Почему ваши мнения разделились? (Каждый понимает смысл счастья по-своему)
– А как думают сами братья? (Оба счастливы)
– Как вы думаете, а могли бы братья всю жизнь жить вместе, неразлучно? (Нет. У них разные представления о счастливой жизни.)

9. Проверка домашнего задания

– Дома вы рассуждали на тему «Что такое счастье?». Есть ли желающие поделиться своими мыслями? (Зачитывают несколько работ)
– Мы ещё раз убедились, что для каждого человека представление о счастье очень индивидуально.

10. Итог урока

– В чём же мудрость сказки, её главная мысль? (Жизнь можно прожить по-разному, потому что люди по-разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье.)
– В начале урока вы говорили о том, что надо слушать старших. Стал бы счастливым Младший брат, если бы прислушался к доводам Старшего? (Нет. Отношения между братьями могли бы разрушиться, т.к. Младший мог бы обвинить Старшего в том, что его жизнь не сложилась.)
– А от кого или от чего зависит счастье человека? (От него самого)

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом». (Пифагор)

Дом. задание (на выбор):

  • Пересказ сказки
  • Чтение по ролям
  • Найти и прочитать тексты других жанров Л.Н.Толстого (басни, были, художественные рассказы)