Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ТИП УРОКА: Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение написанию разных видов сочинений.

ЗАДАЧИ УРОКА:

– формировать мысленную деятельность;
– развивать познавательную активность, умение обобщать делать выводы;
– развивать устную и письменную речь;
– развивать инициативность, любознательность, творческое самовыражение;
– воспитывать точность, аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Погружение в деятельность

Эпиграф “Обращаться с языком кое-как, значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно”.

А.Н. Толстой

(Портрет А.Н. Толстого)

1) – Кто такой А.Н. Толстой?

– Как вы понимаете это высказывание?

– Сегодня на уроке будем учиться думать, учиться мыслить.

2)– Однажды журналист отправил в редакцию газеты текст, но его не напечатали и посоветовали обращаться с языком не кое-как, а мыслить.

– В чём проблема у юного журналиста, давайте определим.

Прочитаем текст журналиста, найдём в нём несоответствие и сформулируйте задание.

Музей – это хранилище редких и замечательных вещей, раньше в музеях хранились только дорогие камни, картины, посуда, украшения. Музеев было мало. Теперь много самых различных музеев, о чём они только ни рассказывают. Вот длинная ветвь пальмы. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные сказочные птицы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.

(Запись представляет собой соединение двух текстов: первый о музеях, второй о морозных узорах на стеклах окон)

Задание – как помочь журналисту?

– “Необходимо, определить границы” двух текстов и восстановить их.

– Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты.

Первый отрывок.

Музей – это хранилище редких и замечательных вещей, раньше в музеях хранились только дорогие камни, картины, посуда, украшения. Музеев было мало. Теперь много самых различных музеев, о чём они только ни рассказывают!

Второй отрывок.

Вот длинная ветвь пальмы. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные сказочные птицы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.

– Это разные тексты, т.к. у них разные темы: в первом говорится о музеях, во втором – об узорах на окнах.

– Какие части текстов даны?

– У первого дано начало, у второго середина или начало.

– Какое предложение вы внесёте для того, что бы выправить текст?

(Распространить один из отрывков новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста).

II. Организация деятельности.

1) – Рождение мысли начинается с отдельных слов, но из слов нужно построить (что?) предложение.

– Если же мы решим эту мысль раскрыть, то должны создать (что?) текст.

– Давайте вспомним главные правила текста.

– В данной модели образно показаны представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из этих единиц. (Приложение №1)

2) Работа с моделью

– А сейчас назовите, номера верных, а затем неверных высказываний.

1. Текст состоит из предложений связанных по смыслу. (связь параллельная и цепная)

2. К тексту нельзя придумать заголовок.

3. В тексте всегда должны быть тема и основная мысль

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

5. Текст можно поделить на части

6. Любой текст является картинным (художественным)

(Верные: 1,3,5. Неверные: 2,4,6)

– Скажите, а что общего у текста и детской пирамидки? (стержень главная мысль)

– Определяем:

1. О чём будем рассказывать.

2.Что хочешь сказать и в какой мысли убедить читателя.

3. С чего начнешь, как продолжишь, что скажешь нового, чем закончишь?

III. Осуществление деятельности.

1. Самостоятельная работа в черновике

а) составление плана;
б) использование информации, которую отыскали в различных источниках;
в) работа с толковыми словарями;
г) Работа с дополнительной литературой.

2.

– Чтение новых текстов, выбор их для помощи журналисту.

– А какие бы вы использовали задания по разделам языкознания.

а) по фонетике,
б) морфологии,
в) синтаксису,
г) словообразованию

Учитель корректирует вопросы, контролирует и оценивает вместе с детьми.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового для себя вы открыли на уроке?

– Кто сможет сказать себе “Я сегодня мыслил, используя свои знания, находил новую информацию и помог составить текст юному журналисту”?

V. Домашнее задание.

Написать зарисовку-сочинение на тему “Необыкновенное в обыкновенном, используя главные правила текста”.

Приложение