Путешествие по Красноярскому краю

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Приобретение специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края.
  • Формирование основ здорового образа жизни.
  • Приобретение навыков общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно-познавательной деятельности.

Задачи:

  • Научить разбивать бивуак.
  • Совершенствовать умение переправляться по навесной веревке.
  • Углублять знания о Красноярском крае.
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятие проводится под открытым небом в солнечную погоду.

1. Организационный момент

Тебя, родной, на свете лучше нету,
Край ссылки, где жив Ленина мираж,
В Разливе, где стоит ещё шалаш
Создателя республики Советов!

Где заключён всему на радость свету
Сибири с Крайним Севером марьяж,
Там, где Столбов природный вернисаж
Дивит и восхищает всех эстетов!

Тебе к лицу природы каждый штрих:
Приезжие в плену у раритетов
И говорят с волнением о них.

Для края ж выше нету комплиментов,
Чем отзывы от жителей чужих…
Пусть будет красота твоя воспета!

Учитель: Как вы считаете, о чем стихотворение? Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему огромному Красноярскому краю (Висит карта Красноярского края)
Красноярский край — второй по площади регион России, находится в Центральной Сибири. В крае 3 государственных природных заказника федерального значения и 27 государственных природных заказников краевого значения. На территории края 323 тысячи озер и множество рек, главная из которых Енисей. Красноярский край вытянулся на 3 тысячи километров вдоль Енисея.

Класс делится на две команды, предлагается придумать им название.

II. Основная часть

Учитель: Путешествие долгое, нужно взять с собой все необходимое.

Перед командами в кучу сложены предметы: компас, крупа, спички, спальный мешок, книга, карта, подушка, котелок, игла с нитками, мягкая игрушка, будильник, посуда и т.п.

Учитель:  Задание первое – нужно правильно уложить рюкзак, взять только необходимые вещи, каждая верно выбранная вещь оценивается в 1 балл, плюс 3 балла за правильную укладку вещей в рюкзаке, на выполнение задания 7 минут.

После выполнения задания рюкзаки разбираются и считаются нужные предметы, учитель вместе с детьми поясняет, почему нужна та или иная вещь.

Учитель:  В рельефе Красноярского края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, круто обрывающимися к Северо-Сибирской низменности. Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. На юге – Восточный Саян (высота до 2922 м, пик Грандиозный), Западный Саян, Кузнецкий Алатау и ряд межгорных котловин (Минусинская, Чулымо-Енисейская и др.).  Путешествуя по Саянским горам, мы столкнулись с горной рекой, необходимо переправиться, подходим к «переправе». Каждому участнику команды необходимо сделать правильную обвязку для переправы и преодолеть переправу 10 метров, за каждого  переправленного участника 2 балла.

При выполнении задания оценивать правильность обвязки, переправы, помощь участников друг другу.

Учитель: После горных вершин спускаемся в тайгу.
Леса занимают 69% его территории и по запасам древесины он находится на первом месте в России. И большую часть лесов края составляет тайга. Самый большой лес на планете Земля — это тайга, которая в несколько раз превышает амазонскую сельву. Тайга простирается полосой к югу от северного полярного круга до 50° северной широты. Ширина ее достигает 1 300 км между арктической тундрой и зоной умеренного климата. В зимний период подавляющее число видов беспозвоночных, все земноводные и пресмыкающиеся, а также некоторые виды млекопитающих погружаются в анабиоз и в зимнюю спячку.

Учитель: Вот незадача, рюкзаки с провиантом утонули во время переправы, что делать будем?! Знаете, в лесах Красноярского края много съедобных растений и грибов! Если вы их знаете, не останетесь голодными. Задание третье: разделить карточки со съедобными и ядовитыми растениями и грибами, на выполнение задания 3 минуты.

После выполнения задания учитель зачитывает список со съедобными растениями и грибами (Приложение 1), а учащиеся проверяют, не попали ли туда ядовитые, за каждое ядовитое растение минус 1 балл, если все правильно – плюс 3 балла.

Учитель: Скоро стемнеет, надо бивуак разбить: поставить палатку, разжечь костер. Задание четвертое: правильно поставить платку, разжечь костер.

Оценивается правильность постановки палатки, способ разведения костра. Приблизительное время выполнения 10 минут. После выполнения задания, костер сразу затушить.

Учитель: Около костра хорошо посидеть, отдохнуть. Наш великий край населен многими народами и народностями: эвенки, энцы, русские, кеты и много других. У каждого свои традиции и развлечения.
Приблизительное время 10-15 минут. Можно выбрать одну или две из игр.

“Льдинки, ветер и мороз”. (Игра эвенкийского народа)
Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая: холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь. Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал “ветер”. Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал “мороз” все выстраиваются в круг и берутся за руки. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.

“Рыбаки и рыбки” – вспоминаем названия рыб обитающих в водоёмах Красноярского края.
На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоит рыбак, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг, рыбак ловит их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу.

“Важенка и оленята” – расширяем знания о животных живущих на севере Красноярского края (олень). (Игра долганского народа).
На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею – оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

III. Подведение итогов

Учитель: Подведем итоги, подсчитаем количество баллов, полученных командами. Вы сегодня познакомились с природными особенностями Красноярского края, растительным миром, народными играми. Научились правильно разбивать бивуак и переправляться по подвесной веревке.

Подсчитывается количество баллов, выставляются отметки: команда победителей – «5», отмечаются самые активные учащиеся проигравшей команды.