«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок…»
Цели:
- Повторить сказки Пушкина.
- Развивать память, мышление, навыки коллективной работы.
- Воспитывать интерес к творчеству Пушкина.
- Познакомить с творчеством зарубежного писателя Шарля Перро, со сказкой «Золушка».
- Воспитывать сочувствие и уважение к ближнему, вежливость.
- Развивать умение анализировать текст.
- Учить составлять характеристику героев
Оборудование: выставка книг – сказок, рисунки детей к сказкам Пушкина и сказке «Золушка», интерактивная доска, карточки.
Интеграция предметов: чтение, музыка, русский язык (парты расставлены полукругом, на детях костюмы героев сказки «Золушка)
План урока
I. Психологическая установка на урок.
II. Создание мотивации урока.
III. Постановка проблемы и учебных задач.
IV. Введение в тему урока.
V. Интеллектуальная разминка.
VI. Необычная проверка домашнего задания в
игровой форме с элементами исследования.
VII. Введение национально – регионального
компонента.
VIII. Физминутка.
IX. Усвоение новых знаний.
1. Первичное восприятие текста, содержания.
2. Деление класса на группы для решения учебных задач.
3. Задания, требующие творческой деятельности.
4. Организация процесса сравнения.
5. Включение в урок заданий для создания ориентировочно – исследовательской реакции.
6. Организация поисковой деятельности.
7. Рассмотрение вопроса с различных позиций.
8. Постановка проблемной задачи сопоставить факты и сделать выводы.
X. Жюри считает баллы и находит победителей.
XI. Задание: Написать, как бы вы продолжили
сказку?
ХОД УРОКА
Психологическая установка на урок
Создание мотивации урока
– Здравствуйте дети! Какое сегодня прекрасное утро! Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательно думающими читателями и исследователями. Будете в активном поиске и обсуждении учебной информации. Желаю вам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Введение в тему урока
Урок наш необычный. Урок – сказка «На балу у
Золушки». На вас прекрасные костюмы особенно
костюм Золушки. Сегодня охарактеризуем
необыкновенный язык Пушкинских сказок и
познакомимся со сказкой Ш. Перро «Золушка».
– Расскажите мне о Пушкине
Дети: А.С.Пушкин написал 5 сказок. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о попе и о его работнике Балде» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о золотом петушке»
Дети: В детстве и в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера няня Арина Родионовна рассказывала много сказок Пушкину. Сюжеты для своих будущих сказок он отбирал из них.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем литературную игру. Класс делится на 3 команды – 3 ряда, победивший ряд получает балл
1 тур – волшебные средства. Кому принадлежат эти волшебные средства?
1
ряд
2
ряд
3 ряд
Зеркальце
Золотая
рыбка
Золотой петушок
2 тур – волшебные превращенья
1
ряд
2
ряд
3 ряд
Князь
Гвидон
Лебедь
Чародей
3 тур – кто это?
1
ряд
2
ряд
3 ряд
Дадон
Бабариха
Соколка
Елисей
Балда
Чернавка
Гвидон
Черномор
Буян
4 тур – сказочный зачин
1
ряд
2
ряд
3 ряд
Жил-был поп…
Они жили в
ветхой Негде в
тридевятом
землянке 30 лет и
царстве
три года
5 тур – сказочные красавицы
1 ряд
…говорят … есть
что неможно глаз отвесть
днем свет божий затмевает… землю освещает
месяц под косой …
а во лбу …. горит
2 ряд
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была …Высока …, бела,
И … и всем взяла
Но зато … ломлива
Своенравна и …
3 ряд
Но … молодая
Тихомолком расцветая
Между тем росла, росла
Поднялась и расцвела
Белолица ….
... Кроткого такого
6 тур – отгадай кроссворд
(используем интерактивную доску, на доске кроссворд)
По горизонтали:
- Кем оборотился Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу? (Комаром)
- Ядро золотого ореха (Изумруд)
- Одна из девиц в сказке о царе Салтане (Ткачиха)
- Имя царя и з сказки о золотом петушке (Дадон)
- Имя князя сына царя Салтана (Гвидон)
- Имя царя в сказке А.С. Пушкина (Салтан)
- Как звали пса из сказки о мертвой царевне? (Соколко)
- Сеть для ловли рыбы (Невод)
- Жених юной царевны (Елисей)
- Волшебный предмет из сказки Пушкина? (Зеркальце)
- Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов? (Звездочет)
- Дядька прекрасных витязей (Черномор)
По вертикали – Михайловское
Работа по карточкам
Карточки лежат у каждого на столе. За каждую правильную карточку выставляется 2 балла. Набравший большее количество балла считается победителем.
Ученик рассказывает стихотворение о Пушкине:
Люблю я Пушкина творенье
И это вовсе не секрет
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет
С мальства его читаем сказки
В них жар души, природы краски
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух
В них Русью пахнет
То были чудные мгновенья
Когда стихи его читал
«У лукоморья дуб зеленый
Я с упоеньем повторял
Предо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда – рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал
И злую жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
Физминутка
Представьте себе, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе. Первые за парты садятся маленькие снежинки – это девочки, потом снежинки побольше – мальчики. Почему я попросила сначала девочкам сесть?
– Потому что надо соблюдать горский этикет – уметь уступать женщинам. Издавна в балкарских семьях отношение к девочкам было более внимательным, чем мальчикам. По обычаю женщины не выполняли трудную работу. Без провожатых они не отправлялись в путь. Женщина могла остановить кровавую схватку двух мужчин, бросив между ними свой платок. Таким образом, женщина в балкарском обществе занимала довольно высокое положение.
Учитель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями. Знаете сказки Пушкина. Каждый народ имеет собственные сказки. А у балкарского народа, какие сказки есть? Самые древние, какие сказки? Нарты, Сосруко, Сказки о Сатанае, Ерюзмек и т.д. Наш народ выставляет их сильными, умными. Нарты – это старцы, мудрецы. Герой нартского эпоса Сосрук. Он родился из камня, добывает огонь для нартов. Ерюзмек – вождь нартов. Сатанай – жена Ерюзмека, его советчица, наставница
– Вы знаете сказки русских писателей, знакомы со сказками балкарского народа с его нартским эпосом, а сегодня мы будем знакомиться со сказкой зарубежного писателя Шарля Перро.
А ну-ка послушайте:
Я на балу никогда не бывала
Чистила, мыла, варила и пряла
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
Как вы думаете кто это?
Дети: Золушка
– Да это сказка «Золушка» Шарля Перро. Шарль Перро был придворным поэтом. Но очень любил сказки, поэтому начал сам писать их. На экране высвечиваются слова: придворные, стражники, карета, кучер, упряжка. Дети сами объясняют слова. На прошлом уроке я предложила вам прочитать эту сказку. Вы с ней уже знакомы (один ученик кратко рассказывает содержание)
– Ребята скажите, какой тип речи он
использовал?
– Повествование.
– А еще, какие типы речи вы знаете?
– Объяснение, рассуждение или обсуждение.
– Вот сейчас мы будем заниматься обсуждением этой сказки. Каждый кто отвечает правильно получает один бал, а кто может доказать свои ответы 2 бала.
Работа идет в форме диалога. Класс разделен на группы и у каждой группы будет собственное решение.
– Давайте подумаем сначала над осмыслением сюжета, разделим сказку на несколько этапов:
1. Начало действия (завязка) Какие предложения отнесем к завязке?
Ответ: Жил был богатый человек. У него умерла жена. Он женился второй раз на бессердечной женщине. У нее было две дочери, и у мужа тоже была дочка.
2. Развязка действия.
Ответ: Мачеха сразу показала свой злой нрав Золушке. Она взвалила на нее всю грязную работу.
3. Переломный момент.
Ответ: Сестры собираются на бал. Волшебница готовит и Золушку. Золушке было очень весело на балу, и она забыла, что приказала ей волшебница и бросилась бежать, когда узнала время. Она потеряла туфельку, и принц находит ее туфельку.
4. Конец действия (развязка)
Ответ: Туфелька подошла Золушке, принц женится на ней.
– Теперь поработаем с текстом. Как вы думаете
1) Каким тоном, в каком темпе следует начинать читать? (Средним тоном, медленно)
Подчеркнем карандашом опорные слова в каждой
части
В 1 части – показала нрав, взвалила все, терпела.
Во 2 части – устроит бал, выбирали наряды.
В 3 части – мне хотелось бы…, коснулась палочкой,
потеряла туфельку.
В 4 части – туфелька подошла, женился.
– Подчеркнуть слова, с помощью которых можно определить чувства героев:
Мачеха показала свой нрав. Боялась жаловаться. Отец разбранил бы Золушку. Младшая прозвала Золушкой. Волшебнице хотелось сделать приятное. Принц провел ее на почетное место. Придворный посадил ее в кресло.
2) Что в сказке фантастическое, а что могло
случиться? (Фантастическое – все превращенья.
Действительное – принц мог бы жениться на бедной
девушке)
3) На чьей стороне Шарль Перро? (На стороне
Золушки)
4) Какие сказочные слова есть в тексте? (Падчерица,
бал, королевство, волшебница, волшебная палочка,
дворец, принцесса, хрустальная туфелька)
5) Чтение самого любимого места в тексте.
6) Как меняется настроение когда читаешь? (Сначала
огорчаешься потом радуешься)
7) Справедливый ли конец сказки? (Да)
8) Какие герои вызывают уважение? (Принц,
волшебница)
9) Сестры отрицательно или положительно
похожи? (Отрицательно)
10) На интерактивной доске написаны слова
характеризующие всех сестер, распределите эти
слова каждой из сестер: заносчивые, противные,
кроткая, ласковая, работящая, милая.
11) Назовите действующих лиц, которые помогли
Золушке? (Волшебница, звери, принц, придворный)
12) Кто переживал за Золушку? (Волшебница)
13) Почему назвали ее Золушкой? (Потому что
садилась на золу)
14) Сравните спальни сестер (С паркетными
полами, с пуховыми постелями, с зеркалами. У
Золушки – на крыше на тоненькой подстилке)
15) Главное занятие Золушки – чистила посуду, мыла
лестницы, натирала полы.
16) Заветная мечта Золушки (Быть на балу)
17) Какие превращенья случались в сказке?
а) превращенье тыквы в карету;
б) мышей в лошадок;
в) крысы в кучера;
г) ящериц в слуги;
18) Что изменилось на балу с появлением Золушки? (Все
перестали танцевать, скрипачи перестали играть,
наступила тишина)
19) Что бы вы посоветовали сестрам Золушки? (Относится
к ней ласково, с добротой и т.д.)
20) Что в корне изменило жизнь Золушки? (Принц
женился на ней) Понравилась вам Золушка? (Да)
Давайте послушаем песню Золушки (Одна
ученица поет на караоке песню Золушки)
– А сейчас давайте положим свои ладошки на
сердце; вслушаемся в него. Вы слышите? Какое самое
человеческое качество живет в нем?
– Доброта
– Да доброта. Носите всегда людям добро. Герои
сказки – волшебница, звери, принц, придворные –
все показали свою доброту. Давайте придумаем
правила доброты:
Дети:
– Мы говорим добрые и вежливые слова своим
близким.
– Мы внимательны и заботливы, помогаем тем, кто
нуждается в нашей помощи.
– Мы стараемся не ссориться и первыми миримся.
– Дарим близким улыбки.
Учитель:
Да сказка «Золушка» показала нам урок доброты.
Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтоб сказку запомнил и ты
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародится зерно доброты.
– Ребята кому было интересно на уроке? Кто доволен своим участием? Я тоже довольна вами. Вы очень хорошо работали.
Подведение итогов урока
Счет баллов, выявление победителей.
Домашнее задание:
1. Как бы вы продолжили сказку?
2. Подумайте: как будет Золушка, относится к
сестрам в вашем продолжении сказки?