ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
- систематизировать и углубить знания учащихся,
- закрепить навыки решения геометрических задач по проёденной теме;
- умение сравнивать, систематизировать знания и умения.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся чувство ответственности, взаимоуважения, умение работать в группах;
- формирование активности, инициативности.
- показать практическую значимость, применяемость знаний.
Развивающая:
- развивать математическое мышление,
- развивать интерес к предмету;
- формировать потребность к приобретению знаний
- развивать речевые знания
- умения переносить знания на новую ситуацию.
- развитие творческих навыков
Задачи:
обучающие:
- привести в систему теоретические знания по теме “Параллелограммы”;
- закрепление навыков решения задач по данной теме;
- определить сферы практического использования знаний.
развивающие:
- развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
- развивать пространственное мышление;
- развивать логическое мышление.
воспитывающие:
- развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
- прививать интерес к предмету
Слово учителя:
Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги.
Я хочу начать наше занятие со слов французского архитектора Ле Корбюзье. Он говорил:
“Я думаю, что никогда, до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия”. Эти слова очень тонко характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
И на сегодняшнем занятии я постараюсь, доказать вам справедливость этих слов, и надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
Итак, Мы начинаем наше занятие, и я предлагаю его провести в виде научно-практического семинара, а значит, мы с вами будем научными сотрудниками. Предметом исследования будут параллелограммы.
Целью нашего семинара является систематизация основных свойств параллелограммов, проверка теоретического материала и совершенствование навыков решения задач.
- Систематизировать основные свойства фигур и их определения.
- закрепить теоретического материала по данной теме
- Совершенствовать навыки решения задач по теме.
НАЧНЕМ, МЫ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ,
Первый говорит о себе так:
Хоть стороны мои
Попарно и равны,
И параллельны,
Все ж я в печали,
Что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
А кто я, догадайтесь сами.
(Параллелограмм)
Для представления параллелограмма приглашается:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА (на доске слайд с чертежом, свойствами, признаками)
Вторая фигура дает себе следующую
характеристику:
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам.
(Ромб)
Ромб представляет научный сотрудник:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОМБА (на доске слайд с чертежом, свойствами)
Третья характеристика:
В нем четыре стороны-
Все, как на подбор равны.
Все углы по девяносто.
Сам же он красавец просто.
(Квадрат)
Представить нашего красавца доверим:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАДРАТА (на доске слайд с чертежом, свойствами)
Четвертый делает следующую подсказку:
А у меня равны диагонали,
Вам подскажу я, чтоб меня узнали.
И хоть я не зовусь квадратом,
Считаю я себя квадрата братом.
(Прямоугольник)
Прямоугольник представит:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (на доске слайд с чертежом, свойствами).
ПОСЛЕ ТАКОГО ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Давайте решим устно несколько задач, чтобы применить свойства параллелограммов на практике. (Готовые чертежи представлены доске).
- Найти PMNPK, МNHK – параллелограмм.
- Угол ACB равен 30. Найти угол AOD. АВСД – прямоугольник. Пожалуйста, высказывайте свои предложения, предлагайте свои идеи.
- Угол EDC равен 60, ED = 6см. Найти EC. FЕДС – ромб
А ТЕПЕРЬ Я ПЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАНЯТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
для этого мы должны разделиться на группы. Давайте разделимся на четверки, для этого дети сидящие впереди повернитесь к ребятам сидящим за вами. Каждая группа получает рабочий материал.
Всего 3 задания (см. в презентации):
- Определить тип фигуры, используя линейку (пар-м, ромб, квадрат, прямоугольник);
- Достроить до пар-ма первый чертеж, и до ромба второй чертеж;
- С помощью одного надреза ножницами превратить фигуру в квадрат.
У каждой группы картонка на ней отведено место для каждого задания, по мере выполнения заданий вам необходимо приклеить результаты на отведенное место: (время ограничено 5-7 мин)
Время подошло к концу, давайте разберем, что у вас получилось, (подведем итог проделанной работы).
- Ромб, Параллелограмм, квадрат (кто может прокомментировать ПОЧЕМУ);
- Для построения первого чертежа необходимо вспомнить, что диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, а значит, на продолжении отрезков надо отложить отрезки равные …
- С третьим заданием справились все (МОЛОДЦЫ)
А сейчас проведём Математическую разминку “да” и “нет” не говори, соглашаешься – руку подними, нет – покачай головой.
- Любой ли четырёхугольник является параллелограммом? (нет);
- Любой ли параллелограмм является четырёхугольником? (да);
- Параллелограмм – это пятиугольник? (нет);
- Любой ли квадрат является прямоугольником? (да);
- Любой ли прямоугольник является квадратом? (нет);
- Диагонали прямоугольника равны? (да);
- Диагонали параллелограмма равны? (нет);
- Диагонали квадрата перпендикулярны? (да);
- Любой ли параллелограмм является ромбом? (нет);
- Диагонали ромба – биссектрисы углов? (да).
Уважаемые научные сотрудники усаживаемся на свои места
А сейчас мне хотелось бы решить с вами очень полезную задачу.
- ЗАДАЧА 1: ДОКАЖИТЕ, что биссектриса внутреннего угла параллелограмма отсекает равнобедренный треугольник.
- ЗАДАЧА 2: На сторонах BC и СD параллелограмма АВСD отмечены точки M и H соответственно так, что отрезки BH и MD пересекаются в точки O; <BHD=95°, <DMC=90°, <BOD=155°. Найти углы параллелограмма.
Теперь уважаемые научные сотрудники пришло время поработать вам самостоятельно.(3минуты)
Самостоятельная работа.
Заполнить таблицу, отметив знаки “+” (да) и “-” (нет).Параллелограмм |
Прямоугольник |
Ромб |
Квадрат |
|
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | ||||
2. Все стороны равны | ||||
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 градусов | ||||
4. Все углы прямые | ||||
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | ||||
6. Диагонали равны | ||||
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов |
ОБМЕНЯЙТЕСЬ РАБОТАМИ, РЕЗУЛЬТАТЫ НА ДОСКЕ, КРИТЕРИИ ОТМЕТОК В ПРАВОМ Верхнем углу.
Поднимите руки, кто получил 5.4.и…
Ну, что наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей работы. Давайте вспомним, что мы сегодня сделали, чем занимались.
- Систематизировали знания по теме;
- Проводили исследования;
- Совершенствовали навыки решения задач;
- И даже составили пособие, в котором приведены в систему все свойства параллелограммов и я думаю, оно пригодится вам в дальнейшем.
Но остался еще один момент, ребята, мне интересно знать: Каково впечатление у вас от урока.
РЕФЛЕКСИЯ
Выбери вариант соответствующий своим ощущениям после сегодняшнего занятия:
Желаю новых всем побед.
Молодцы, спасибо всем за урок.