Задачи:
- познакомить учащихся с кровеносными сосудами, кругами кровообращения.
- развивать умение конкретизировать, обобщать.
- совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктативным карточкам.
- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: презентация (Приложение 1)
Словарная работа: кровеносные сосуды, артерии, капилляры, вены, круги кровообращения.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент:
– Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Руки вовремя поднять
Организм свой изучить
И о сердце не забыть.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжаем изучать
органы кровообращения.
– Тему урока вы узнаете, если в порядке
возрастания расставите цифры.
– Открыли тетради, записали число и
расшифрованную тему урока.
6 10 3 8 7 1 9 2 11 4 5 3 5 4 1 6 2
н ы о с о к н р е в е с д у с ы о
III. Повторение пройденного материала
1. Словарная работа
– Ну, а сейчас давайте вспомним тему
нашего прошлого урока.
Перед вами слова с пропущенными буквами.
Задание: запишите слова, в тетрадь, вставляя
пропущенные буквы.
А-рта, кл-п-н, пр-дс-рдие, ж-л-д-чек.
– Что объединяет все эти слова? (части сердца)
2. Работа с таблицей: «Строение сердца»
– Покажите эти части сердца на рисунке.
– К доске выйдет …
– Где находится аорта,
– Правое предсердие,
– Правый желудочек,
– Левое предсердие,
– Левый желудочек
– Клапаны.
– Может, кто помнит название клапанов сердца?
Итог: сердце состоит из левого и правого предсердия, левого и правого желудочков и клапанов створчатых и полулунных.
3. Тест-опрос:
– Следующее задание – тест-опрос.
Из предложенных вариантов теста выбрать правильный и обвести его кружком. Работа самостоятельная.
– Как называется движение крови в организме человека.
- дыхание
- пищеварение
- кровообращение
– Что составляет кровеносную систему?
- сердце, сосуды
- пищевод, желудок
– С какой стороны грудной клетки расположено сердце?
- с правой (есть люди, у которых сердце расположено с правой
- с левой стороны, но это редкость)
– Из скольки камер состоит сердце человека?
- 2
- 3
- 4 (кто помнит название камер сердца?)
4. Анализ работ: взаимопроверка
– Поменялись работами, проверяем, что у вас получилось.
Оценивание – поставте своему соседу отметку:
нет ошибок – 5;
1 ошибка – 4
больше 1 – 3
lV. Опыт: Движется ли кровь по кровеносным сосудам.
– Органы кровообращения обеспечивают движение
крови. И что бы убедиться в том, что кровь
действительно движется, я предлагаю вам провести
небольшой опыт. Заключается он в следующем:
– Поднимите вверх левую руку, а правую опустите в
низ.
– Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и
сравните цвет кожи.
– Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая
– бледная)
– Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От
левой руки произошел отток крови, к правой кровь
притекла)
Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым как вы уже знаете относятся сердце и кровеносные сосуды.
V. Изучение нового материала
1. Сообщение учителя по теме
– Кровеносные сосуды пронизываю всё наше тело.Среди них различают: артерии, капилляры, вены.
- Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца.
- Аорта – самая крупная артерия.
- Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды. Они пронизывают все органы и собираются в вены.
- Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу.
– Как вы считаете, какой кровеносный сосуд самый главный? (Все кровеносные сосуды в организме человека взаимосвязаны)
2. Работа с учебником на закрепление
– А теперь открыли учебник на с 61, найдите в тексте и ещё раз прочитайте определение кровеносных сосудов.
3. Дифференцированная работа по карточкам
– Следующая работа по карточкам: заполните
таблицу по определениям. (Раздаю карточки)
– В схеме даны определения кровеносных сосудов,
вписать их названия.
– Проверим, что у вас получилось. Прочитайте определение.
5. Сообщение учителя о кругах кровообращения.
– Ребята, а как вы думаете, кровь по кровеносным сосудам
– Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый.
– Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.
– Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.
– Из левого предсердия кровь поступает в левый
желудочек, а от него вновь направляется по
сосудам большого круга кровообращения.
– Сколько кругов кровообращения?
– Какие?
VI. Закрепление. Работа в группах
– Мы познакомились с кругами кровообращения.
– Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
- 1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
- 2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.
– В своей работе вы можете использовать учебник на с 62-63.
Задание: заполнить таблицу.
Ток крови |
Малый круг кровообращения |
Большой круг кровообращения |
В каком отделе сердца начинается? | ||
В каком отделе сердца заканчивается? | ||
Где располагаются капилляры? |
Задание: вставить пропущенные слова в тексте.
Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … кровь по лёгочным артериям поступает в … Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.
– Проверяем работу.
Оценивание.
VII. Итог урока
– Какие сосуды называются артериями,
капиллярами, венами?
– Как изменяется кровь в малом круге
кровообращения?
– Как изменяется кровь в большом круге
кровообращения?
– По каким венам течёт артериальная кровь?
– Где происходит газообмен в малом круге
кровообращения?