Изучение творчества А.С. Грибоедова в 9-м классе

Разделы: Литература


На изучение жизни и творчества А.С.Грибоедова в 9 классе планирую 10 часов.

1-й урок. Личность и судьба поэта-драматурга.
2,3-й уроки. «Горе от ума» художественное совершенство комедий; ее персонажи; исходные мотивы сюжета (чтение и обсуждение первого действия).
4-й урок. Нравственный конфликт в комедии. Тема достоинства человека в « Горе от ума».
5-й урок. Чацкий в поединке с «обществом».
6,7-й уроки. Смысл заглавия и трагикомизм «Горя от ума».
8-й урок. Смысл комедий А.С.Грибоедова и ее истолкование И.А.Гончаровым и читателем (семинар).
9, 10-й уроки. Сочинение. (Второй час сочинения используется за счет уроков русского языка и не включен во время, отведенное на литературу).
11-й урок. Чацкий и мой современник (внеклассное чтение).

Если в 9 класс приходят слабые учащиеся, планирую уроки по-другому.

1-й урок. Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова.
2-й урок. «Горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов.
3-й урок. Своеобразие и композиции комедии «Горе от ума» и смысл ее заглавия.
4-й урок. Защитники моральных устоев.
5-й урок. Молодое поколение в комедии.
6-й урок. Чацкий и Фамусовское общество.
7-й урок. Критическая статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
8-й урок. Обобщающий урок по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова.
9, 10-й уроки. Сочинение.
11-й урок. Чацкий и мой современник (внеклассное чтение).

Первый урок по теме « Личность и судьба поэта-драматурга» начинаю неожиданно. Прежде чем услышать о Грибоедове, девятиклассники слушают поэта-драматурга, его «Горе от ума», ощущают гениальность создания Грибоедова. Поэтому построение урока таково:

1. «Горе от ума» и его творец

– Среди гениальных художников немногие остались авторами одного единственного произведения, но это единственное обессмертило имя писателя и стало бесконечно близким, дорогим не только для современников и соотечественников. Такова судьба Александра Сергеевича Грибоедова. Слышали ли вы это имя? А пьесу «Горе от ума»? Заинтересовало ли вас само заглавие? Чего вы ждете от произведения, столь неожиданно названного – «Горе…» да еще «от ума»?

– Послушайте же Павла Афанасьевича Фамусова и его гостей: полковника Сергея Сергеевича Скалозуба и только что вернувшегося из зарубежного путешествия Александра Андреевича Чацкого. (Чтение и осуждение явления 5 второго действия или иного фрагмента комедии).

– Ваше мнение? Почему так выразительны реплики персонажей и сцена в целом? Как отозвались вы на стихи грибоедовской комедии? Кстати: почему автор написал ее стихами? Ваши предположения. Хочется прочитать «Горе от ума», а может быть посмотреть?

– Но кто же он, создатель произведения, о котором его современник Александр Бестужев сказал: « Будущее оценит по достоинству сию комедию и поставит ее  в первый ряд творений народных»?

2. Грибоедов, каким мы видим и знаем его (рассказ о личности писателя, начиная с детских лет его. С опорой на страницы воспоминаний современников).

План рассказа на доске.

  1. Детские и юношеские годы А.С.Грибоедова.
  2. «Я решился тогда… поступить в военную службу»
  3. «Голову мою положу за несчастных соотечественников».
  4. «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».
  5. «Он ненавидел слова «раб»…»
  6. «Народ единокровный, наш народ разорен с нами…»
  7. Грибоедов в Персии.

По ходу рассказа учащиеся заполняют хронологическую таблицу.

Хронологическая таблица жизни и творчества А.С.Грибоедова

Даты

Основные события

4 января 1794 или 1795 год
1803 или 1804
30 января 1807
3 июня 1808
15 июня 1810
26 июля 1812
май 1813
1814
20 декабря 1815
25 марта 1816
9 июня 1817
23 октября 1818
1818 год
1818 год
февраль-март 1819 год
4 сентября 1819
19 февраля 1822
5 марта 1823
1 июня 1824
1824 год
май 1825
28 декабря 1825
11 февраля 1826
2 июня 1826
16июля 1826
август 1826
10 февраля 1828
11 февраля – 14 марта 1828
6 июня 1828
22 августа 1828
9 сентября 1829
30 января 1829
18 июля 1830
Родился в Москве, в старинной дворянской семье, мать Анастасия Федоровна Грибоедова, отец Сергей Иванович Грибоедов.
Определен в Московский Университет Благородный пансион.
Поступает на словесное отделение философского факультета.
Оканчивает и получает степень кандидата словесных наук, переходит на юридическое отделение.
Оканчивает и получает степень кандидата прав, остается для изучения математики и естественных наук, но не заканчивает.
В чине корнета зачислен в Московский гусарский полк.
Прибывает в город Кобрин.
Приехал в Петербург.
Подал прошение об увольнении с военной службы и переводе в статскую.
Отставка была принята.
Зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.
Дуэль с Якубовичем.
Комедия « Притворная неверность».
Назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.
Путешествие из Тифлиса в Тегеран.
Освободил пленных и выступил в Грузию.
Назначен чиновником по дипломатической части при генерале А.П.Ермолове.
Получил длительный отпуск и отправился в Москву.
Уезжает из Москвы в Петербург.
Комедия «Горе от ума».
Возвращается на Кавказ к месту службы.
Арест.
Доставлен в Петербург и помещен на гауптвахту Главного штаба
Освобожден и поселился у Жандра.
Начинается русско-персидская война.
Отправляется на Кавказ.
Подписан Туркманчайский договор.
Выезжает в Петербург, столица встречает Грибоедова как триумфатора.
Выехал из Петербурга в Персию к месту службы русским посланником.
Свадьба Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе.
Русская дипломатическая миссия выехала из Тифлиса в Персию.
Варварски убит.
Похороны в Тифлисе.

Домашнее задание получают по группам. Первая группа должна выпустить стенгазету о жизни и творчестве А.С.Грибоедова, вторая – собрать материал, оформить альбом о поэте-драматурге, третья – инсценировать понравившийся эпизод из комедии «Горе от ума».Этот материал использую на последующих уроках.

 Изучаю комедию Грибоедова двумя путями: в недостаточно подготовленном классе читаем каждое действие на уроке с сопутствующим или последующим анализом и обобщающими занятиями в завершение. Девятиклассники, которые справляются с чтением трудного текста самостоятельно, читают комедию дома (вначале очередного действия, с постепенным наращиванием объема текста вплоть до прочтения нескольких действий и перечитывания пьесы целиком). После этого уроки посвящаю выборочному художественному чтению.

– …Итак, дом Павла Афанасьевича Фамусова. Раннее утро… «Ах, как скоро ночь минула…»

– …Услышали, почувствовали творение Грибоедова? Каково же мнение читателей-зрителей?.. какую особенность «Горя от ума» вы уловили, услышали в первых же строках? – Стихи!.. Они удивили вас? Мешали слушать (ведь пьеса в стихах непривычна)?.. В чем тайна грибоедовских стихов, к тому же в пьесе? Почему они так естественны в устах персонажа и, вместе с тем, поэтичны, отточены, изящны? Покажите искусство стиха-реплики, стиха-монолога на одной из сцен – хотя бы первой: Лиза – Софья – Фамусов…

Ситуации и характеры

– …Интересны ли первые сцены? Каково вам в доме Фамусова? Каковы интонация и атмосфера начальных сцен?.. Как создает драматург настроение тревожного ожидания, настороженности, даже… переполоха?..

– …Кто особенно интересен в первых же сценах? Каков же грибоедовский Фамусов? И вновь стихи: как говорит Фамусов? Какие стихи вложил в его уста автор? Попробуйте «сыграть» Фамусова: какие сцены вы бы избрали? Итак, «ваш» Фамусов…Где и почему он особенно комичен? Как сумел автор так «подвести» своего героя?..

– …А партнеры Фамусова: как быть с ними? Кто из них особенно любопытен?.. Молчалин: разве это не открытие Грибоедова? И разве не странно, что вы его спешите осудить, хотя он произнес лишь несколько слов на протяжении продолжительной сцены?..

– …Наконец, другие персонажи комедии – женские. Как с ними «обошелся» автор? Справедлив ли он? Отличаются ли стихи в устах героинь комедии от стихов, которыми говорят герои?..

– …Что вы ожидаете от последних сцен? Почему вдруг непременно ждете Чацкого?.. Что показалось вам «странным» в первых сценах? Почему в них незримо «появляется» Чацкий? Не его ли ждет Фамусов, строго-настрого приказавший Лизе: «Нужен глаз да глаз»?.. Как позже выясняется, совсем не его. Но мы-то почему с нетерпением ждем Чацкого?..
Чацкий: первое впечатление (чтение и анализ седьмого явления).

– …Оправдались ожидания? Не уловили, как Грибоедов строит комедию? Кто же ее герой? Ваше впечатление от Чацкого…

– …Сравните его монологи с предыдущими сценами…Почему Чацкий сразу же покоряет? Почему так захватывают стихи, которыми он говорит?.. И вместе с тем от чего досадно и больно за Чацкого?

– …Как будете вы читать монологи и реплики каждого из персонажей? Неожиданные повороты комедии (чтение и разбор последнего действия).

– …Меняется ли ход пьесы, ее тональность вслед за встречей Фамусова и Чацкого?

Искусство «разговорного» стиха грибоедовской комедии, ее свобода, живопись и афористичность; выразительность и естественность рифмы, «сливающей» соседние реплики. Индивидуализация стихотворной речи: лукавство и пылкость, интонационные и лексические контрасты, изысканность, иной раз ироничная, и просторечие лексики Лизы; барская надменность и назидательность стихотворных монологов и реплик Фамусова, их претенциозная афористичность; односложность, «полустишия» реплик Молчалина; чувствительность и велеречивость монологов Софьи.

Мастерство построения комедии: интригующая зрителя « завязка-экспозиция» в первых же строках ( монолог Лизы, открывающий комедию). Интонация тревожного ожидания, усиливающаяся от сцены к сцене. Комизм характера Фамусова. Мастерство комических сцен и монологов: неожиданные встречи-столкновения персонажей, контрастность их поведения и речи (раздражительная назидательность Фамусова – безмолвие Молчанина – сентиментальность монологов Софьи – притворная беспечность и озорство Лизы). «Кузнецкий мост и вечные французы» как иронический «образ времени» и «вечный» страх Фамусова. Комизм его растерянности, ее «бытовое» снижение с приездом Чацкого, в последних сценах первого действия.

Чацкий как герой комедии, его «ожидания» персонажами и зрителем. Обаяние юности в Чацком. Его влюбленность, пылкость в эмоциональности и поэтичности стихотворных монологов, в их интонационной «взвихренности» и экспрессивности. Исповедальность монолог Чацкого и их полифонизм: восторженность воспоминаний и горечь разочарования, любовь к Москве и редкие укоры ей. Элегия, дума, сатира как «жанры» стихотворных монологов Чацкого.

По ходу чтения и анализа дома и на уроке учащиеся заполняют таблицы, которые помогают им лучше понять произведение, и это сбор материала для написания сочинения.

Александр Андреевич Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов

1. Речист, а больно ни хитер,
Кто так чувствителен, и весел, и остер.

(Лиза)

2. Он славно
Пересмеять умеет всех,
Болтает, шутит, мне забавно.

(Софья)

3. Потом опять прикинулся  влюбленным,
Взыскательным и ограниченным
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него.

(Софья)

4. Не человек, змея!  (Софья)

5. Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.

(Фамусов)

6. Этот франт – приятель;
Объявлен мотом, сорванцом.

(Фамусов)

7. Служить бы рад,
Прислушиваться тошно.

(Чацкий)

8. Он карбонарии,
Опасный человек.
Да он властей не признает.

(Фамусов)

9. Он малый с головой,
И славно пишет, переводит.

(Фамусов)

10. Грозный взгляд резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна.

(Софья)

11. Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол.

(Софья)

12. Он жалости достоин;
Был острый человек,
имел душ  сотни три.

(Хлестова)

1. Смотри ты на меня: не хвастаю сложением,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин
Монашеским известен поведеньем.

(Фамусов)

2. Мне от русских (книг) больно спится.

(Фамусов)

3. Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

(Фамусов)

4. Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда.

(Софья)

5. Желал бы зятя он с звездами да с чинами. (Лиза)

6. Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом.

(Фамусов)

7. Вы что-то не веселы стали
У вас в лице, в движеньях суета.

(Чацкий)

8. При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины свояченицы детки.

(Фамусов)

9. Уж коли зло пересечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

(Фамусов)

Такие же таблицы учащиеся составляют по другим героям комедии: Алексей Степанович Молчалин, Сергей Сергеевич Скалозуб, Софья Павловна Фамусова.

Ребята выписывают выражения, которые стали афоризмами, готовят вопросы для класса, рисуют иллюстрации по любимым сценам. Все это направлено на то, чтобы дети читали внимательно текст и уроки были бы интересными.

Стараюсь использовать разные методы и приемы уроков: игры, конкурсы вопросов и ответов, семинары, заучивание наизусть монологов.

В самом начале изучения темы «А.С.Грибоедов» Горе от ума»» объявила: «У нас будет урок-семинар». Ребята зашевелились: что это такое? Слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник». Видимо, древние философы окружали себя учениками, чтобы подготовить смену, «рассаду», которая в будущем принесет свои плоды. Это особый урок, на котором ребята сами будут решать проблему и сами оценивать свою работу. Одни выскажут свою точку зрения, другие поспорят с ними, а третьи решат, кто прав, кто убедительнее отстаивал свою позицию. И все вместе мы постараемся найти истину. Тема урока-семинара: «Кто же Чацкий, победитель или побежденный». Предложен вопрос для обсуждения, а в нем два подвопроса:

1. Можно ли доказать текстом комедии слова И.А.Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы…?
2. Показал ли Грибоедов Чацкого победителем?

Здесь же на уроке вывешиваются стенды, рисунки, газета. Четверо готовят развернутый ответ на основной вопрос, трое знакомятся с ответом и придирчиво оценивают каждое положение.

Вот каким был ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление ученика с коллективно подготовленным ответом.
  3. Вопросы к докладчику (сначала ребята, а потом учитель).

– Какие жизненные принципы фамусовского общества более всего ненавистны Чацкому?
– Меняется ли Чацкий в ходе борьбы?
Эти и другие вопросы задают ребята тем ученикам, которые готовили доклад.

  1. После ответа на вопросы выступили оппоненты. Они оспорили некоторые положения доклада, но в целом согласились с его идеей. Да, Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он и жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе. «Мильон терзаний» – это не пустая фраза. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности.
  2. Затем выступали «арбитры», опираясь на текст комедии, они внесли некоторые уточнения, отметили удачные ответы на вопросы.
  3. Закончился семинар заключительным словом учителя. Отметила достижения учеников в новом для них виде работы. Конечно, не все в первом семинаре вышло удачно, но ребята будут учиться дальше.

Такой урок провожу в классах, где ученики более «сильные», в слабо подготовленном классе на обобщающем уроке проводила игру «Брей - ринг». Условия игры те же, что и в телевизионной передаче. Класс разделен на три группы. Вначале урока звучит музыка «Вальс А.С.Грибоедова».

Две команды садятся за столы, отвечают на вопросы. Кто из капитанов раньше поднимает руку, та  команда и отвечает. Команда – победительница остается, садится третья команда.

Вопросы звучат примерно так:

  1. Сколько лет было Софье Павловне Фамусовой? (В 17 лет вы расцвели прелестно)
  2. Служить бы рад,… (прислушиваться тошно)
  3. Кто беден,… (тот тебе не пара)
  4. Чины людьми даются,… (а люди могут обмануться)
  5. Что означает слово «Скалозуб»? (Украинское – «насмешник»)
  6. Какое звание имел Кузьма Петрович? (Покойный был почтенный камергер)
  7. Кто был зачислен одновременно с Грибоедовым в Коллегию иностранных дел? (А.С.Пушкин)

На уроке ученики читали наизусть монологи Фамустова и Чацкого, показывали сцену действия 2 явления 7. Закончился урок заключительным словом учителя, выставляются отметки учащимся. При подготовке к сочинению учащиеся обращаются к учебнику В.Г. Маранцмана.